Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№4-5 (3626-3627), 20 февраля 2003 года
ставится важный вопрос

Как нам реформировать
военную подготовку

Перестройка и реформы вещь увлекательная. Вооруженные Силы без малого уже двадцать лет реформируются. А что же военные кафедры? Чем не объект для реформирования? Волна гуманизации, гуманитаризации, демилитаризации накатила в конце 80-х в форме бойкота военной подготовки, координационных студенческих комитетов (КСК) по организации бойкота и выработке требований к военным кафедрам, ряда хлестких статей, вроде той, что была озаглавлена «Кафедра военного абсурда» (Е.Тонков), где речь шла о пагубном влиянии военного обучения на молодое поколение.

Тогда еще никто и не ведал, что начавшаяся в стенах «кафедры военного абсурда» военная карьера В.В.Путина и С.Б.Иванова продолжится у одного на посту верховного главнокомандующего, у другого – на должности министра обороны страны.

Тем временем КСК плодил идеи, вырабатывал требования:

  1. Значительно сократить время на военную подготовку (в том числе и на военные сборы);
  2. Исключить военное обучение девушек. «У войны не женское лицо»;
  3. Привести военно-учетные специальности (ВУС) в соответствие с профилями факультетов;
  4. Отменить на военной подготовке зачеты и экзамены;
  5. Занятия на военной кафедре проводить факультативно (без обязательного их посещения);

Эти и иные предложения в большом количестве представлялись Ученому совету, командованию военного округа, в Министерство обороны и в Министерство образования. А их вторые экземпляры заполняли «Дело» (Переписка).

Занятия на военной кафедре были приостановлены. Военное ведомство в рамках действующего законодательства принимает решение о завершении военной подготовки в ряде вузов (включая ЛГУ) к 1991 году.

Казалось бы, проблема демилитаризации университета решена радикально, и КСК утратили свою актуальность для организаторов. Однако, оценив возможные последствия высокого решения, инициаторы КСК возобновили свою активность, но с иным подходом.

Вузы, где отменялся госзаказ на подготовку офицеров запаса, почувствовали себя ущемленными в сравнении с теми, где все это сохранялось. Умы реформаторов вновь заработали, генерируя идеи по методу «мозгового штурма». А почтовые отправления, курьеры, телефонные линии вновь понесли поток предложений по известным адресам (включая премьера правительства и главу Государства Российского).

Размышления привели к выводам о том, что военное обучение не только не мешает учебе в вузе и получению выпускником основательных знаний, но «является важным элементом высшего образования студентов-мужчин» (из обращения «пострадавших вузов» в адрес правительства РФ). И как не учитывать традиции высшей школы, исторический опыт. Военная подготовка осуществлялась не один десяток лет (в ЛГУ – СПбГУ с 1.10.1926 г.).

Да и стремление учащейся молодежи не быть в стороне от всенародного патриотического дела заслуживает поддержки. Так одно из самых парадоксальных «Дел» (Переписка) пополнилось большим количеством новых документов.

В конечном счете стена неприятия рухнула. 70-летие военной кафедры 1.10.1996 г. отмечалось как общеуниверситетский праздник. Вспомнили о тридцатитысячной армии выпускников военной кафедры, о вкладе в дело обороны страны, о замечательных универсантах, кои с радостью учились на «военке». (Но и тогда еще не догадывались о самых именитых выпускниках.)

Все были довольны собой, друг другом, результатом.

Отныне на военную подготовку определялись добровольно с заключением контракта (и только мужчины). Занятия проводились методом военного дня по 6 часов обязательных занятий и 2 часа – самоподготовки.

Обучение осуществлялось пять семестров и завершалось сборами в войсках. В целом, время на военное обучение сократилось на треть. За малым исключением военно-учебные специальности были родственны профилям факультетов. Стены военной кафедры (с 1997 года – ФВО) стали тесны для желающих учиться. Многие девушки желали бы пройти военное обучение. И ФВО был переселен на ул. Камскую, д.16а (как шутили некоторые – на кладбище).

Одно за другим пришли известия, тешащие самолюбие. В.В.Путин, выпускник университета и военной кафедры – президент. С.Б.Иванов, универсант, выпускник военной кафедры – министр обороны. Радужные надежды поселились на ФВО.

События, однако, стали приносить сюрпризы. Открытие медицинского факультета – радостное для университета событие – обернулось для военной подготовки проблемой. Вначале мало у кого возникало сомнение в том, что для медиков будет открыта соответствующая военная специальность. А раз так, то в положенное время, не откладывая в долгий ящик, группу студентов медицинского факультета зачислили на военную подготовку, и они приступили к овладению военными премудростями. Но открытие новой специальности не состоялось. Начатое военное обучение нужно было как-то продолжить. Из 12 военно-учетных специальностей выбрали психологию (почему не артиллерию?). Вот тут-то проблема посещения студентами медицинской практики обернулась проблемой для военной подготовки. Для медицинского факультета установили особый режим учебы, полагая эту меру временной. (Нет ничего более постоянного, чем временное.) Ибо следующим шагом было категорическое требование особого подхода к военному обучению студентов-юристов. Основательности добавляло то, что чья-то рука в требованиях госстандарта поместила военную подготовку в раздел «Ф» (факультатив). Назови хоть горшком, да в печь не ставь. Однако теперь добрая половина факультетов стала склоняться к тому, что для военной подготовки достаточно факультатива, подходя к вопросу с позиции: ФВО обязан обслуживать интересы университета и т.д. (Своего рода КСК, но повзрослевший.)

Словом, кое-что мы благополучно перевернули с ног на голову. Участникам обсуждения данной проблемы не следует забывать о следующем:

  1. Военная подготовка организуется не для вуза, не для освобождения студентов от призыва. Вузы и военные кафедры выполняют государственный заказ по подготовке военных специалистов – офицеров запаса. Это и должно быть исходной позицией.
  2. Целесообразность проведения военной подготовки методом военного дня не вызывает сомнения. Она позволяет обучающимся приобрести объем знаний и навыков, моделирует среду, подобную той, в которой предстоит служить офицеру, призванному из запаса. Факультативная же форма в зачатке себя не оправдала. Военная подготовка большой группы студентов медицинского факультета была забракована (им было отказано в представлении к присвоению офицерского звания). То же самое может повториться со студентами третьего курса юридического факультета, начавшими военную подготовку по той же методе в сентябре 2002 г. Люди испытывают физическое переутомление, так как с утра занимаются по базовой специальности до 14.15, а затем без перерыва – на военной кафедре до 22.00. К тому же им предложено учиться и в каникулярный отпуск. С переводом на подобный режим других факультетов (международных отношений, биолого-почвенного, исторического, психологии, социологии, философского, журналистики, восточного, филологического) мы решаем государственную задачу за счет студентов. За счет их сил, здоровья и, возможно, безопасности. При учебном дне, точнее, ночи с 14.00 до 22.00. Получается: нам не важна ваша учеба, важно, чтобы вы мучались.
              Снижение результативности военной подготовки в какой-то степени – конфуз для учебного заведения.
  3. В очередной раз мы начинаем повторять «кафедру военного абсурда». Абсурд заключается в том, что в университете военная подготовка есть (поступающие именно на это и ориентируются), а на факультетах ее фактически нет. Зачислить на военную подготовку по несколько человек с факультета (раздать каждой сестре по серьге) – не значит, что на факультете есть военная подготовка.
              Интеграция военного обучения и специального высшего образования требует (особенно при сокращении государственного заказа) привлекать к военной подготовке в первую очередь студентов родственных профилей. При этом естественно, что ряд факультетов будет освобожден от военной подготовки. Но в этом, по крайней мере, нет лукавства. Ибо сказать, что каждый студент университета имеет право на военное обучение – равно как то, что каждый имеет право выиграть в лотерею.
              Военное обучение не является приложением к факультетам. Не возражать против вечерних занятий военной подготовкой – не значит предоставить время. Чем занимается студент в неучебное время, факультетам по меньшей мере безразлично. Государственную задачу несправедливо решать за счет кого-то или чего-то.
              Поиск решения проблемы необходимо продолжить. Предшествующий опыт должен быть учтен. Не всякая новация есть благо. 

В.В.Давыдов,
полковник, начальник военной кафедры

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков