Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№4-5 (3626-3627), 20 февраля 2003 года
от первого лица

Сколько флагов
в гости к нам?

Только официальных зарубежных партнеров у нашего университета – 88 (по состоянию на январь 2003 г.) из 33 стран мира! Такая цифра получается, если считать договоры с зарубежными университетами о сотрудничестве в области науки и образования (посмотрите на карту международных связей СПбГУ на с. 16–17 и вы увидите, в какие именно страны тянутся эти связи – в Европе, Азии и Америке). И что же уникальное мы предлагаем? Такое, что зарубежные партнеры буквально рвутся в Санкт-Петербургский государственный университет... Почему они заинтересованы в партнерстве с нашими учеными и преподавателями? Об этом рассказывает Наталия Борисовна НОСОВА, начальник Управления международных связей СПбГУ:

– Многие международные связи нашего университета очень давние. Например, со Свободным университетом Берлина (тогда еще Западного Берлина) – с 1968 года, с Лейпцигским университетом (Германия) – с 1959-го, с Болонским университетом (Италия) – с 1988-го, со Стокгольмским университетом (Швеция) – с 1967-го, с Барселонским университетом (Испания) – с 1981, с Карлтонским университетом (Канада) – с 1968-го, с Вроцлавским университетом (Польша) – с 1975-го, с Осакским муниципальным университетом (Япония) – с 1985-го, с Университетом Турку (Финляндия) – с 1966-го... Но основной пик интереса к России, к Петербургу и к Санкт-Петербургскому университету возник в 1990-е годы и не уменьшается до сих пор. В последние десять лет даже старые связи как бы обновились, наполнились новым содержанием.

Н.Б.Носова, начальник Управления международных связей

Н.Б.Носова, начальник Управления международных связей

Но карта эта неполная. Ведь кроме документов, заключенных на уровне университета, есть масса договоров о совместных научных и образовательных программах, которые действуют на уровне отдельных факультетов СПбГУ. И если бы мы изобразили еще и факультетские связи, то сетка стрелок на карте была бы куда гуще.

– А все жалуются, что денег нет...

– Действительно, денег на международное сотрудничество нет. Ни на поездки, ни на прием зарубежных гостей в Петербурге. Большими трудами мы изыскиваем средства, чтобы оплатить хотя бы минимальные командировочные иностранным гостям. А когда наши сотрудники приезжают в какой-либо зарубежный университет, им платят приличные суточные, на которые можно жить в другой стране. Нам говорят: используйте внебюджетные средства. Но для внебюджетных средств свои правила, их можно использовать не для любой цели...

Во многих зарубежных университетах оплачивают командировки из университетского бюджета. В других странах существуют плановые заявки в государственные фонды, с помощью которых и финансируются международные контакты. В Германии, например, часть финансирования поступает от отдельных земель. В Финляндии есть специальная организация, которая занимается студенческой мобильностью, и есть программы обмена, ориентированные на Россию. Иногда сотрудничество идет на уровне факультета, а наши партнеры могут подавать заявки на финансирование только при наличии общеуниверситетского договора. И тогда мы заключаем новый договор – уже от имени университета.

– Другими словами, иногда договоры заключаются по политическим соображениям?

– Бывает и так – особенно в этом заинтересованы новые университеты, не только у нас, но и в других странах. А в международных академических кругах СПбГУ считается солидным университетом мирового уровня. Новые университеты стремятся показать свою значимость, в том числе – в международном научном сообществе. И для них чем больше договоров с иностранными вузами, тем лучше. И когда они задумываются, с кем в России стоит дружить, то первым делом идут в наш университет (надо полагать, что МГУ столь же популярен). И случается, договор заключается по политическим соображениям, а не потому, что есть предмет совместной работы... Но нам эти договоры не мешают, а иногда и помогают. Когда возникает интерес со стороны наших исследователей, то наличие договора между университетами дает возможность обращаться туда напрямую, используя существующее формальное соглашение о сотрудничестве.

– Наталия Борисовна, какие стороны нашего образования больше ценят западные и восточные коллеги? Что их привлекает в нашей науке?

– Начну с примера, который показывает вес нашего образования за рубежом. Одна наша студентка с факультета психологии после первого курса поехала поучиться в США. И в университете штата Мэн, после собеседования, ее зачислили сразу на... третий курс. То есть один год обучения в нашем университете они засчитали ей за 2,5 года!.. Нельзя, конечно, сказать, что это норма, но это и не исключение. Диплом СПбГУ признается в Германии, в Швеции, в США (об этих странах знаю больше, потому что там много наших эмигрантов), в других странах. К нам часто приходят запросы, например, из США – просят подтвердить диплом того или иного выпускника, который претендует в Америке на получение рабочего места или на получение второго образования, повышение квалификации.

Традиционно высоко ценится наше образование. По отзывам зарубежных коллег и наших специалистов знаю, что подготовка в области естественных наук у нас гораздо лучше, чем на Западе. У нас студент должен усвоить определенный набор учебных предметов – и такая система в корне отличается от западного либерального образования, когда студент выбирает те предметы, которые он хотел бы изучать. Скажем, индийские танцы, французскую словесность и философию Ницше... Наши специалисты с глубокими знаниями по определенной специальности при таком сравнении явно выигрывают.

Наших компьютерщиков очень охотно берут на работу зарубежные фирмы, высоко ценятся также наши физические и биологические исследования. В Финляндии открыли специальные магистерские программы для наших студентов с матмеха и ПМ–ПУ. Они там учатся и параллельно могут работать в финских фирмах. Финны заинтересованы, чтобы наши компьютерщики там закрепились и остались работать. Причем квалификация наших студентов настолько высока, что один из студентов даже заменял преподавателя на такой магистерской программе.

Но за рубежом в цене не только естественные науки. Наши политические исследования, философия тоже котируются. Уважают они и наших экономистов, из-за того, что Россия и бывшие соцстраны – это немалая часть мира, и наши экономисты ее хорошо знают и могут дать необходимую информацию, выступить в качестве экспертов. Наш профессор филологического факультета В.М.Мокиенко в Германии, в Грайфсвальдском университете «закрывает» целое направление славистики: он читает русскую и украинскую литературу и словесность. Но сейчас у него уже предпенсионный возраст, контракт заканчивается – и непонятно, что теперь делать немцам из Грайфсвальда? Впору кричать караул и закрывать эту образовательную программу...

– Судя по вашей справке о зарубежных партнерах СПбГУ, в Великобритании один только Кембридж имеет с нами договор о сотрудничестве. А в маленькой Финляндии – целых пять университетов, во Франции и в США – тоже по 5, в Швеции – 3, в Корее – 7, в Германии – аж 14!..

– Таковы национальные особенности менталитета: Великобритания не рвется к международному сотрудничеству, это самодостаточная нация. Их больше привлекает сотрудничество университетов с бизнесом, с промышленностью, притом внутри страны. Хотя на уровне факультетов (филологический, психологии, экономический, физический, юридический, геологический и др.) сотрудничество с английскими университетами развивается.

А вот во Франции существуют специальные образовательные и научные программы, ориентированные на Россию. Очень интересна инициатива, когда практикуется совместная русско-французская подготовка кандидатских диссертаций на базе двух университетов, когда у соискателя один научный руководитель из СПбГУ, а другой из какого-то университета Франции. Например, руководство подготовкой диссертации А.Костерова, аспиранта физического факультета СПбГУ велось совместно с Университетом Монпелье II (диссертация уже защищена), диссертация аспиранта физфака Д.Яковлева ведется совместно с Университетом Нанси I, аспиранта матмеха Н.Косматова – совместно с Университетом Франш-Комте в Безансоне, аспиранта юрфака Р.Хасянова – совместно с Университетом Нанси II.

Такое же совместное руководство дипломными и кандидатскими работами проводится СПбГУ и университетами Германии. По количеству загранкомандировок из СПбГУ Германия является самой посещаемой страной (около 800 человек в год). Ежегодно в нашем университете проходят обучение на различных программах более 70 немецких студентов, а количество немецких профессоров и специалистов, приезжающих в СПбГУ с визитами, для работы и для участия в конференциях, превышает 250 человек в год. Есть ряд международных проектов, в которых участвуют СПбГУ и университеты Германии: проекты по естественным наукам (физике, химии, геологии, минералогии), финансируемые РФФИ и INTAS, проекты TEMPUS-TACIS в гуманитарных областях (экономика, социология, управление), два трехсторонних германо-российско-французских проекта (по физике и по биологии) и др.

Менеджмент в нашей стране начал развиваться по американским моделям, и наши коллеги и спонсоры в США по праву гордятся своим вкладом в становление этого факультета. Но кроме того, действуют совместные российско-американские научные проекты с нашими физиками, химиками, биологами. А также развиваются различные формы академического сотрудничества нашего университета с США и с другими странами (совместная исследовательская работа, создание новых образовательных программ, переработка и обновление учебных курсов, совместные конференции и семинары и др.).

– И все же, как бы вы сформулировали ответ на такой «наивный» вопрос: зачем иностранцам Петербургский университет?

– Самое главное, на мой взгляд, то, что они, хоть и прагматичны, но чаще нашего думают о перспективах. И поэтому не всегда ждут каких-то конкретных результатов от сотрудничества с нашим университетом. Они убеждены, и это справедливо, в том, что международные контакты кардинально расширяют кругозор. Человек, посетивший другую страну, получает новый импульс для развития, нечто такое, что он не мог получить в своем университете, в родном городе. Они заботятся о развитии своих сотрудников, поэтому финансируют их поездки в другие страны. Не случайно в образовательных программах ЕС закладывается год обучения студента в зарубежном университете (об этом говорится, в частности, в Болонской конвенции). Они хотят, чтобы их наука развивалась с учетом того, что наработано в мире. Отсюда стремление расширять международные контакты, развивать сотрудничество, вести диалог.

Но кроме того, они находятся на другой ступени экономического развития (примите во внимание несколько поколений без войн и катастроф), рассуждают другими категориями. Для кого из нас актуален такой, к примеру, вопрос: насколько бумажный пакет менее вреден для экологии, чем полиэтиленовый? Или: стоит ли покупать продукты из ЮАР с ее режимом апартеида?.. Для нас – нонсенс. А в Великобритании, скажем, на всех ценниках помечено, где произведены данные фрукты – Израиль, ЮАР, Кипр. Это сделано для того, чтобы хозяйка могла выбрать и, если она против режима апартеида в ЮАР и не желает поддерживать своими деньгами эту страну, то покупает апельсины кипрские. Или она знает, что Израиль опять что-то где-то взорвал и не покупает продукты из этой страны...

Я вспомнила об этом, чтобы показать, насколько всё взаимосвязано в мире. В США взорвали башни Международного торгового центра, а эхо этих взрывов отозвалось во всем мире. Бизнес стал чахнуть, финансовое развитие на спаде и т.п. Это с одной стороны. А с другой: Петербург празднует свое 300-летие, и президенты 50 государств собираются приехать на этот праздник. А сколько прибывает в наш город бизнесменов, ученых, преподавателей, студентов и просто туристов – не сосчитать... 

Вопросы задавал
Евгений Голубев

Карта международных связей

Условная карта-схема связей СПбГУ c университетами мира

город, с которым СПбГУ поддерживает связи

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков