Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№3 (3625), 4 февраля 2003 года  
в центре внимания – учебный процесс

Человек и машина

В феврале, седьмого числа, в 70-й аудитории Главного здания за круглым столом обсуждалась проблема современных информационных технологий в учебном процессе. Это, скорее всего, начало серии круглых столов, конференций, бесед по обмену опытом, поскольку в этот раз рассказывали о своей работе экономисты, в основном, преподаватели кафедры экономической кибернетики.

За круглым столом – проректор Л.П.Громова, начальник методического отдела Ю.Б.Васенев (слева) и обозреватель журнала «СПбУ» А.А.Шумилов

За круглым столом – проректор Л.П.Громова, начальник методического отдела Ю.Б.Васенев (слева) и обозреватель журнала «СПбУ» А.А.Шумилов

Проректор по учебной работе Людмила Петровна ГРОМОВА:

– Современные технологии обучения, в том числе дистанционные технологии, мы используем очень мало. Нас сейчас на них ориентирует министерство, в министерских документах последнего времени обозначилась тенденция к сокращению аудиторного времени и увеличению доли самостоятельной работы студентов. Для нас это проблема проблем, потому что она связана с качеством обучения: сокращение недельной нагрузки студентов от двадцати семи обязательных часов до двадцати трех–двадцати пяти приводит к тому, что мы несколько часов должны выносить за скобки, отдавая их студентам на самостоятельную работу. Это очень сложная проблема. Нам предстоит, составляя учебные планы госстандарта третьего поколения, все обсудить и взвесить, чтобы не растратить того, что накоплено многими поколениями, не нарушить традицию университетского образования, предполагающую фундаментальность и преемственность. Образование, как одна из самых консервативных сфер, предполагает стабильность, и в то же время оно не может существовать без обновления, мы должны использовать все то новое, что нам предоставляет динамично развивающаяся действительность. Компьютерные технологии должны использоваться и при дистанционном обучении, и при повседневном обучении в аудиториях. Мне кажется, в последние годы нам удалось достичь приличного уровня в технической оснащенности учебного процесса, и сейчас пришла пора подумать, что мы должны с этим делать и как его активно использовать в учебном процессе. Как придти к тому, чтобы студент мог эффективно самостоятельно заниматься и в то же время не утрачивать аудиторного общения с преподавателем, как гармонично сочетать это в нашем университетском образовании. Сегодня предполагается, что из 54–56 часов в неделю половину мы должны предоставить студенту на самостоятельное обучение. Соотношение меняется в пользу самостоятельной работы, уменьшается число аудиторных часов. Это пока существует в качестве проекта, рекомендации, и мы сами должны сейчас думать, каким путем мы пойдем, как мы себе представляем дальнейший процесс обучения. Что предпочтительней: самостоятельная работа или работа в аудитории? Если первое, тогда мы должны их обучить самостоятельной работе, дать инструментарий, дать методики и соответственно изменить наше отношение к методикам преподавания, шире использовать современные технологии. Цель круглого стола – обменяться мнениями, высказать разные точки зрения. Было бы нелишним к последующему обсуждению привлечь и студентов. Они бы высказались, насколько эффективно то или другое, они мобильны, они ездят по Европе и Америке, они сравнивают. Когда они приезжают сюда, они говорят: мы лучше учим, но там более прагматичный подход. Мы даем фундаментальное, универсальное университетское образование, но оно, может быть, менее пригодно для практического использования в той или иной профессии. Вот эти проблемы мы и должны обсудить, учитывая все факторы, и технологические, и традиционные подходы, все тенденции, которые обозначились сегодня в министерских кабинетах, и с которыми мы обязаны будем считаться. Нельзя скидывать со счетов и вопрос вхождения в Болонский процесс.

Начальник методического отдела Юрий Борисович ВАСЕНЕВ:

– Людмила Петровна определила проблемы нашего круглого стола. Хотелось бы подчеркнуть следующий аспект. К нам приезжает в 2004 году многочисленная комиссия по комплексной проверке университета. Подготовка занимает много времени, работа очень объемная. Порядок комплексной оценки предусматривает выдачу вузу лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации. Будет обращаться внимание на качество и разнообразие диагностических средств, в том числе и на тесты, комплексные контрольные задания и прочее, а также на качество организации самостоятельной работы студентов. Увеличение доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения материала, в связи с чем изменяется роль преподавателя. Ученым советам рекомендуется при переизбрании преподавателей на следующий срок обратить особое внимание на результаты освоения ими методик преподавания, ориентированных в большей степени на самостоятельную работу студентов, что должно найти свое отражение в учебно-методических пособиях. На некоторых факультетах, в частности, на экономическом, есть опыт организации самостоятельной работы студентов с использованием компьютерных технологий.

Заведующий кафедрой экономической кибернетики Дмитрий Николаевич КОЛЕСОВ:

– Такая работа есть не только у нас, и нам было бы неприятно, если б мы оказались лидерами, лучше бы продвигаться широким фронтом. Я, может быть, отвлекусь, и то, что скажу, будет как бы против основной идеи. Я понимаю, что необходимо развивать это направление, но дело вот в чем. Я начал заниматься этим давно, и за это время у меня сложилось твердое убеждение: то, что мы делаем, пусть и хорошего качества, но самодеятельность, то есть я хочу сказать, что мы делаем это не совсем профессионально. Мы делаем для себя. Мы делаем программные пакеты, которые помогают тестировать студентов, и которыми мы сами и пользуемся. Если мы хотим выйти на профессиональный уровень, дать настоящий товарный продукт, с полным сопровождением, со всеми справочными файлами, это потребует больше сил, нежели работа одного, двух, трех преподавателей. Преподаватели основное время тратят на подготовку учебных курсов, для них это не основная профессия, это пусть важный аспект, но только лишь одна часть их работы. Тем не менее, при отсутствии универсальных готовых программ многие вынуждены создавать свои. Сейчас эти программы в активном пользовании. У нас даже появилось несколько поколений таких программ. Они могут заменить часть аудиторных занятий, перевести их в форму самостоятельной подготовки. Кроме того, они тестируют, они позволяют экзаменовать, проводить контрольные работы, причем тестирование может проводиться в разных вариантах – от самотестирования до зачета или экзамена. Например, по базовому учебнику «Экономическая информатика» (курс «Информационные технологии») созданы несколько программ.

На кафедре ведется работа по нескольким направлениям:

  • моделирование на компьютере и хранение в компьютерной сети индивидуальных заданий студентам для выполнения домашних заданий, контрольных работ по курсам дисциплин, определяющих специальность «Математические методы в экономике»;
  • фронтальное компьютерное собеседование в ходе практических занятий по понятийному аппарату изученных тем;
  • периодическое фронтальное тестирование студентов по пройденному учебному материалу для промежуточной аттестации, для оценки уровня готовности к семестровым экзаменам и степени подготовленности к комплексному выпускному экзамену.

Сегодня мы продемонстрируем две программы. Доцент Александр Александрович Бабаев покажет программный комплекс «Система изучения и компьютерного собеседования по учебному материалу», СИКСУМ. Этот комплекс предназначен для предоставления возможности изучения студентами учебного материала, проверки уровня знаний после прослушивания лекций, закрепление материала на практических занятиях и самостоятельного его изучения. Доцент Павел Владимирович Конюховский познакомит вас с программной системой АСТ, «Автоматизированная система тестирования», нацеленной на внедрение в учебный процесс прогрессивных форм обучения и контроля знаний. Основными чертами системы являются универсальность (применимость для широкого круга дисциплин) и ориентация на работу в многопользовательском режиме в условиях реального времени.

Доценты Александр Александрович БАБАЕВ и Павел Владимирович КОНЮХОВСКИЙ продемонстрировали программы, показывая их в действии и объясняя, как ими пользоваться. Корреспондент только удивлялся открывающимся возможностям и новым для него терминам.

В ходе дальнейшего разговора прояснялись различные вопросы. Например, тот, что программы имеют достаточно широкий характер, ими как оболочкой могут пользоваться преподаватели, ведущие различные курсы. Их можно использовать в преподавании разных дисциплин и на других факультетах. Их ценность состоит еще и в том, помимо всего прочего, что это самый простой способ вести статистику.

Темой выступления доцента экономического факультета Александра Васильевича ЮРКОВА было использование в образовании компьютерных технологий и технологий Интернета.

– На энтузиазме, без дополнительной оплаты, без дополнительной нагрузки на кафедре проделана большая работа. То же самое происходит сегодня по всей стране. В Интернете вы найдете много интересного. Что можно сказать по этому поводу? Авторам курсов удобнее пользоваться своими разработками, они ими владеют. На чужой системе надо обращаться к разработчикам, это не просто. Пришло время обмениваться опытом, проводить семинары. Есть энтузиасты в других городах. На всероссийский конкурс образовательных ресурсов Интернета, проводившийся в 2002 г. по инициативе Института «Открытое общество», пришло полторы тысячи заявок, из них зарегистрировано – 1228. Их можно изучать, переписываться с авторами. Они открыты. Но никто не поддерживает. Я думаю, основная проблема с внедрением новых технологий – в том, чтобы на университетском уровне была разработана нормативная база, регламентирующая деятельность преподавателей, авторов подобных программ. Их труд должен рассматриваться не как личное дело энтузиаста, а учитываться при планировании педагогической нагрузки, оплачиваться и прочее. Поддерживать на конкурсной основе – лучше всего. Университет должен предоставить возможность доступа к уже имеющимся образовательным ресурсам и сам создавать такие ресурсы. Говоря о возможностях, мы имеем в виду подбор и предоставление на бесплатной основе необходимых инстументальных средств, организацию обучения и консультирования, бесплатный доступ в Интернет и пр.

П.В.Конюховский: «В идеале нужна «средневзвешенная оценка» — из устного общения с преподавателем и автоматизированной проверки знаний».

П.В.Конюховский: «В идеале нужна «средневзвешенная оценка» — из устного общения с преподавателем и автоматизированной проверки знаний».

Темпы использования информационных и коммуникативных технологий в образовании – во всяком случае, отечественном – оставляют желать большего, хотя в самое последнее время делаются некоторые кардинальные шаги, в том числе и на государственном уровне, которые внушают оптимизм.

Что сдерживает широкое внедрение новых информационных технологий в учебный процесс? В определенной степени, это неподготовленность преподавателей к их использованию. Но еще в большей степени – отсутствие должного понимания проблем организации внедрения информационных технологий в учебный процесс. Дело в том, что компьютерные и информационные технологии не упрощают, а усложняют работу преподавателя, требуя от него новых, не всегда простых навыков и дополнительных затрат сил и времени на подготовку учебно-методических материалов в форме, допускающей использование их на компьютерах и в сетях.

В связи с этим должны быть приняты определенные организационные меры, учитывающие в педагогической нагрузке преподавателей трудозатраты на такую подготовку. Более того, сами преподаватели должны быть обучены работе по созданию «компьютерных» учебников. Должно быть налажено производство необходимых учебно-методических материалов и поддержка их в актуальном состоянии на серверах локальных сетей или учебных центров дистанционного обучения в Интернете. Должна быть организована подготовка преподавателей систем дистанционного обучения, которые должны обеспечивать поддержку учебного процесса через Интернет. Наконец, специальные занятия должны быть организованы и для студентов с тем, чтобы дать начальные навыки обучения с использованием компьютеров и телекоммуникаций. Все это может быть достигнуто только в результате глубокого реинжиниринга учебного процесса и требует специальной организации и достаточной финансовой поддержки.

Если расставить приоритеты, то в организации эффективного использования ИКТ в учебном процессе на первое место должно быть поставлено нормативное и материальное обеспечение нового рода научно-методической и учебной деятельности преподавателей. После этого определяются приоритетные учебные курсы и специальности, для которых с минимальными затратами, в кратчайшие сроки и с наибольшим эффектом могут быть подготовлены необходимые учебно-методические материалы. Далее формируются авторские и преподавательские коллективы и обучаются новым видам и формам работы. Выбор конкретной инструментальной системы стоит далеко не на первом месте и требует наименьших затрат.

Эпилог

Как уже понял читатель, проблема, вынесенная в заголовок, сегодня не существует. Мы не луддиты, про которых нам известно из учебников по истории, мы не будем устраивать бунты и ломать механизмы. Но проблема, тем не менее, есть. Она иначе формулируется. Когда-то, в бескомпьютерные времена, корреспондент, пишущий эти строки, помнится, удивился и ужаснулся, узнав, что американские школьники сдают экзамены компьютеру. Он вспомнил своих милых и снисходительных школьных учителей. Тогда-то в его сознании и возникли слова «человек и машина», слова, ни о чем не говорящие и, в сущности, неверные. Ведь за компютером стоит человек, а точнее, он, компьютер, представляет собою (или должен представлять) современные преподавательские атрибуты, вроде листа бумаги, карандаша, указки и пр. Другое дело, что при первом приближении он вызывает у многих дрожь. Но так всегда бывает, когда человек в зрелом возрасте пытается освоить новое. Не все с этим справляются. Я знаю людей, из преподавателей, так и не освоивших пишущую машинку. Может статься, не всем удастся модернизировать свой личный учительский труд. Речь идет о модернизации учебного процесса в высшей школе.

А школьные учителя не все поголовно были милыми, это ностальгия по детству исказила мое восприятие. Теперь я точно вспомнил, что если бы вместо непосредственного контакта с некоторыми лицами я общался бы с монитором, то и отметки по их предмету у меня были бы лучше. А еще важнее: если бы снисходительность и симпатия ко мне других преподавателей на контрольных работах и экзаменах хотя бы изредка заменялась общением с машиной, то в их науках я разбирался бы гораздо лучше. Мне этого до сих пор недостает.

Александр Шумилов

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков