Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№6-7 (3628-3629), 7 марта 2003 года  
у спорта женское лицо

Studentus fizkulturis

Никому не придет в голову оспаривать истины вроде “движение – это жизнь”, “физкультура – основа здоровья и долголетия”. И то, насколько важны и необходимы занятия спортом, пробежки по утрам и обливания холодной водой, в глубине души понимает каждый. Даже студент. Однако дальше этого глубинного понимания большинство студентов так и не идут. И ограничиваются тем, что раз в полгода приходят на зачет по физкультуре, долго ноют над ухом преподавателя, по-быстренькому сдают положенные нормативы и с обещанием обязательно исправиться в следующем семестре получают вожделенный автограф в зачетку.

И.В.Еганова

И.В.Еганова

Что это – проблема? И чья, студента или университета? Об этих и других вопросах мы беседуем с Ириной Владимировной ЕГАНОВОЙ, доцентом кафедры физической культуры и спорта.

— Ирина Владимировна, нынешние студенты не очень-то стремятся на пары по физкультуре и, откровенно говоря, всячески пытаются их “закосить”. Как вы считаете, с чем связано подобное невнимание к собственному здоровью?

– Ну, во-первых, большинство студентов просто не понимают всей необходимости физкультуры. Не понимают, что любой специалист без здоровья не может нормально работать. Он будет сидеть на больничном листе, и ни один руководитель ни одного предприятия такого работника к себе не возьмет. Мамы с папами сейчас стали детей всячески оберегать и стараются их от физкультуры оградить. Делают им справки, не понимая того, что ребенок, прежде всего, должен быть здоровым. Чтобы прийти к осознанию необходимости физкультуры, придется менять всю концепцию организации физкультурно-спортивного движения в университете. Во-вторых, студенты хотят, чтобы им создавали более комфортные условия. Чтобы был душ, раздевалки приличные, гардероб, где можно было бы оставить свои вещи, сумки и не таскать их все время с собой, большие залы с современным оборудованием. Проблема еще в том, что многим студентам приходится ехать в спортзал на другой конец города.

Для того чтобы решить все эти проблемы, нужны немалые денежные средства. Университетские условия не позволяют нам сейчас менять учебные планы относительно физической культуры. Не хватает баз, стадионов. Фактически функционирует только один зал – тот, который на кафедре. Бассейн, куда постоянно стремится огромное количество студентов, давно не ремонтировался и не может вместить всех желающих. А в связи с тем, что в этом году делается ремонт большого зала и лыжной базы, фактически студентам и заниматься негде, арендуются помещения на стадионе, но туда же еще ехать надо.

Но прежде всего, конечно, нужно убедить студента, что физкультура ему необходима. 90% ребят, которые к нам сейчас приходят, относятся отрицательно к этому предмету, не понимая, что здоровье – прежде всего. Хотя такое отношение у студентов не только к физкультуре. Например, тех же журналистов вообще сложно затянуть на занятия физической культурой и спортом. Они вроде и начинают понимать необходимость таких занятий, но уже когда становятся постарше. А когда жалуешься замдекану по учебной работе на плохую посещаемость, мне отвечают, что они и на основные-то занятия не ходят, что уж говорить о физкультуре. Журналисты вообще своеобразные студенты, они называют себя творческими людьми, поэтому не приставайте к ним со своей физкультурой.

— Возможно, чтобы привлечь студентов и убедить их в пользе физкультуры, стоит как-то учитывать специфику обучения при разработке учебных планов?

– Мы стараемся максимально приблизить факультеты к своей специфике, но не всегда получается, потому как это опять же требует дополнительных средств. Когда студенты приходят на первый курс, мы их анкетируем и распределяем уже согласно их пожеланиям и состоянию здоровья. Девочки, как правило, идут на шейпинг, аэробику. Большое количество студентов хотят попасть в бассейн. Определенной популярностью пользуются игровые виды спорта. Но в связи с тем, что опять-таки условия не позволяют, нам приходится распределять студентов, учитывая их желания лишь на 1–2 процента.

— Может, тогда стоит пойти по другому пути и сокращать учебные программы?

– Наоборот, мы хотим массово внедрять то, что уже практикуется на восточном факультете на третьем курсе. Многие хотят продолжать заниматься физкультурой на третьем и на четвертом курсах. Поэтому мы предполагаем постепенно вводить дополнительные занятия физкультурой на старших курсах, расширять наши программы. Все равно некая часть студентов хочет и дальше заниматься спортом, и преподаватели за это, но возможности пока не позволяют. Но вообще в дальнейшем мы предполагаем ввести эту систему повсеместно. В Петергофском комплексе студенты занимаются физкультурой уже три года.

— И много студентов продолжают заниматься на вашей кафедре после второго курса?

– Немногие, конечно, но все же остаются примерно 20% студентов, а основная масса уходит. Это те, кто продолжают заниматься уже после того, как официальный курс закончен, вне учебных занятий, пытаются где-то найти единомышленников. Раньше у нас была возможность организовывать в бассейне факультативные группы, чтобы студенты старших курсов могли туда прийти и заниматься. К сожалению, сейчас такой возможности нет. На аэробике такие группы существуют. Планируем создать их и на других отделениях.

— Значит ли это, что у кафедры физической культуры и спорта все же есть хотя бы в проекте некие источники финансирования?

– На уровне университета мы стараемся изыскивать средства, проводить новые проекты. К столетию кафедры нам финансово помогли, сейчас к трехсотлетию города делается основательный ремонт. Очень хотелось бы, чтобы наши проблемы осознали деканы факультетов, чтобы факультеты выделили кафедре хотя бы какие-то средства из своего бюджета. Пока деканы никакой активности в этом направлении не проявляют. А ведь студенчество – это группа повышенного риска. Они уже по определению подвержены стрессам, связанным с обучением, сдачей экзаменов. Ведут, в основном, сидячий образ жизни, мало двигаются, много времени проводят за компьютером, а в итоге в уже довольно юном возрасте получают букет болезней. 

Лилиана Тера

От редакции. Недавно Ирину Владимировну коллеги и студенты поздравили с юбилейной датой рождения и с 25-летием работы в университете. Все, кто знают Ирину Владимировну, подчеркивают ее молодую энергию, прекрасную физическую форму, постоянную направленность на оздоровление студентов занятиями физкультурой и спортом. Она точно знает, что рецепт молодости – в активной жизни, постоянном занятии спортом.

Редакция присоединяется к поздравлениям и желает Ирине Владимировне «заразить» любовью к спорту еще не одно поколение студентов.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков