Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№6-7 (3628-3629), 7 марта 2003 года  

Религия как
культурно-исторический
феномен

Шестнадцатого ноября 2002 года в рамках программы проведения Дня петербургской философии на философском факультете состоялось заседание круглого стола «Религия и гражданское общество: проблема толерантности», в котором приняли участие преподаватели вузов, православные священнослужители, представители православной общественности и журналисты. Предложенное Министерством образования РФ примерное содержание учебного предмета «Основы православной культуры» вызвало бурную дискуссию. Поделиться своим мнением согласилась Марианна Михайловна Шахнович, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения

М.М.Шахнович

М.М.Шахнович

– Марианна Михайловна, как вы относитесь к введению православия в средней школе?

– Многие выступавшие на заседании выразили мнение, что введение такого курса в обязательную школьную программу не только нарушает принцип светского государства и светского образования, закрепленный в Конституции Российской Федерации, но и может привести к возникновению напряженности и противостояния на национально-религиозной почве в среде подрастающего поколения. Дело в том, что рекомендации Министерства имели очень противоречивый характер, а предложенные методические разработки нацеливали на подчеркивание истинности православия в противовес не только нехристианским религиям, но и другим разновидностям христианства.

Я согласна с мнением протоиерея Владимирa Федоровa, который заявил на заседании круглого стола, что насильственное приобщение школьников к православной традиции может только завести в тупик, а сам документ лишь усложняет проблему межконфессиональных отношений в России. По нашему общему мнению, выход из этой ситуации возможен только через создание факультативных занятий, кружков, воскресных школ на базе сотрудничества светских и церковных образовательных структур, но только в рамках действующего законодательства. В Законе Российской Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях (от 26 сентября 1997 г.) в пункте 4 статьи 5 говорится: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы». Только такой подход к проблеме соответствует принципу светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, закрепленному в этом законе, Законе Российской Федерации об образовании, и в Конституции Российской Федерации. Это означает, что религиозное образование в государственных школах осуществляется не за счет часов в учебном плане средней школы, выделяемых на образовательные дисциплины «Обществознание», «Филология», «Искусство» (как рекомендовано было Министерством), а вне рамок обязательной школьной программы, то есть после уроков.

– А что вы думаете об идее открытия отделений теологии в университетах?

– Какой теологии? Теологии вообще не бывает. Я помню, кем, где и почему в 70-е годы был изобретено понятие «позитивный атеизм», представляющее собой оксюморон вроде «живого трупа» или «горячего снега». Все разумные аргументы специалистов в области философии религии и истории свободомыслия о том, что атеизм есть лишь отрицание теизма, что он не может существовать сам по себе, что он связан с особым направлением в философии и прочее, не были тогда услышаны. Недавно появился новый оксюморон: «светское религиозное образование», или того лучше – «светская теология». Вот на Западе она, дескать, есть, почему бы и нам не внедрить. Действительно, секулярная теология очень популярна. Но она – одно из направлений современной протестантской теологической мысли, подвергшее сомнению многие фундаментальные положения традиционного христианского учения, вплоть до самой идеи Бога!

В царской России духовные учебные заведения всегда были самостоятельны. Нынешняя идея о подготовке теологов в классических университетах России выросла из объективной потребности выдачи дипломов государственного образца о высшем образовании выпускникам духовных учебных заведений. И опять нам говорят: «В Европе так. Значит, и у нас может быть». Почему же до 1917 года не было богословских факультетов в университетах России?! А что было? А было – религиоведение.

Отечественное религиоведение имеет давние традиции. У истоков его стоят В.Н.Татищев и М.В.Ломоносов, понимавшие, что изучение религии возможно только в сравнительном плане. Татищев в «Истории Российской» писал: «Древнее многобожие в России, сходствующее с греческим и римским, подтверждается еще сверх письменных известий другими примечаниями. Что значат известные в сказках полканы, из человека и коня сложенные, как не греческих центавров? Не соответствует ли царь морской Нептуну, а чуды его тритонам? А Чур – поставленному на меже между пашнями Термину?». В первых мифологических словарях, написанных и изданных в России в XVIII веке, подчеркивался поликонфессиональный характер Российского государства, описывались разнообразные религиозные представления и обычаи больших и малых народов.

Научное изучение религии способствовало расширению знаний о неевропейских культурах, о человеческой истории в целом. Первоначально развиваясь в русле сравнительной лингвистики, религиоведение постепенно утвердилось как самостоятельная наука, отличающаяся множественностью методологических оснований. Еще в 1860 г. голландский теолог Корнелис Тиле выступил с идеей преподавания «науки о религии» в университетах. Главной ее задачей он считал преодоление присущей конфессиональному преподаванию внутренней несогласованности, вызванной пренебрежением знаниями о нехристианских религиях и господством спекулятивного метода. Он считал, что «наука о религии» должна изучать религии всего человечества в целом, преодолевая резкое разграничение естественных религий и религий откровения, интегрируя исследование библейских религий в круг остальных мировых религий.

С 1904 по 1925 г. в Петербургском/Петроградском университете на географическом факультете читались лекции по проблемам изучения религии. Потом чтение специальных курсов по религиоведению было прервано. В 1946 году по инициативе декана философского факультета университета профессора Серебрякова преподавание истории религии было возобновлено на философском факультете ЛГУ. Сейчас на отделении религиоведения философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета осуществляется подготовка бакалавров и магистров по направлению «Религиоведение», кроме того, имеется философская специализация «Философия религии».

Среди студентов и выпускников этого отделения, точно так же, как и среди преподавателей философского факультета, – люди разных убеждений, объединяет которых интерес к религиоведению, которое является междисциплинарной наукой, не имеющей и не могущей иметь конфессиональную принадлежность или направленность.

Когда в 1960 г. на Х конгрессе Международной ассоциации историков религии был поставлен вопрос о взаимоотношении теологии и религиоведения, крупнейшие религиоведы мира приняли специальную декларацию, в которой было заявлено, что «наука о религии» представляет собой антропологическую дисциплину, изучающую религиозные феномены, в том числе вероучения и системы ценностей разных религий, определяя их как части культуры человечества в целом. Дискуссии об абсолютной ценности той или иной религии не имеют отношения к этой науке, а принадлежат к сфере теологии и философии религии. Современное религиоведение избегает оценочных, идеологических, апологетических или критических суждений, рассматривая религию как культурно-исторический феномен и предполагая изучение религиозных верований, деноминаций и конфессий во всем их многообразии. Следует только пожалеть, что курсы по религиоведению не входят в учебные планы многих вузовских специальностей, где они необходимы.

– Что означает религиоведение лично для вас?

– Так случилось, что с детства меня окружали люди, для которых изучение истории религии было делом их жизни: мои родители, их друзья и коллеги. Мой отец мне много рассказывал о своих учителях, выдающихся русских ученых-исследователях религии, у которых ему посчастливилось учиться в 20-е годы. Сейчас распространено мнение, что в России никогда не было религиоведения, что его придумали на излете советской власти, чтобы спасти научный атеизм. Это вымысел. Возьмите в руки два тома великолепной энциклопедии «Мифы народов мира», изданной в первый раз еще в 80-е годы. Посмотрите библиографии к каждой статье, и вы поймете, что российское религиоведение никогда не умирало.

Сама я читаю лекции по религиоведению и философии религии в Санкт-Петербургском государственном университете вот уже двадцать лет. Первые пятнадцать лет я работала в университете по совместительству, совмещая мою преподавательскую деятельность с работой научного сотрудника в Музее истории религии. Это дало мне бесценный опыт и знание предметного мира разных религий. Ученый, занимающийся изучением религии, более, чем кто-либо другой, сознает, какую важную роль играла и продолжает играть религия в жизни общества, в духовной культуре, в сознании людей, в их глубоких переживаниях.

Курсы лекций и семинарские занятия по религиоведению или истории религий мира, выявляющие общечеловеческие ценности в различных религиях, показывающие, что нравственность личности не определяется специфической религиозной принадлежностью к конкретной религии, способствуют объединению общества, формируют взаимопонимание, помогают профилактике и преодолению конфликтов, недоверия и напряженности. В России в условиях многонационального и многоконфессионального государства, в котором определенная часть населения не исповедует никакой религии, общеобразовательные курсы по религиоведению могут сыграть благородную роль в воспитании уважения к религиозным и нерелигиозным убеждениям личности. Получение непредвзятой информации о разнообразии мировоззрений, религиозных верований, традиций и ритуалов способствует развитию толерантности, межкультурного и межрелигиозного диалога, стабильности в обществе. Поэтому я и считаю важной задачей, если хотите, государственного масштаба, подготовку квалифицированных специалистов в области истории, психологии, антропологии, социологии и философии религии. 

Записала Ника Шерман

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков