Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 10-11 (3632-3633), 2 апреля 2003 года

Особенные аспиранты

Недавно ректору СПбГУ Л.А.Вербицкой на встрече со студентами был задан достаточно интересный вопрос: собираются ли чиновники вернуть льготы на проезд аспирантам, и будет ли университет бороться за возвращение этих льгот?

Вот только в этом вопросе, кроме попытки удовлетворения личных интересов, не видно ровным счетом ничего. Знаете, как бесконечный стон старушек о том, что, дескать, пенсию дают маленькую. А ведь пенсионерам и в самом деле можно поверить. Большинство из них по-настоящему не способны серьезно трудиться.

Чего не скажешь об аспирантах. Обычно это – люди, только что получившие диплом вуза. Дееспособные в большинстве своем – как говорится, “в самом расцвете сил”. Второй десяток не так давно разменявшие. И вдруг просят о возвращении льгот на бесплатный проезд в общественном транспорте…

Отчего бы вдруг? Может быть, учеба в аспирантуре действительно отнимает большое количество времени и сил. Вот только со студенческой скамьи в сие как-то не верится. Принято все же считать, что аспиранты занимаются научными изысканиями. И, кроме того, “нарабатывают” учебные часы. Но, как показывает опыт, не столь уж много времени посвящают они своему научному труду, чтобы совсем его не оставалось. По крайней мере, знакомые мне аспиранты, в первую очередь, работают на каких-либо предприятиях и фирмах, отнюдь не во вред собственной научной деятельности. И зарабатывают деньги трудом, совмещая приятное с полезным. Им и в голову не приходит просить кого-то о введении пусть даже отмененных недавно льгот.

Тут-то и напрашивается не вполне логичный вопрос: зачем молодым, здоровым, дееспособным аспирантам просить введения льгот на проезд, уподобляясь пенсионерам, уже давно отработавшим свое и заслужившим эти самые льготы?! Ответ, признаюсь, по-прежнему остается загадкой. Закрадывается, правда, одна крамольная мысль: а вдруг те будущие ученые, кто так озабочен проблемой собственных льгот, просто не хотят трудиться (лентяи, если быть проще)? Не дай бог озвучить такую мысль в широком кругу аспирантов – заклюют ведь.

Можно поставить проблему еще жестче. Второй десяток лет мы с лихим задором уничтожаем все правила, все порядки, что остались от советских времен. Вот только совковую психологию, уж простите, уничтожить так и не удалось. Она осталась целой и неврtдимой, что и подтверждает вопрос аспирантов, заданный ректору СПбГУ. Многие до сих пор считают, что существующее где-то “там” и “недосягаемое” государство кому-то что-то должно. Не должно, никому и ничего. А то, что должно, государство отдает. За все остальное, пардон, придется платить.

Не знаю, кого как, а меня уже давно приводят в состояние бешенства разговоры разных людей на вокзале или на остановке, вроде “Электрички всегда опаздывают, что ж это такое!!!” или “Как ужасно сейчас ходят автобусы!” Между тем еще год назад в России по официальным законам насчитывалось, по меньшей мере, полсотни категорий льготников, полностью освобожденных от оплаты проезда. Все эти нахлебники – хорошо, хорошо! Мы не будем считать пенсионеров, ветеранов и инвалидов, – являясь трудоспособными людьми и не платя ни копейки, вовсю кричат о том, что транспорт ходить стал плохо.

Или я чего-то не понимаю, или такие люди должны благодарить государство за саму возможность бесплатного проезда. А особо вопиющие недовольные могут, спасибо обновленной России, воспользоваться альтернативой: рядом с любой автобусной остановкой можно найти маршрутку. Вот только бесплатный проезд в ней, увы, не учрежден. И никакие там удостоверения – аутентичные или нет – не помогут. Хочешь прокатиться, заплати живыми деньгами. Иначе маршрутники попросту не выживут.

А тут аспиранты со своим “волеизъявлением”. Государство начало мыслить трезво: количество льготников стали сокращать. Сейчас уже нельзя кататься в автобусе по удостоверению МПС, отменен бесплатный проезд Почетных доноров России… За ними, хочется верить, последуют другие. И аспирантам льгот своих уже не вернуть, сколько ни кричи.

Друзья, пожалуйста, избавьте от возгласов типа: “Ну мы – это особый случай, это другое дело. Нам-то уж наверняка нужны льготы, а вот другим…” Хватит. Не “особый случай”. Транспорт ходит плохо только потому, что за проезд платят 20 процентов пассажиров. Начинать надо с себя, с каждого из нас. Без исключений.

В конце концов, в аспирантуру веревкой никого не затаскивают. Это личный выбор каждого. И трудности, с которыми приходится сталкиваться, мы выбираем сознательно. Кстати, может, всему преподавательскому составу страны, согласно этой же логике, тоже прикажете бесплатный проезд оформить? А может, и всем школьным учителям России заодно? Логично ведь. Они – тоже не за бешеные деньги работают.

Так что за бесплатный проезд аспирантов университету ратовать не стоит. Да и государственную политику изменить, что радует, уже не удастся. 

Антон Скакодуб

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков