Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 8-9 (3630-3631), 19 марта 2003 года  
на книжную полку универсанта

«Жизнь,
человек,
будущее...»

Анализируя известный философский постулат «Будущее не дано, оно творимо», стоит задуматься над вопросом «Можно и нужно ли прогнозировать будущее?»

На этот вопрос нет и не может быть простых ответов. Ведь, с одной стороны, в рамках современной позитивистской философии (К.Поппер и др.) возможность объективного предвидения будущего отвергается в принципе. С другой – в ситуации все более углубляющегося экологического кризиса, грозящего человечеству самоуничтожением, исследователи приходят к выводу о том, что «за всю историю еще не было столь необходимо предвидеть, что произойдет, и планировать будущее» (О.Флетхейм).

В книге В.П.Попова и И.В.Крайнюченко «Жизнь, человек, будущее…» (Ессентуки, 2002) обосновывается необходимость создания новых моделей познания мира, соответствующих космическим задачам человечества, высочайшему уровню постижения смысла его реального существования и будущего развития. Авторы не дают однозначного ответа на вопрос «Можно и нужно ли прогнозировать будущее?» Вместе с тем они считают, что системные междисциплинарные научные исследования помогают выявлять основные тенденции развития и выстраивать многовариантные сценарии возможных изменений, с помощью которых можно представить некоторую перспективу взаимоотношений природы и общества, развития человека и человечества, очищенную от иллюзий.

Придерживаясь концепции универсального эволюционизма (общей для социального и материального миров), авторы детально рассматривают биоэволюцию, эволюцию человека, общества и общественного сознания как часть более общего процесса самоорганизации Вселенной. При этом понимание общего содержания эволюционных процессов любого рода связывается ими с понятием «информация», с постоянным усложнением информационных структур (от галактик до элементарных частиц). И это представляется принципиально важным положением не только для осознания такого важнейшего отличительного признака человека, как «использование информационных носителей небиологического происхождения», но и для понимания тех глобальных изменений, которые произошли в развитии цивилизации и культуры на рубеже

ХХ и ХХI веков.

Эти глобальные изменения привели не только к возникновению новой техногенной цивилизации, которая взяла курс на последовательное преобразование природы и замену естественной биосферы новой искусственной средой – техносферой, но и к возникновению новой культуры, в основе развития которой заложены принципиально иные информационные носители – электронные, цифровые, функционирующие в глобальном информационном пространстве Интернета.

Образы будущего, по мнению авторов книги, должны рассматриваться в связи с необходимостью появления Нового человека, естественный интеллект которого дополнен электронной надстройкой (Homo electronikus). Но будущее он может иметь только при условии осознания своей особой космической роли, и, выполняя ее, будет стремиться согласовывать свои цели с законами развития Вселенной, поскольку именно «эти законы «решают», чему быть…».

Книга В.П.Попова и И.В.Крайнюченко «Человек, жизнь, будущее…» может быть интересной и полезной как широкому кругу читателей, интересующихся глобальными проблемами будущего развития человечества, так и специалистам, работающим в области естественнонаучного и социально-гуманитарного знания и соприкасающимся с проблемами экологии, футурологии, культурологии. 

Л.Д.Томалинцева,
кандидат философских наук,
доцент СПбГТУРП

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков