Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№4-5 (3626-3627), 20 февраля 2003 года
развитие университетской идеи в России

Тезисы доклада
министра образования Российской Федерации
В.М.Филиппова

В.М.Филиппов, министр образования РФ в Университетском центре на площади Сахарова.

В.М.Филиппов, министр образования РФ в Университетском центре на площади Сахарова.

Как известно, идет процесс глобализации, непростой в целом, в том числе и по отношению к образованию. Правительство РФ ежеквартально заслушивает ход подготовки к вступлению России во Всемирную торговую организацию. Президенту РФ ежемесячно докладывается о том, что сделано в этом направлении. При этом позиция президента заключается в том, что процесс этот должен быть взаимовыгодным. Любое соглашение предполагает наличие прав и обязанностей. Ясно, что при вступлении Россия должна будет принять на себя определенные обязательства. Обсуждаемые нами сегодня проблемы можно рассматривать как с точки зрения требований, предъявляемых Болонской декларацией, актуальности внешних позиций, позиций вступления в Европейское сообщество, так и с точки зрения позиций внутренних, насколько эти же критерии актуальны для российского высшего образования.

Остановимся коротко на критериях Болонской декларации: (1) 3–4 года бакалавриата; (2) 1–2 года магистратуры; (3) создание системы зачетных единиц;

(4) общепризнанная система контроля качества. Бакалавриат в России четырехлетний, так как сейчас около

50 % выпускников школ получили десятилетнее образование. У нас, как правило, пока двухлетняя магистратура, но есть примеры удачной реализации одногодичной магистратуры (школа Т.Шанина при Академии народного хозяйства). В качестве эксперимента в ряде регионов будут реализованы годичные программы магистратуры по гуманитарным и, возможно, по социально-экономическим специальностям. Эта схема обучения требует от студентов напряженной ежедневной самостоятельной работы и жесткого контроля выполнения программы.

Что касается кредитной системы, системы зачетных единиц, то мы в России, вне зависимости от Болонского процесса и параллельно с ним, уже приступили к ее разработке. Сегодня в нашей стране практически нет вузов, в программе которых было бы одинаковое число занятий по каким-либо дисциплинам. Отсюда проблема сравнимости программ, решению которой содействует система кредитов. Начиная со следующего учебного года, эксперимент по переходу на кредитную систему единиц начнется в трех или четырех вузах России. Сейчас наступает этап широкого внедрения дистанционных технологий обучения. В Государственную Думу внесен Закон о дистанционном образовании, в комитете А.В.Шишлова вопрос уже обсуждался, и Совет Федерации также поддержал этот Закон. Мы должны создать возможность студенту из любого региона России прослушать курс по определенному предмету, например, в МГУ или в СПбГУ. И организовано это будет не на бесплатной основе. Уже подписан приказ о создании Российского государственного Открытого университета как консорциума примерно восьмидесяти университетов, в рамках которого планируется подготовка специалистов по 250 специальностям из 400 существующих в России. Кредитная система будет в дальнейшем развиваться в России и в рамках реализации программы дистанционного обучения.

Проблема системы контроля качества актуальна в России в связи с появлением многочисленных филиалов, вследствие организации платных форм обучения в государственных вузах и создания негосударственных учебных заведений. В соответствии с планами правительства, в России в 2003–2005 гг. будет создана государственная система аттестации и контроля качества. Уже в первом квартале 2003 г. внутри Министерства образования появится департамент аттестации и контроля качества, эта система будет создана по аналогии с ВАК. Во всех субъектах РФ будут также созданы центры аттестации и контроля за качеством образования. В соответствии с решением, принятым на Коллегии Министерства в феврале 2002 г., в каждом вузе в течение 2002–2003 гг. должна быть создана собственная система контроля качества образования.

С 1 января 2004 г. необходимым условием обращения любого вуза на очередную аттестацию и аккредитацию будет наличие в нем структур контроля качества образования.

Итак, мы видим, что выполнение четырех условий Болонского процесса выгодно в любой стране. Если Россия не присоединится к процессу, последствия будут ощутимы и для отдельного человека, и для вузов, и для страны в целом. В соответствии с первой статьей Закона об образовании, собственно образование – это целенаправленный процесс обучения в интересах, прежде всего, личности, общества и государства. Чтобы сократить отъезд специалистов за рубеж, мы должны создавать стимулы внутри России, а не запретительные рогатки. Вузы также потеряют очень много, если Россия не окажется в кругу более 30 стран, уже подписавших Болонскую декларацию. Российские вузы потеряют иностранных студентов, российская молодежь будет стремиться получить дистанционными методами платное образование в зарубежных университетах. России предстоит еще пробиваться на мировой рынок образовательных услуг.

В октябре 2003 г. в Германии состоится конференция, на которой будут выработаны новые, более жесткие критерии приема. Вообще говоря, там нас не очень ждут, поэтому мы должны предпринять соответствующие меры. В этом процессе мы должны придерживаться линии президента РФ: если мы вступаем в какую-либо организацию, надо стараться, чтобы правила вступления вырабатывались с нашим участием. Например, когда блок НАТО стал расширяться на восток, мы создали механизм – Совет НАТО с участием России. И в отношении Болонского процесса Россия должна участвовать в выработке критериев и правил. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что это – процесс, и к нему надо относиться, как к процессу. Вместе с нашими европейскими коллегами мы сейчас боремся за особые условия во Всемирной торговой организации по отношению к образованию. 

Фото Александра ТАРАНА

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков