Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№4-5 (3626-3627), 20 февраля 2003 года
развитие университетской идеи в России

Тезисы выступления
директора Национального информационного центра
по академическому признанию и мобильности
Минобразования России

Г.А.Лукичева

Массовость высшего образования и, как следствие, рост его вклада в развитие экономики – основные побудительные мотивы глубокой модернизации образования стран Европы, рассчитанной до 2010 года.

Участие России в этом процессе чрезвычайно важно. На мой взгляд, столь желанное сближение России с Европой в первую очередь возможно именно в образовании и через образование. Вспомним, что российское образование по своим корням является европейским, а по сути – наиболее восприимчивой для передовых идей и опыта сферой.

Без серьезных усилий с нашей стороны, выполняемых в рамках хорошо продуманной программы, не обойтись. Кое-что в этом направлении уже сделано. Россия недавно стала участником конвенции о признании документов об образовании стран Европейского региона, у нас успешно развивается двухуровневая структура высшего образования, в отдельных вузах начался эксперимент по применению системы зачетных единиц (кредитов). Но необходимы дальнейшие шаги, связанные с завершением структурной перестройки. В этом плане переход на 12-летнее школьное образование с профильной подготовкой в завершающих классах является одним из наиболее серьезных шагов. Сделать это во всех отношениях непросто. Но этот рубеж надо преодолеть. Дело в том, что организация школьного образования сформировалась в Европе и США и была принята в остальных странах мира. Она в наибольшей мере отвечает требованиям формирования человеческого капитала. Мы слишком задержались на стадии дискуссий по этому вопросу. Многое предстоит сделать и в высшей школе. Необходимо завершить конституирование российского бакалавра, полноценно признаваемого на собственном рынке труда и зарубежными университетами. Разумно подумать и о сокращении (за счет использования современных учебных технологий) длительности подготовки по целому ряду магистерских программ до 2–3 семестров.

Кроме того, России неизбежно предстоит активизировать дополнительные формы образования в русле идей пожизненного образования; в перспективе мы вынуждены будем серьезно задуматься над необходимостью сохранять двухступенчатую структуру ученых квалификаций/степеней. Модернизация среднего профессионального образования должна повысить его статус вплоть до выведения отдельных направлений подготовки на уровень базового высшего и обеспечить более тесную сочетаемость с последующими программами образования. Нужно установить более жесткие стандарты условий осуществления учебного процесса – вплоть до ликвидации и решительной перестройки учебных заведений, им не соответствующих. Следует провести дальнейшую децентрализацию управления высшим образованием и автономизацию вузов, повысить их ответственность и подотчетность. Не обойтись без усиления информационной активности вузов, направленной на потребителей образовательных услуг и рынок труда. Это одновременно будет существенным образом способствовать росту российского экспорта образовательных услуг. 

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков