Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№4-5 (3626-3627), 20 февраля 2003 года
воспоминания о сессии

Сессионные обломы и идеальные
формы

Всем известно, как живут студенты от сессии до сессии: весело. А вот как они живут во время сессии? Пожалуй, целеустремленно, напряженно, зависимо.

Зависимо от времени зачетов и экзаменов. От своей памяти, от своей лени. От настроения преподавателя, от своего личного обаяния. И даже от той формы, которую принимает оценивание студенческих знаний.

Вообще, опросив знакомых студентов на тему: что не устраивает в нынешних сессиях, я услышала следующие претензии:

  1. Уровень спрашиваемого на экзаменах материала часто не совпадает с тем уровнем, который дается на лекциях. То есть преподаватель требует более основательных знаний. (Впрочем, я сталкивалась с тем, что дают предмет серьезно и глубоко, а спрашивают достаточно поверхностно. Какого цвета учебник? Давай зачетку, пять. Не знаешь? Ладно, четыре.…Впрочем, это как раз никого не возмущает.)
  2. Слишком большие разрывы между экзаменами. Нервы не выдерживают столь длительного напряжения.
  3. Путаница в ведомостях.
  4. Сессия всегда случается невовремя.

Форма экзамена (письменно или устно?) рассматривается студентами с точки зрения того, где легче выкрутиться. Уболтать «препода» или наоборот, подробно изложить ответ на бумаге, благо дрожащий голос не выдаст неуверенность, – кому что лучше удается.

Преподаватели, в свою очередь, подходят к делу определения уровня знаний более ответственно. Никому, видно, не хочется брать на себя ответственность за погубленные таланты и за обилие тупиц на высоких должностях.

И формы экзаменов постоянно совершенствуются…

Хотя любопытно, насколько форма может воздействовать на содержание? Естественно, что идея у тестов, экзаменов и прочих проверочных работах одна – понять, удовлетворительно или нет усвоено знание. А может, студент овладел им «хорошо»?

Возможно, он вообще все знает «отлично», что, конечно, тоже отразится в зачетной книжке. Если так решит экзаменатор. Тут волей-неволей всплывает вопрос объективности. Хотя и не совсем ясно, откуда ее взять в нашем субъективно воспринимаемом мире. Лично мне кажется, что в данной ситуации уместнее говорить о справедливости. Чтобы каждого оценивали по единым критериям. С другой стороны, если не брать в расчет такие «необъективные», но влияющие на оценку вещи, как обаяние, внешняя красота, умение говорить и выкручиваться (что свидетельствует часто о гибкости мышления), а оценивать исключительно по чистому знанию, то успеха в жизни будут достигать достаточно странные, по нашим меркам, люди. Что ощутимо изменит направление процесса естественного отбора. В некоторых фантастических романах уже нарисован этот пугающий образ: человек-мозг. Огромная голова и усохшее тельце. Конечно, развитие цивилизации, равно как и науки и техники, должно обеспечить наилучший уровень жизни человечества. Но от такого человечества много ли радости? Ведь радость – это эмоция. А эмоция и разум – суть вещи противоположные. Даже часто взаимоисключающие.

Но менять ориентацию общества – дело неблагодарное. Гораздо интереснее проследить за видами, которые принимает желание субъекта достичь объекта. А проще говоря, увидеть мир таким, какой он есть, незамутненным, непредвзятым, истинным…

Рукописи не горят

На факультете менеджмента зимняя сессия 2003 года процентов на 60 состояла из письменных экзаменов. Ученый совет, по рекомендации которого это было проведено, советует принять такую форму экзаменов на вооружение абсолютно всем кафедрам. Собственно, летнюю сессию на менеджменте планируют провести целиком в письменном виде. Исключение будут составлять те экзотические случаи, когда преподаватель считает, что письменно принимать его предмет нельзя (например, если имеет место групповое задание). Но тогда он должен обсудить это со своей кафедрой, а та затем сообщить о решении в ученый совет.

Конечно, студенты, любящие поговорить, оказались в достаточно сложной ситуации. Но серьезных претензий такие изменения, судя по всему, не вызвали. Теперь, когда есть документ – оценку можно оспорить, а это для многих, стремящихся к красному диплому, чуть ли не принципиально.

Впрочем, введение письменных экзаменов уже оказало интересное влияние на оценки. Например, на биолого-почвенном факультете, где экзамены по большей части устные, оказалось намного больше отчисленных студентов, чем на факультете менеджмента. Но зато и отличников не в пример больше. Как сказал заместитель декана по работе со студентами факультета менеджмента Александр Федорович Денисов, «после введения письменных экзаменов ушли крайние варианты». Меньше пятерок и двоек, в основном тройки и четверки. Лучше ли это?

Выглядит более честно, во всяком случае. К чему и стремились.

Окомпьютеривание

До чего дошел прогресс, до невиданных чудес. Все чаще посредником между людьми становится навороченный механизм по имени «комп». Просто «комп».

Незаменимый помощник, он постепенно, но очень быстро, захватывает все сферы человеческих интересов. Да и сам превращается в одну из этих сфер: беспристрастный по определению, быстрый и точный по существу.

Итак, на экономическом факультете доцентом кафедры экономической кибернетики, заместителем заведующего по учебной работе Павлом Владимировичем Конюховским разработана система компьютерных тестов, с помощью которой уже год проводятся некоторые экзамены.

Павел Владимирович рассказал, что такой тест разрабатывается самим преподавателем и содержит около тысячи вопросов с верными и неверными вариантами ответов. Вопросы должны достаточно полно охватывать предмет. Конечно же, студент не должен отвечать на все вопросы. Случайным образом выдается несколько заданий из одного раздела, несколько из другого. Тут многое зависит от того, какие параметры установит преподаватель. Например, можно позволить студенту в отведенное для теста время (оно тоже устанавливается) свободно перемещаться по вопросам и корректировать свои ответы. Тогда целесообразно сделать так, чтобы студент не узнавал сразу, правильный ли он выбрал вариант. Кстати, предусмотрены заведомо глупые варианты, и при выставлении оценки может учитываться не только процент выполнения заданий, но и процент глупостей в студенческих ответах.

По мнению Конюховского, искажения, так или иначе, но присутствуют при любой форме экзамена. В идеале надо, чтобы оценка складывалась «средневзвешенная», то есть из устного общения с преподавателем и автоматизированной проверки знаний.

«Это уже ближе к правовому подходу, – заметил Павел Владимирович, – устный экзамен позволяет оценить личностные особенности человека. Он более субъективен, и это уравновешивает холодный анализ компьютерного теста. Но не должно быть так, чтобы один человек полностью зависел от другого».

У студентов же подобные тесты не вызывают особого восторга. Количество недовольных и довольных различными видами экзаменов всегда примерно одинаковое. Но смысл не в облегчении студенческой жизни. Ключевой момент, который подчеркнул Конюховский и о котором он говорил на круглом столе, посвященном дистанционному обучению, заключается в том, что со временем эта программа поможет анализировать результаты и создавать определенную статистику, обобщать данные, делать выводы и принимать какие-либо действия в соответствии с ними. Это один из главных аргументов, почему компьютеризированные тесты лучше тестов, проведенных на бумаге.

Конечно, такая система имеет ряд технических проблем. Например, связанных с обучением преподавателей. Но прогресс необратим, и решение этих проблем – лишь вопрос времени.

Общество в нирване

Материал называется «Сессионные обломы». Что такое облом в данном контексте? Человек не получает желаемый балл и расстраивается.

С детства людей приучают заботиться об общественной оценке. Система красных дипломов, медалей и прочих «пряников» мне кажется несколько порочной. Во-первых, это автоматически создает и «кнут», то есть чувство собственной неполноценности, когда нет ощутимого одобрения со стороны людей. Во-вторых, подменяет целевое содержание. В данном случае форма роли не играет. Письменный ли, устный, компьютерный или нет, но тест студентами расценивается не как возможность самому проверить личные знания, а как средство для достижения максимально высокой оценки. Желательно на халяву. Желательно побыстрее. Истерики, выклянчивание оценок, торговля с преподавателем из-за балла… какая знакомая картина. Каждый экзамен она повторяется с утомительным однообразием. Мандраж перед дверью одной из студенток: «Мама сказала, если тройка, домой не приходи».

Такая «мама» сидит в голове каждого из нас. В данном случае она всего лишь глас общественного мнения, от которого мы так зависим. Жаль, что направление на пересдачу воспринимается часто как трагедия, а не как еще один шанс выучить то, что не успел, не смог, поленился... Если бы каждый студент уточнил для себя свои цели, тогда форма экзаменов не была бы столь главенствующей, тогда бы содержание этой формы приобрело большую значимость. Вообще, мне кажется, что форма нужна лишь для компенсации недостаточно правильного содержания. Достигнув своего истинного содержания, форма растворится. На фактическом уровне это значит, что если бы каждый студент действительно искренне хотел все знать, тогда необходимость в экзаменах исчезла бы вообще. 

Ника Шерман
Фото

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков