Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№4-5 (3626-3627), 20 февраля 2003 года
развитие университетской идеи в России

Тезисы выступления
председателя Комитета Государственной Думы
по образованию и науке

А.В.Шишлова

Участие России в Болонском процессе следует рассматривать не только в контексте развития российской высшей школы, но шире – в контексте модернизации образования, в контексте внешнеполитического курса России, направленного на сотрудничество и интеграцию с европейскими структурами.

От участия в Болонском процессе выиграют не только ведущие вузы, но все граждане – ведь целью процесса является повышение качества и конкурентоспособности высшего образования.

Сегодня имеется законодательная основа для полноценного включения России в совместную работу в рамках Болонского процесса – подписаны и ратифицированы основные европейские конвенции об академическом признании, прежде всего – Лиссабонская, законодательно закреплены циклы высшего образования – бакалавриат и магистратура.

Дальнейшее развитие законодательства может идти по пути укрепления правовой базы двухциклового обучения, закрепления правовых гарантий академической мобильности студентов, развития академической автономии и демократии.

Следует на законодательном уровне поддержать интеграцию науки и высшей школы, создать правовые условия, стимулирующие развитие вузовской науки, в частности, путем снятия существующих ограничений на получение статуса научной организации и проведения стимулирующей налоговой политики. Соответствующие законодательные инициативы подготовлены, но для их принятия требуется поддержка правительства, поскольку в настоящее время результаты голосования в Государственной Думе зависят от позиции четырех проправительственных фракций: «Единство», ОВР, «Народный депутат» и «Регионы России». Однако результаты голосования по бюджету 2003 года показали, что эти фракции не поддерживают предложений, направленных на увеличение государственной поддержки науки.

Поскольку уже на ближайшей конференции стран-участниц Болонского процесса в Берлине в сентябре 2003 года могут быть приняты решения, направленные на создание структуры, более жесткой и ограниченной для новых участников, чем в настоящее время, представляется необходимым в самое ближайшее время выступление с официальной правительственной инициативой об участии России в работе по подготовке Берлинской конференции. Участие российских представителей, несомненно, будет способствовать обеспечению интересов российской высшей школы при принятии решений, определяющих развитие европейского образовательного пространства в XXI веке. 

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков