Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№4-5 (3626-3627), 20 февраля 2003 года
300 лет городу. Точка зрения

Быть Петербургу
пусту?


Петровская хватка,
Петровская кладка
А Питер-то строить,
Ох было не сладко,

Но то, что такою
Ценой достается, –
Не продается,
Внаймы не сдается.

В.С.Шефнер



Сейчас, благодаря индивидуальным распоряжениям губернатора, происходит стихийный захват земельных участков под застройку. Это выделение производится без государственной регистрации прав собственности Санкт-Петербурга на продаваемые участки; без проведения торгов и конкурсов (в нарушение Указа президента РФ №1263 от 26.11.97 и Постановления правительства №2 от 05.01.98), якобы за двойную рыночную стоимость участка.

При издании типовых распоряжений об одновременном проектировании и строительстве грубо нарушается Градостроительный кодекс РФ, поскольку распоряжение разрешает строительство без утверждения градостроительной документации о застройке, без проектов межевания и застройки, без проведения обязательной экологической экспертизы.

И вот уже в самом историческом центре Санкт-Петербурга совершенно стихийно и безобразно, в буквальном смысле этого слова, вырастают какие-то немыслимые новые постройки, как нынче их принято называть, «элитные»…

Дико, тоскливо и страшно видеть их и на Исаакиевской площади, когда за «домом Мятлевых» вдруг взгромоздился какой-то огромный серый прямоугольник, хамски-бесцеремонно нарушив весь сложившийся за столетия ансамбль площади, и на набережной Мойки, – угол Невского проспекта, на крыше дома №65; рядом с бывшим Домом работников искусств возведены какие-то непонятного вида и назначения бетонные прямоугольники, совершенно неуместные здесь, напротив Строгановского дворца, ведь – подумать только – Мойка, Невский проспект, Растрелли! – как в дурном сне, честное слово…

Еще раз повторяю – долго можно перечислять подобные вещи, – от одного отеля на Кленовой аллее в дрожь бросает, – но мы не устанем доказывать всяким там «инвесторам-застройщикам», что нельзя город-музей перекраивать на свой рыночный «элитный» вкус.

Не знаю, может, все эти события имеют какое-нибудь мистическое обоснование? Возможно, что благодаря навязчивой пропаганде с экранов ТВ и прочих СМИ бесстыдства, зверства и уголовщины как нормы поведения в деловой и политической жизни, что, кстати сказать, было бы абсолютно немыслимо в настоящем Санкт-Петербурге, – извращаются и меняются не только нравственные и культурные приоритеты жителей, но также и понятия хорошего и дурного вкуса? Ведь, так или иначе, смотри – не смотри ТВ, но «черная», грязная энергия, изливаясь с экранов и растворяясь в пространстве, заражает души людей.

Чем нам дорог чудом сохранившийся Петербург? – о других русских городах пока не упоминаю, так как сейчас именно здесь происходят самые болезненные события, да и все-таки это бывшая столица Российской империи, да и уникальный это город, единственный в своем роде, – нет ему подобных! (Господи, неужели это еще нужно кому-то доказывать!) Так вот, – дорог он нам тем, что все здесь напоминает об эпохе хорошего тона, аристократизма, – в самом лучшем его виде, безупречного стиля, о былой русской силе и славе, о Пушкине, Гоголе, Достоевском, да вообще, одним словом сказать, каждое старинное здание тут свидетельствует о том, что было время, когда люди жили с убеждением, что человек, – это Образ и Подобие Господа Бога, а не «венец эволюции», – как нам вбивали в головы все 70 лет подряд. Вот отсюда-то и проистекает то загадочное и всегда непонятное нынешним людям очарование старины – неповторимые красота и гармония искусства и архитектуры XVIII и XIX столетий, даже какое-то почти неуловимое живое тепло, исходящее от них. Это все было основано на Вере и Милосердии, нынче почти уж забытых… Хочется здесь сослаться на русского религиозного философа предреволюционной поры Е.Л.Трубецкого, на его «Умозрение в красках», – там он писал, что следуя теории «естественного отбора», человек берет пример с животных, с хищников, делаясь зверем, если не хуже… Об этом свидетельствовал нынешний передел собственности, не знавший ни морали, ни жалости. А вот дальше получается, что такое общество вполне уже созрело для поклонения царству «зверя из бездны» – антихриста…

Может, действительно есть какая-то тайная связь социальных катаклизмов с культурной и архитектурной безвкусицей…

Вот, например, взять хотя бы безобразно надстраиваемые в центре города (!) мансарды, попирающие всякие законы архитектурных пропорций. Да и все это к 300-летию…

Интересно, кстати, отметить – мансарды эти очень напоминают собой крышки гробов, как и весь этот «элитный бизнес-стиль» несет на себе отпечаток кладбища и крематория…

Оно и понятно – нынешние сильные мира сего рядом со смертью ходят, смерть приносят, – вот и тянет от их жилищ могилой и тлением.

Вот помнится, в сравнительно недалеком прошлом у многих петербуржцев, ленинградцев тогда еще, вызывал недоумение и неприязнь так называемый «гуманный метод капитального ремонта», когда уничтожались и бесследно исчезали навсегда десятки и сотни интерьеров, витражей, флигелей, дверей, порою представлявших собой настоящие произведения столярного искусства.

В «Ленинградской правде» №7 за 1986 г. в статье «Стратегия грядущих перемен» было сказано, что 230 зданий лишились, благодаря капремонту, уникальной, высокохудожественной отделки интерьеров.

Уже тогда начиналось уничтожение лица города, его самобытности; его, если можно так выразиться, музейности. Но тогда это были еще «цветочки».

И вот, возвращаясь к сказанному ранее, теперь можно вполне уверенно утверждать, что нынче-то уж, когда над тем, что еще уцелело от былого «блистательного Санкт-Петербурга», вновь нависла, подобно черной туче, угроза монструозных «реконструкций», приватизаций с их базарно-непотребной куплей-продажей, – то в таком случае лучше уж предпочесть красиво выполненный «новодел», в точности повторяющий очертания прежнего здания 1:1, чем какие-то там «города солнца» из стекла, бетона и металла… Да еще и в историческом центре! Тут уж придется из двух зол выбирать меньшее. И то, если еще обстоятельства позволят!

Слышал я тут от одного архитектора, что «новым русским» приятно, видите ли, будет, живя в центре Питера, любоваться его красотами с высоты своих «элитных строений»… Разговор шел о проектировании нового здания на Кронверкском проспекте, неподалеку от зоопарка, – предполагаемый проект, судя по всему, беззаконно нарушает допустимую норму строительства в центре, то есть дом почти в два раза должен быть выше окружающих строений, так как им – «новым хозяевам» – хочется с высоты смотреть на Петербург…

С высоты им смотреть хочется! А то, что они своей «элиткой» со стороны вид изгадят, – никого уже не волнует?! Ну что можно сказать о таких архитекторах? Слов нет просто, а если и есть, то такие, что сказать неудобно.

Вот многие говорят по этому поводу, что-де вечного на свете нет (?!), что вот и Эйфелеву башню тоже общественность в штыки приняла, а Эмиль Золя ее даже «верхом мировой пошлости» назвал и из Парижа уехал, оскорбленный в лучших чувствах… Вечного, видите ли, на свете нет – спорь не спорь, только вот вспоминается тут фраза русского философа первой половины XX столетия, И.А.Ильина, по поводу того, что, собственно, есть пошлость. Это вовсе не смакование непристойностей, порнографии или эротики, пес их там разберет. Пошлость, как говорил философ, это, прежде всего, переоценка ничтожного, сиюминутного и недооценка вечного. Что мы оставим потомкам, какую память о Петербурге XVIII и XIX столетий?! Если рассуждать так, как это делают прихвостни нынешних «сильных мира сего», то можно дойти до того, как, например, – дать на откуп кому-нибудь под «элитный ресторан» Тронный или Гербовый зал Зимнего дворца, предварительно проведя там «евроремонт» в соответствии со вкусами «новых хозяев». Как же, – «вечного-то на свете нет!».

Если и дальше все пойдет таким образом, то в недалеком будущем от былого Ленинграда–Петербурга, убереженного в блокаду ценою невероятных потерь и жертв от фашистских бомб и снарядов, убереженного от ведомственного хамства, чиновничьего произвола и вандализма послевоенных лет, не останется практически ничего! Будет на его месте некое экономическое пространство, где все продается и покупается.

Вырастет, подобно злокачественному нарыву, этакое евростандартное нечто… Да неужто и впрямь «быть Петербургу пусту»?

От нас зависит, чтобы это пророчество не сбылось… 

А.Г.Кульбин,
художник, член СПСХ

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков