Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№6-7 (3628-3629), 7 марта 2003 года  
наука и религия

Хранить верность

Церковь святых апостолов
Петра и Павла
при Санкт-Петербургском университете (историческая справка)

В 1828 году в связи с переездом университета в здание Двенадцати коллегий архитектору Синода А.Ф.Щедрину было поручено составление проекта приспособления старинного трезиниевского здания для учебного заведения. Работы по перестройке начались после 1834 года. Почти все помещения были отделаны заново. Из прежних интерьеров сохранился лишь Петровский зал.

Настоятель храма святых апостолов Петра и Павла протоиерей отец КИРИЛЛ

Настоятель храма святых апостолов Петра и Павла протоиерей отец КИРИЛЛ

В апреле 1836 года были утверждены проекты оформления церковного зала, составленные А.Ф.Щедриным. Следующим летом церковь уже была готова. Это был трехкупольный зал в шесть окон по восточному фасаду здания. «В храм ведут трое дверей: одни с главного входа, от Биржи, другие, боковые, из комнат университетских. Притвор составляет площадка в три окна, огражденная со стороны лестницы железной решеткой. Самый храм состоит из трех отделений: собственно церкви в шесть окон, алтаря – в два окна и ризницы, в одно окно, отделенной от алтаря деревянною оштукатуренною стеною». Достопримечательностью храма был запрестольный крест – серебряный, вызолоченный, весом около 15 фунтов. Строгий классический ансамбль украшали лепной белый карниз и двенадцать живописных вставок с ликами пророков Моисея, Иеремии, Захарии, Давида, евангелистов Иоанна, Матфея, Марка, Луки и апостолов Иакова, Андрея, Петра и Павла. Росписи принадлежали кисти известного художника, академика живописи П.М.Шамшина, чьи работы украшали многие петербургские храмы и храм Христа Спасителя в Москве. Им же были выполнены и иконы.

Первоначально строительный комитет, возглавляемый ректором, профессором истории И.П.Шульгиным, предлагал освятить университетскую церковь в честь святого апостола Петра, небесного покровителя Петра Великого и Петербурга, но император Николай приказал именовать ее в честь святых апостолов Петра и Павла. И в день их памяти, 29 июня 1837 года, храм был освящен преосвященным Нафанаилом, епископом Псковским.

1837/38 учебный год начался с торжественного молебна; впоследствии новый учебный год всегда открывался молебном, молебен служился ежегодно и 8 февраля в день основания университета.

Приход университетской церкви составляли прежде всего казеннокоштные студенты, то есть те, что учились за счет казны и жили в помещениях университета. Прихожанами церкви являлись также начальствующие, преподаватели и все должностные лица, состоявшие при университете и Главном педагогическом институте, тоже жившие при университете.

Все, что непосредственно касалось университета, естественным образом отражалось и на жизни университетской церкви: здесь совершались богослужения во все церковные праздники, исторические юбилеи, юбилеи профессуры, служилась литургия, присходили крестины, венчания, отпевания, панихиды для профессоров, студентов, чиновников и членов их семей. Среди прихожан университетской церкви можно назвать много знаменитых людей. В ней молился профессор химии Д.И.Менделеев, глубоко верующий человек. Храм был «семейным» для ректора А.Н.Бекетова, для академика А.А.Шахматова, математика В.И.Билибина, слависта И.И.Срезневского, географа П.П.Семенова-Тянь-Шанского. Возможность посещать церковь имели и жители близлежащих домов.

В августе 1919 года Петропавловская церковь в Главном здании университета была закрыта, богослужения запрещены, и приходу, по почину академика Б.А.Тураева, церковного старосты, пришлось перебраться в бывшую квартиру Срезневских на Биржевой линии. Весь этот дом находился тогда в ведомстве университета. С осени 1918 года настоятелем Петропавловской церкви был протоиерей Николай Кириллович Чуков, он же стал настоятелем новой церкви в память Всех Святых в Земле Российской просиявших. После Великой Отечественной войны принявший монашеский постриг после смерти жены митрополит Григорий возглавил Ленинградскую митрополию.

Название новой университетской церкви, которую иногда именовали «малой», возникло не случайно. Ведь одним из составителей службы Всем Святым в Земле Российской Просиявшим был все тот же академик

Б.А.Тураев. В «малой» церкви совершались богослужения, а «большая» университетская Петропавловская церковь была передана приходу с «правом охраны». В конце 1919 года настоятелем храма стал о.Владимир Лозина-Лозинский. Сын профессора-биолога, он закончил юридический факультет и в 1818 году был рукоположен в священники митрополитом Вениамином. По решению Особой тройки УНКВД Ленобласти от 19 декабря 1937 года Владимир Константинович Лозина-Лозинский был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 26 декабря 1937 года. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года священномученик Владимир Лозина-Лозинский был канонизирован и причислен к сонму новомучеников российских.

Помимо священномученика Владимира у Санкт-Петербургского государственного университета есть еще один небесный покровитель. Это святой мученик Юрий Новицкий, расстрелянный в 1922 году по так называемому «делу об изъятии церковных ценностей» вместе со священномучениками Вениамином, митрополитом Петроградским, архимандритом Сергием (в миру депутатом Государственной Думы Шеиным) и профессором Иоанном Ковшаровым. Юрий Новицкий был канонизирован в 1992 году.

Несмотря на охранное свидетельство, полученное университетским приходом, 19 апреля 1924 года на заседании президиума Ленинградского губисполкома административный отдел постановил: церковь как домовую закрыть и ликвидировать.

После закрытия Петропавловского храма в его помещении находились сначала студенческий клуб, а затем аэродинамическая труба одной из лабораторий. В конце 70-х и начале 80-х годов по инициативе

ГИОПа помещения были частично отреставрированы (исключая алтарь и иконостас). После реставрации здесь разместился Музей истории университета.

31 мая 1990 года инициативная группа верующих университета обратилась к ректору с просьбой о возрождении университетской церкви. Заявление подписали известные ученые А.А.Алексеев, Л.Н.Гумилев, О.А.Ладыженская, Д.С.Лихачев, А.М.Панченко, И.М.Стеблин-Каменский и другие – около тысячи человек, в основном сотрудники и студенты университета. В январе 1991 года Управлением юстиции Санкт-Петербурга при церкви святых апостолов Петра и Павла была зарегистрирована университетская православная община, понемногу стала налаживаться университетская жизнь прихода. Впервые после 77-летнего перерыва начала совершаться Божественная литургия. В настоящее время в храмовом помещении идут ремонтные работы, восстанавливается алтарная часть храма, не реставрировавшаяся в ходе проводившихся ГИОПом в 70-е годы ремонтных работ.

Ничто не отдаляет от Бога так, как сознание своей праведности

Мы беседуем сегодня с нынешним настоятелем университетского прихода протоиереем отцом КИРИЛЛОМ.

— Отец Кирилл, домовые церкви, в частности, храмы при учебных заведениях, создавались раньше там, где студенты или воспитанники жили, например, в Академии художеств, университете, военных училищах. Прихожанам естественней ходить в храм, расположенный недалеко от дома. Какова ныне функция университетской церкви?

– Такая же, как всех прочих домовых церквей, например, храма расположенной рядом с нами Академии художеств. В Московском университете уже несколько лет действует православный храм, да и в других вузах страны домовых церквей открыто уже немало, и нигде это не привело к появлению очагов конфронтации. В наш университетский храм приходят, кто пожелают: сотрудники университета или просто люди, живущие неподалеку. Но помимо обычной задачи окормления верующих у университетского храма есть, мне кажется, еще одна цель – просветительская. В университете была богословская кафедра, которую возглавлял настоятель университетского храма, читался курс богословия, и церковь была не только центром духовной жизни, но и жизни интеллектуальной, богословской. Это были лекции, читавшиеся для всех студентов, студентов тогда было немного, так что они все помещались в одной большой аудитории. Мне кажется, что сегодня есть смысл подумать о чем-то подобном. Разумеется, такой курс ни в коем случае не должен быть обязательным, это естественно, но как факультатив он может существовать. Если студент интересуется традицией православной церкви, мне кажется, он должен иметь возможность узнать о ней из первых уст. Университетское образование подразумевает универсальность, и потому оно непременно должно включать в себя знакомство с духовной традицией. Тем более, что в нашей стране православие – культурообразующая религия, и вся наша культура, хотим мы того или нет, своими корнями уходит в православную традицию, так же, собственно, как и вся европейская культура укоренена в традиции христианской. Ценности, именуемые сегодня общечеловеческими, есть на самом деле ценности специфически христианские. Мы привыкли к тому, что каждый человек – личность, что к каждой личности надо относиться с уважением, мы говорим о правах личности, и все это кажется самоочевидным. Но ведь языческий мир личности не знал; показательно, что в греческом языке термин «ипостась» приобретает личностный смысл лишь в христианскую эпоху. И мне кажется, что нынешний кризис культуры связан с отрывом культуры от своих культовых корней, ведь не случайно «культура» и «культ» однокоренные слова. Одним из моментов противостояния культурному кризису должно стать, по крайней мере, осознание того, что разрыв с христианской традицией приводит к печальным последствиям. И я полагаю, что девиз восстановленного академического знака – Hic tuta perennat – «Здесь в безопасности пребывает» – относится не только к мысли, но и к душе тех, кто обучается в университете.

— Вы говорите о кафедре богословия сегодня?

– Нет. Мне кажется, что сегодня задача состоит в том, чтобы дать возможность студентам, интересующимся православием, познакомиться со своей духовной традицией. Дело это сугубо добровольное – в царство небесное силой не загонишь.

— Как вы уживаетесь с музеем? Не тесновато?

– Пока места хватает, принципиальных разногласий у нас нет, а если и возникают небольшие технические проблемы, их всегда можно разрешить.

— Когда в храме совершаются богослужения?

– До начала ремонтных работ каждую пятницу, с трех часов, служилась вечерня или акафист, раз в месяц по субботам утром совершалась литургия; я надеюсь, что когда ремонт закончится, мы снова вернемся к этой практике.

— Возможно, нет более насущной проблемы сегодня, чем воспитание подрастающего поколения. Какой вы видите нынешнюю молодежь? Какие чувства у вас возникают от происходящего? Что главенствует — оптимизм, печаль, тревога? Как вы думаете, не оказались ли непоправимыми последствия годов репрессий?

– Сейчас многие ругают молодежь, мол, она такая-сякая, а мне она нравится. Сегодня человек, особенно молодой, поставлен в ответственную ситуацию выбора: как вести себя в этом мире, где так много соблазнов. Когда мы были молоды, возможностей выбора было гораздо меньше, мы жили в несравнимо более тесных рамках. И замечательно, что многие молодые люди выбирают правильный путь. Многие же, даже согрешая, все-таки понимают, что они творят грех. И в то же время в церковь приходят люди старшего или среднего возраста, которые, впервые придя на исповедь, говорят: «Я не знаю, в чем каяться, у меня грехов нет». А у молодых есть осознание греха, и это замечательно. Осознающий свой грех – ближе к Богу, нежели тот, кто считает себя праведником, отдавая десятину и соблюдая посты. Ничто так не отдаляет от Бога, как сознание своей праведности. И у нынешней молодежи есть, мне кажется, жажда правды и связанное с ней ощущение неправды, греха.

Что же касается общей духовной ситуации вообще, я не берусь ее оценивать. К сожалению, людей глубоко верующих и живущих церковной жизнью, то есть регулярно исповедающихся и причащающихся, не так уж много. Но именно они – та соль, что хранит этот мир от разложения.

— Отец Кирилл, сегодня многие говорят, что они верят в то, что «что-то такое есть», некоторые утверждают, что они являются верующими «в душе». Какой человек, с вашей точки зрения, может быть назван верующим?

– Вопреки расхожему мнению, вера не аморфна. Невозможно глубоко верить во «что-то». Глубокая живая вера предполагает отчетливость внутренней жизни. Слово, которое на русский переведено как «верить», происходит от еврейского глагола, буквально означающего «хранить верность». И хранить верность можно лишь Тому, Кого я знаю, я не могу хранить верность какому-то «полю» или «космическому сознанию». Я могу быть верен лишь Личности. Как муж хранит верность жене, так верующий хранит верность Богу. Обратите внимание, что в Библии отношения между человеком и Богом уподобляются супружеским отношениям, самым близким межличностным отношениям. И людей, которые так ощущают близость Богу, свою связь с Ним, немного. Их и всегда было немного. Это нам только кажется, что сто лет назад было все хорошо. Если бы все было хорошо, революции бы не произошло, люди, которые вчера ходили в храм, не разрушали бы эти храмы, не расстреливали бы священников, не насиловали бы монахинь. Но сегодня, слава Богу, людей, ищущих встречи с Богом, становится все больше. Если у людей есть тяга к духовной жизни, к истине, это замечательно. Я не решусь сказать, что это симптом грядущего духовного возрождения, это означает просто, что у людей есть потребность к духовной жизни. И семьдесят лет активного насаждения неверия в стране не смогли вытравить эту потребность, значит, это человеческое свойство, то, без чего человек жить не может.

Наша беседа продолжалась в тот день и дальше, нас ничто не отвлекало, с отцом Кириллом мы встретились у него дома, он недомогал, и по этому случаю располагал более или менее свободным временем. Мы вернемся ко всем этим вопросам, думается, еще не раз. Однажды заговорив на эту тему, остановиться невозможно, можно лишь на некоторое время прервать разговор.

С настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла протоиереем отцом КИРИЛЛОМ беседовал и использовал предоставленную им историческую информацию Александр Шумилов 

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков