Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 8-9 (3630-3631), 19 марта 2003 года  
подумаем о будущем

Студенту помогут здравый смысл,
мамин совет
и резюме в рекрутинговом агентстве

Дельный человек стремится найти хорошую работу. Мудрый человек сделает все возможное, чтобы хорошая работа сама нашла его. То есть, станет высококлассным специалистом, в котором будет заинтересован достойный работодатель. Чтобы вас как можно скорее нашла именно та фирма, где вы будете наиболее востребованы, существуют рекрутинговые агентства.

Екатерина Вадимовна Румянцева, генеральный директор рекрутинговой компании «Нео СТАФФ», тринадцать лет назад закончила факультет психологии нашего университета. Теперь Екатерина Вадимовна проведет для студентов несколько практических семинаров, которые помогут будущим специалистам правильно сориентироваться на рынке, адекватно оценить свои возможности и не попасться на уловки не очень честных нанимателей.

Е.В.Румянцева

Е.В.Румянцева

– Екатерина Вадимовна, чем рекрутинговое агентство отличается от биржи труда, куда обычно обращаются в поисках работы?

– В Санкт-Петербурге проблемами трудоустройства занимаются три группы агентств. Это биржи труда, которые взимают плату с людей, ищущих работу. Есть компании, которые в зависимости от ситуации взимают плату с одной из сторон: либо с соискателя, либо с работодателя, а то и с обоих сразу. И третья группа – компании, которые занимаются подбором персонала по заявкам работодателей. Услуги компании оплачивает работодатель после заключения контракта с найденным специалистом. На мой взгляд, именно за этими компаниями будущее, потому что профессионалы сегодня очень востребованы, и организации сами должны оплачивать услуги кадровых агентств, которые могут найти сотрудника необходимой квалификации.

Кроме того, способность платить за подбор персонала – это еще и достаточно значимый показатель уровня развития компании и ее стабильности на рынке.

– С какими работодателями вы сотрудничаете: городскими, в масштабах страны или с иностранными компаниями?

– Среди наших клиентов преобладают петербургские компании, но есть немало московских фирм, которые имеют филиалы в разных городах, в том числе и в Санкт-Петербурге. Также мы работаем с некоторыми компаниями со стопроцентным иностранным капиталом, а также с совместными предприятиями. Обычно иностранные компании предлагают более конкурентоспособные условия для работы, но бывает и так, что небольшие российские компании предлагают своим сотрудникам лучшие условия труда и социальные гарантии, чем зарубежные представительства.

– Специалисты какого профиля сейчас наиболее востребованы?

– Раньше искали людей, которые непосредственно делали деньги, то есть тех, кто мог что-то производить, и тех, кто умел грамотно продать готовый продукт. Сегодня у многих компаний скелетик уже есть, и теперь они наращивают мышцы, у кого-то и жирок показался. Поэтому в компаниях появляются и развиваются целые отделы, которые непосредственно занимаются маркетингом, рекламой, паблик-рилейшнз, управлением корпоративными финансами и тому подобное. Сегодня особенно востребованы те, кто помогает осуществлять деятельность кампании. То есть напрямую деньги не приносят, но выполняют необходимый объем сопутствующей работы, важной для существования компании. Это скорее сервисные функции, слово «обслуживающие» здесь вряд ли будет уместно. Прежде всего это экономисты, бухгалтеры, маркетологи, аналитики, менеджеры по рекламе, PR, специалисты по логистике и другие. (Логистика – организация движения товара, от размещения его на складе до доставки конечному потребителю. В этой цепочке очень велики издержки, а грамотный логист умеет эти издержки снижать. Фактически, это умение экономить ресурсы.)

– Представьте себе такую ситуацию: у вас есть два соискателя на одну должность. По профессиональным параметрам они примерно равны. Какие качества, помимо уровня образования и стажа, могут повлиять на решение рекрутера?

– Эти характеристики можно разделить на объективные и субъективные. К объективным относятся: предыдущий опыт работы и те компании, с которыми сотрудничал человек. Потому что если он работал в авторитетной, достойной крупной компании, это может быть плюсом для его дальнейшего трудоустройства. Кроме того, неоспоримым плюсом будет хороший внешний вид. Никто сегодня не гонится за красавицами и фотомоделями, слава богу, эти времена уже прошли, и секретарей берут для выполнения секретарских, а не декоративных функций. Заказчик специально просит, чтобы девушка-секретарь не обладала исключительно красивой внешностью, потому что она может просто отвлекать от работы. Сегодня нужен человек приятный и представительный, и, что во многих компаниях очень важно, доброжелательный. То есть человек, который станет радушным хозяином в офисе. Поэтому такие личностные качества будут важны и востребованы. Для разных позиций в первую очередь будут важны разные качества, но это в любом случае должен быть человек с грамотной речью, умеющий себя вести, правильно себя подать. Нежелательно, чтобы человек курил, а некоторые компании не любят, если у соискателя помимо семьи есть ярко выраженное хобби, которое может отвлечь от работы.

На семинар к специалисту по рекрутингу пришли только студентки. Девушек больше, чем юношей, заботит перспектива получить профильную работу?

На семинар к специалисту по рекрутингу пришли только студентки. Девушек больше, чем юношей, заботит перспектива получить профильную работу?

Воспитание и культура – это всегда преимущество. В заявках, которые заполняют наши работодатели, часто указывается, что соискатель должен быть интеллигентным.

Для многих современных фирм очень важна респектабельность. Респектабельность проявляется во всем, в том числе и в том письме, которое секретарь отправляет клиенту. Если там есть хоть одна грамматическая ошибка, это может оказать негативное влияние на возможный контракт.

– Выпускники Санкт-Петербургского государственного университета выигрывают по сравнению с выпускниками других вузов, или же у них есть серьезные конкуренты?

– Скорее, все-таки да, выигрывают наши выпускники. Но мы говорим о тех специалистах, которые получили университетский диплом достаточно давно, и внутренняя культура у них, безусловно, существует. О молодых мне сложно судить, потому что я не общаюсь в настоящее время непосредственно с кандидатами на вакансии. Но я думаю, что та атмосфера, та среда, которая всегда была в университете, соответствующим образом воздействует на молодежь. Я как психолог могу сказать, что среда оказывает определяющее влияние на формирование личности, особенно в молодом возрасте. Если это среда, в которой вращаются умные, интересные ребята, и тебе есть чему у них научиться (я говорю, прежде всего, о студенческой среде), она может обогатить твой духовный мир.

Снижение культурного уровня, конечно, происходит, но это всеобщее явление нашей жизни, что уж грешить на университет. Тем не менее, университет всегда был культурообразующим фактором, и хотелось бы сохранить эту традицию.

– А каковы субъективные факторы, о которых вы уже начали говорить?

– Некоторым заказчикам важны какие-то нюансы, которые людям очень сложно уловить, но их тоже необходимо учитывать и понимать. Поэтому прежде чем рассчитывать на место в компании, надо как можно больше узнать о ней. Я приведу один характерный пример, достаточно забавный. Мы подбирали кандидата на вакансию заместителя генерального директора в одной крупной компании. Соискатель и генеральный директор друг другу понравились, условия устраивали обе стороны, и они почти обо всем уже договорились. В частной беседе вдруг выяснилось, что генеральный директор и кандидат в его заместители болеют за разные хоккейные клубы, и болеют достаточно активно. Это послужило препятствием тому, чтобы человек поступил на работу. Таких непредсказуемых нюансов может быть много, но их тоже необходимо иметь в виду.

– Будете ли вы учить студентов в ходе практических семинаров обходить эти подводные камни?

– Мы обозначили несколько тем для семинаров. Например, как искать работу, правильно себя вести на рынке труда, как себя позиционировать. Вторая тема – это планирование карьеры. Например, к нам часто приходят резюме наподобие этого: девушка закончила факультет менеджмента, у нее нет ни дня опыта работы, и она пишет, что претендует на должность руководителя компании. Вам смешно, но человек всерьез себя так позиционирует! Она закончила факультет менеджмента, она предполагает, что она – менеджер, что она – управленец. Дайте мне компанию, я буду ею управлять.

Мы говорим нашим кандидатам, которые учатся на старших курсах, что работать надо начинать как можно раньше, миновать низовые позиции и получить бесценные практические знания о том, как строится работа в разных компаниях.

Кроме того, пойдет речь о том, на какие реальные зарплаты можно рассчитывать в наших условиях, на какие должности могут брать студентов и почему. Зачастую у ребят вообще нет никакого представления о том, сколько может стоить их труд, или оно существенно завышено. Когда человек без опыта работы ищет себе место с зарплатой от четырехсот долларов, это выглядит несколько нелепо.

Следующая тема – как составить резюме. Ведь это визитная карточка специалиста, и по тому, как вы ее составили, о вас будут судить. Резюме словно блесна для работодателя: если он, условно говоря, заглотит ее, то он с нетерпением будет ждать встречи с интересной личностью, то есть с вами. Или он прочитает и скажет: «Ну и что?» Возьмет и выбросит ваше резюме. Но ведь вы хотите другой судьбы этому документу. Поэтому написать надо правдиво, но максимально привлекательно.

Четвертая тема – как себя вести, если вас пригласили на собеседование. Как отвечать на каверзные вопросы, какие бывают ловушки, подводные камни и так далее.

– А какие ловушки могут встретиться на пути молодых людей, спешащих устроиться на стоящую, как им кажется, работу?

– Невозможно учиться на чужих ошибках, приходится набивать собственные шишки. Во-первых, люди должны совершенно четко понимать, что никаких денег при устройстве на работу вносить нельзя. Вы поступаете не за тем, чтобы заплатить кому-то, а чтобы заплатили вам за выполненную работу. Вступительные взносы бывают в компаниях, которые существуют один-два дня. Иногда человеку предлагают за определенную сумму купить телефоны разных компаний, где требуются специалисты. Таким образом продавали и наши телефоны. Мы разобрались с этой ситуацией, выяснили, что это за компании, и предприняли судебное разбирательство. Понятно, что нам такая слава не нужна, мы бесплатно работаем с кандидатами.

Существует много предложений по сетевому маркетингу. В принципе, если в вас есть авантюрная жилка и вы умеете убеждать людей покупать ненужные им вещи, и не чувствуете от этого особого дискомфорта, то такая работа возможна. Но мне кажется, что это не занятие для студентов университета. Данный процесс всегда сопряжен с тем, что вы кого-то втягиваете в него и имеете процент с продаж. «Жертвой» может оказаться ваш друг, и я думаю, что это не совсем этично. Такова моя точка зрения, но на практике это – всего лишь один из видов коммерческой деятельности. Все люди разные, и такой способ бизнеса имеет право на жизнь.

Кроме того, есть компании, которые могут не выплачивать заработную плату, или выплачивать ее не в том объеме, о котором объявлялось изначально. Поэтому имеет смысл побеседовать с людьми, которые там работают или работали, узнать, почему они уволились. Если молодому человеку предлагают работу на триста долларов в офисе в центре города, то на какие-то нюансы он может не обратить внимания. И в такой ситуации всегда стоит прислушаться к мнению старшего, более опытного человека. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» – это фраза, которую я не устаю повторять. Крупным компаниям с именем доверяют априори. Но есть несколько компаний (из этических соображений я не могу их назвать), которые берут на испытательный срок сотрудников, выплачивают им минимальные деньги, потом выкидывают их вон и берут следующих «кандидатов». Такова кадровая политика. Эти компании великолепно живут, у них хорошие обороты.

– Служит ли рекрутинговое агентство гарантией, что молодой неопытный соискатель не попадет в такую компанию?

– Да, безусловно. Мы следим за судьбой наших соискателей, за тем, как им работается на новом месте. Потому что мы заинтересованы, чтобы подобранный нами сотрудник работал в компании долго и продуктивно. Компания «Нео СТАФФ» пока не сталкивалась с тем, чтобы ее соискателей обманывали.

Но мы, как и большинство рекрутинговых компаний, ориентированы на людей с опытом, поэтому обычно не занимаемся трудоустройством студентов. Хотя бывают варианты. В нашу компанию мы взяли студентов секретарями. Две девочки с вечернего отделения работают с девяти утра до трех часов, а после трех их заменяет студентка дневного отделения. Их учеба связана с управлением персоналом. Они получают необходимый опыт, поэтому работа им вдвойне интересна. Конечно, совмещать учебу с работой нелегко, но график у них удобный.

При приеме на работу мы обязательно спрашиваем у студентов, как отнесутся их родители к тому, что сын или дочь будет совмещать работу с учебой. Того, кто утверждает, что не советуется с родителями, на работу лучше не брать. Вряд ли молодой человек действительно решает все сам, скорее всего, у него серьезные проблемы в семье. Мой совет – не пренебрегать мнением родителей, людей, которые в вас заинтересованы как никто другой и желают вам только добра.

– Почему вы решили сотрудничать с университетом и проводить эти семинары?

– Любой сегодняшний студент завтра – специалист с опытом, поэтому возможен задел на будущее. С другой стороны, бывают случаи, когда нам заказывают специалистов с минимальным опытом и с определенными качествами. Ну и потом, в этом мире люди должны делиться информацией. Если бы я пригласила Татьяну Александровну Кулакову выступить перед моими заказчиками и подробно рассказать, что представляет собой сегодня Санкт-Петербургский университет, неужели бы она отказалась? Наверное, нет. (Семинары закреплены за Клубом выпускников университета, а Татьяна Александровна – председатель исполкома Ассоциации выпускников Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного университета и исполнительный директор Клуба выпускников университета. – Прим. В.Г.)

– Вернемся к объективной характеристике успешного специалиста – внешнему виду. Студентам свойственно неформально относиться к одежде. Станет ли это для них проблемой в будущем?

– Стиль формируется в молодости. Когда я училась в университете, моей любимой одеждой были свитера, джинсы и бесформенные рубашки. О юбках и туфлях на каблуках даже думать было неприятно. Но мне все равно пришлось привыкать к деловому стилю. Многие компании настаивают на том, чтобы мужчины не ходили на работу в джинсах. А когда ты вышел из среды, где джинсы – это норма, то на новом рабочем месте неумение носить строгий костюм может даже вызвать комплекс.

Нужно уметь гибко приспосабливаться и при этом ни в коем случае не терять свою индивидуальность. Но имидж надо строить так, чтобы индивидуальность не только подчеркивалась, но и соответствовала той среде, в которой ты вращаешься. Когда я играю в баскетбол со своими друзьями, я одна, а в офисе – я совершенно другая. Рассудительный человек понимает, что подстраиваться должен он, а не под него. И даже крупные собственники и руководители говорят, что они приспосабливаются к своим сотрудникам, а не наоборот.

– Возможно, имеет смысл вводить в число обязательных дисциплин, изучаемых студентами, курс, связанный с этикетом?

– Я бы, конечно, ввела. Фильмы и книги переносят нас в другие эпохи, мы видим иной стиль, иные формы общения. Иногда они даже слишком формализованные, гипертрофированные. В современном обществе мы уже не придерживаемся так строго этих форм. Между тем для некоторых специальностей, таких, как педагог, гид, врач, самопрезентация исключительно важна для успешной профессиональной деятельности.

– Как бы вы назвали эту дисциплину?

– Надо подумать… Наверное, спецкурс «Современный деловой этикет и самопрезентация». В его разработке мог бы участвовать не только факультет психологии, но и исторический, филологический и медицинский факультеты.

Посещение семинаров в Главном здании университета – свободное, и Екатерина Вадимовна надеется, что эти встречи будут проходить не только в монологической, но и диалогической форме.

По словам Татьяны Александровны Кулаковой семинары станут регулярными, и после Екатерины Вадимовны их будут проводить члены Клуба выпускников – владельцы предприятий и крупные предприниматели. Первый семинар уже прошел, о нем – в следующем номере журнала.

Вторая встреча состоится 26 марта в семидесятой аудитории в 17.00. Ее тема – как грамотно составить резюме. 

Венера Галеева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков