Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№4-5 (3626-3627), 20 февраля 2003 года
визитная карточка

Все, что вы хотели
знать
о факультете менеджмента,
но стеснялись спросить

Миром управляют управляющие. Или, говоря по-английски, менеджеры. Поэтому в интересах мира, чтобы им управляли толковые и профессионально грамотные менеджеры. Многие считают, что лучшее место для приобретения толковости и профессиональной грамотности – это факультет менеджмента СПбГУ.

Декан факультета менеджмента В.С.Катькало принимает поздравления с юбилеем факультета.

Декан факультета менеджмента В.С.Катькало принимает поздравления с юбилеем факультета.

Факультет менеджмента возник в университете сравнительно недавно – 10 лет назад, на фоне беспрецедентных событий в российской политике и экономике. За эти 10 лет немало чего перевернулось и в российской экономике, и на факультете менеджмента. Но если о российской экономике в массах сформировалось однозначное и зачастую нецензурное мнение, то относительно факультета менеджмента бытует множество точек зрения, как в структуре университета, так и в городе, стране и даже мире. Десятилетний юбилей, который факультет праздновал 24 января, – достойный повод для того, чтобы оценить, насколько все эти мнения оправданны.

Вопрос первый: qui prodest?

Как учили мудрые древние классики, начинать любую исследовательскую работу нужно с вопроса «кому выгодно?». И это отнюдь не дань уважения мудрым древним классикам. Несмотря на все очевидные преимущества, выгодность и правомерность существования факультета менеджмента ставится под сомнение самими же студентами изящной формулировкой: «А на фига нам такой факультет нужен?» И действительно, настолько ли востребованы менеджеры в современной России, и так ли им необходимо высшее образование, чтобы организовывать отдельный факультет? И что ищут абитуриенты, приходя сюда учиться?

Л.А.Вербицкая, ректор СПбГУ: 10 лет назад шли долгие споры в администрации университета о создании факультета менеджмента. Не в пользу такого решения говорили, во-первых, недостаток теоретической базы и практических навыков у российских преподавателей, во-вторых, существование самостоятельного и вполне успешного экономического факультета. Тем не менее, университет не мог не отреагировать на меняющее положение дел в стране, и создание факультета было вызвано жесткой современной реальностью – срочно требовались квалифицированные кадры.

В.С.Катькало, декан факультета менеджмента СПбГУ: Факультет менеджмента – один из пионеров российского бизнес-образования. Поэтому вдвойне важен тот факт, что он существует в системе университета, старейшего и одного из лучших высших учебных заведений страны. Мы можем использовать опыт и фундаментальную базу университета, но с другой стороны, мы всегда видим ту планку, пример высшего образования, которому мы должны соответствовать. Безусловно, менеджер – это профессия XXI века, профессия будущего. Россия сейчас испытывает острый дефицит в квалифицированных менеджерах, который наш факультет старается исправить.

Кирилл, студент первого курса факультета менеджмента СПбГУ: Менеджер – это престижно. Факультет менеджмента – это престижно вдвойне. К сожалению, на мой взгляд, многие приходят на факультет из соображений престижности, чтобы иметь после выпуска заветную волшебную корочку, якобы открывающую все двери. Но другая часть студентов приходит сюда за реальными знаниями, и поэтому существование факультета менеджмента вполне оправданно.

Вопрос второй: догнать и перегнать Америку?

О том, что менеджер профессия «ненашенская», можно судить хотя бы по тому, что многочисленные гости, пришедшие поздравить факультет с юбилеем, так и не определились с тем, как правильно слово «менеджер» произносить. Когда же 10 лет назад факультет только создавался, естественно, не было никаких отечественных разработок по данной теме, никакой методологической базы, учебников, специалистов, все это пришлось создавать на американской основе. В 1992 году был заключен договор со Школой бизнеса им. У.А.Хааса Калифорнийского университета (г. Беркли), которая и должна была предоставить недостающие материалы. В связи с этим с самого начала функционирования факультета за образец была взята американская система обучения. На факультете стал формироваться принцип обучения, названный его деканом «американской моделью». Но стоит учитывать, что находимся мы все-таки не в Америке, а в России, и, возможно, не все американские теории уместны на российской почве. Каковы преимущества такой системы обучения и в чем ее проколы? Что дает она преподавателям и студентам?

С.И.Бажанов, член Попечительского совета факультета менеджмента, президент Международного банка Санкт-Петербурга поздравляет факультет с юбилеем. Декан факультета менеджмента В.С.Катькало принимает поздравления с юбилеем факультета.

С.И.Бажанов, член Попечительского совета факультета менеджмента, президент Международного банка Санкт-Петербурга поздравляет факультет с юбилеем.

Слово — ректору СПбГУ Л.А.Вербицкой.

Сюзанна Кэмпбелл, исполнительный директор совместного проекта Школы бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета (г. Беркли) и СПбГУ: Когда мы подписывали договор с Санкт-Петербургским государственным университетом, мы понимали, что Россия – это огромный ресурсный рынок, который необходимо как можно скорее осваивать. Наша цель была в том, чтобы подготовить собственных специалистов, которые будут потом работать на этом рынке, и помочь вашей стране самой сформировать сферу обучения специалистов-менеджеров.

В.С.Катькало: Да, конечно, на первом этапе нам пришлось взять у американских коллег определенную теоретическую базу, условную концепцию учебного процесса, систему построения обучения. Но эта область не стоит на месте, и мы уже многого достигли самостоятельно. К тому же со многими зарубежными партнерами в сфере высшего образования нас связывают совместные исследования и научные работы. То есть этот процесс обмена двухсторонний, мы им – они нам.

К.Ч., студент факультета менеджмента: У нас на факультете принято ругать американские теории, но вместе с тем все понимают, что отечественных учебников должного уровня сейчас нет. Когда же сравниваешь классическую европейскую систему обучения и американскую модель, трудно вывести какую-то объективную оценку. Нельзя сказать, какая из них лучше, какая хуже, в принципе и та, и другая работают и приносят свои результаты.

С.И.Бажанов, член Попечительского совета факультета менеджмента СПбГУ, президент Международного банка Санкт-Петербурга: Сотрудничество между факультетом менеджмента СПбГУ и Школой бизнеса им. У.А.Хааса – это же уникальный пример российско-американского партнерства. Новое здание на Волховском переулке – это памятник российско-американскому сотрудничеству, который надо включить в обязательную программу для посещения туристами, которые приедут на 300-летие города. Развивать это сотрудничество надо стараться всеми силами.

С.В.Баранов, генеральный директор ОАО «Хенкель-Эра», выпускник программы MBA-1 факультета менеджмента: С моей точки зрения, несомненным плюсом американской модели обучения является то, что на факультете менеджмента рядом обучаются как будущие государственные служащие, муниципалы, так и бизнесмены. Это значит, что когда они выпустятся из стен факультета и начнут работать по специальности, они будут говорить на одном языке, им будет проще понять друг друга. А это принесет несомненную пользу всей стране в целом.

Вопрос третий: куда податься?

Если современный студент не находится в состоянии временного цейтнота, именуемого сессией, то вопрос, куда пойти и где работать после обучения, как правило, волнует его больше всего. Хотя мы говорим, конечно, о разумных студентах. Такие озадачиваются дальнейшим трудоустройством еще на этапе выбора факультета. И многие из них терзаются вопросом, смогут ли они потом найти себе приемлемую нишу на рынке труда? И может ли престижность профессии являться гарантией стабильного заработка?

В.С.Катькало: Конечно, мы очень сильно озабочены дальнейшей судьбой наших выпускников. В структуре факультета существует даже особый Центр карьер, призванный облегчить студентам процесс трудоустройства, сориентировать их на рынке труда. При этом соотношение наших выпускников, работающих в России и за рубежом, составляет примерно 50:50. На факультете существует отработанная система обмена студентами с зарубежными вузами и возможность пройти стажировку за рубежом. Мы не стремимся обязательно трудоустроить всех своих выпускников за рубеж, факультет работает, прежде всего, на отечественный рынок. К тому же, если наш выпускник значительно продвинулся по карьерной лестнице в представительстве или филиале какой-то зарубежной компании, очень велики шансы, что он будет работать за границей в центральных офисах предприятия.

Вопрос четвертый: разделяй и властвуй?

Возможно, этот вопрос носит чисто академический характер, но если факультет существует в системе университета, то он как-то к этой системе относиться должен. Неоднократно возникают слухи о желании и попытках факультета менеджмента отделиться от «материнского древа» и выйти в одиночное плавание. Может, конечно, не так они и страшны, эти настроения, в конце концов, бизнес-образование – это особая система, имеющая полное право существовать отдельно. С другой стороны, существование в рамках университета требует соответствия определенным стандартам.

Яхта с поднятыми парусами — символ устремленности в будущее. От имени деканов СПбГУ молодой факультет поздравил декан филологического факультета С.И.Богданов.

Яхта с поднятыми парусами — символ устремленности в будущее. От имени деканов СПбГУ молодой факультет поздравил декан филологического факультета С.И.Богданов.

В.С.Катькало: Любой факультет силен, прежде всего, междисциплинарными связями. С момента своего возникновения факультет менеджмента уже был природно связан с такими факультетами, как экономический и физико-математический. У них мы заимствовали общетеоретическую базу. Сейчас многие недавно возникшие на факультете узконаправленные дисциплины также не могут обойтись без экономического или физико-математического фундамента. У нас множество смежных с другими факультетами дисциплин и предметов. Например, специалисты, преподающие «Управление персоналом», очень тесно сотрудничают с психологическим факультетом. Из девятнадцати факультетов университета почти с половиной мы поддерживаем тесные контакты. С другой стороны, мы не только заимствуем, но и пытаемся привнести новое на другие факультеты. Как пример приведу недавнюю инициативу физического и геологического факультетов о создании на их базе дополнительной специализации, некого нового учебного модуля по профилю менеджмента.

Кирилл, студент первого курса: Да, определенные настроения на факультете присутствуют. По крайней мере, создается впечатление, что факультет менеджмента всячески старается абстрагироваться от университета. Например, вместо «факультет университета» почти везде употребляется «школа менеджмента». Трудно судить, хорошо это или плохо, возможно, это просто временное явление.

Вопрос последний: куда ты мчишься?

Слоган прошедшего юбилея его организаторы сформулировали так: 10 лет роста. Согласно народной мудрости, человек растет до 25 лет, насколько долго период роста затянется у факультета – покажет время. Хотя понятно, что факультет менеджмента – одна из самых динамичных структур в пределах университета, и расти он может еще долго и целенаправленно. Поэтому имеет смысл сказать о том, как этот рост видят сами участники процесса.

А.К.Казанцев, заведующший кафедрой информационного менеджмента: 10 лет – возраст для консервативной образовательной системы совсем юный, но факультет за это время вырос не только по контингенту студентов и численности преподавательского состава, но и вышел на высокий международный стандарт. Это проявляется в высоком профессиональном мастерстве, высокой квалификации преподавательского состава. Это отражается и проявляется в высоком уровне технического оснащения и в великолепной организации учебного процесса. Все это формирует очень деловой и изящный стиль работы факультета в целом.

Л.С.Серова, доцент кафедры информационного менеджмента: За 10 лет своего существования факультету удалось собрать великолепный высококвалифицированный заинтересованный коллектив преподавателей и сотрудников, создать прекрасную материально-техническую базу, нарастить информационные ресурсы для дальнейшего развития. Все это создает необходимые предпосылки качественной, отвечающей мировым стандартам подготовки современных менеджеров.

К.Ч., студент факультета: У факультета определенно есть потенциал для дальнейшего развития. И, в общем-то, есть средства, чтобы этот потенциал реализовать, так что вопрос о дальнейшем развитии даже не обсуждается. Наверное, сейчас, когда уже немного устоялась основная учебная программа, было бы логичней развивать возможности дополнительного обучения.

Л.А.Вербицкая: Создание и развитие подобного факультета было возможно только благодаря команде профессионалов, которая здесь работает. В первую очередь, благодаря его нынешнему декану – Валерию Сергеевичу Катькало. Я верю, что эти люди смогут обеспечить дальнейший рост факультета. 

Лилиана Тера

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков