Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№4-5 (3626-3627), 20 февраля 2003 года
от первого лица

Неподведенные
итоги

Отработав 25 лет на факультете журналистики, 4 июня 2002 года заместитель декана факультета профессор Людмила Петровна Громова заступила на должность проректора СПбГУ по учебной работе. На этом ответственном посту она уже 9 месяцев…

Л.П.Громова, проректор СПбГУ по учебной работе

Л.П.Громова, проректор СПбГУ по учебной работе

– Людмила Петровна, с чего вы начинали как проректор?

– Хочу сказать, что подходы к проблеме с позиции факультета и с позиции всего университета очень разнятся. Я это поняла довольно быстро. Однако мне нужно было не просто увидеть это, но и почувствовать, чем, какими ресурсами располагает университет. Объехала все факультеты, по-новому общалась с деканами, более основательно знакомилась с проблемами и в Петергофе, и в Петербурге. Появилось представление о том, что систему управления учебной работой необходимо видеть и, если нужно, изменять, модернизировать в комплексе, в целом. Стало ясно, что надо менять и структуру Учебно-методического управления – некоторые его отделы оказались явно архаичными, другие требовали повышенного внимания, и их необходимо было преобразовать незамедлительно. В учебной работе, кроме существующих, наметился ряд приоритетных направлений: воспитательная работа со студентами, контроль за качеством образования, трудоустройство выпускников университета.

Необходимо было обновить и техническое оснащение Учебно-методического управления. Оказалось, что ректорат технически вооружен хуже, чем факультеты. И, например, учебные планы, которые приносят с факультетов на дискетах, мы даже не можем открыть на своих компьютерах! Или – территориальная проблема. Отделы УМУ расположены на четырех «площадках»: в Главном здании университета, в ректорском флигеле, на историческом факультете, в НИФИ. Согласитесь, при отсутствии компьютерной, а в отдельных случаях и телефонной связи управлять таким сложным организмом весьма затруднительно. Но ситуация, кажется, уже меняется к лучшему.

Создание корпоративных сетей – вот еще одна приоритетная задача. Программа «Студент» уже устарела, статистику по многим данным мы вынуждены «набивать» вручную. Институт информатизации работает над совершенствованием этой программы. Необходима также разработка и других, например «Преподаватель – нагрузка». Думаю, что прежде всего нужно определить концепцию информатизации университета в целом. А это задача созданного недавно Научно-технического совета по информатизации.

– Если сравнивать пору вашей и моей студенческой юности в университете, и время нынешнее, то различия видны сразу. И прежде всего то, что сегодня каждый студент – сам по себе…

– Вот именно. Раньше были студенческие стройотряды, каждую осень мы ездили «на картошку», а летом или зимой на каникулах колесили по всей стране. Нас очень многое объединяло, мы были связаны узами дружбы. В последние десятилетия студенты оказались разобщены, явно возобладал дух индивидуализма, и это вызывает большое беспокойство. Студенческая жизнь – это ведь не только учеба. Конечно, необходимо заботиться о методиках преподавания. Но не менее важны и другие стороны жизни студентов, проводящих в университете четыре-пять-шесть лет своей жизни. И что? Вот пришел он в аудиторию, выслушал лекцию, выполнил задания преподавателя – и все, до свидания, никому он не нужен. Что же с ним происходит, когда он покидает аудиторию? Мы зачастую этого не знаем. А ведь он наш студент – и в аудитории, и вне ее. Бывшее прежнее единение студентов теперь зачастую подменяется клубным, тусовочным общением. Если взглянуть глубже, то отсутствие внимания к студентам в общежитии и, скажем, проблема употребления наркотиков – вещи часто взаимосвязанные…

И что бы студенты ни говорили о своей самостоятельности, но мы же по себе помним – как мы нуждались в опеке и заботе со стороны старших. Это естественно – и для нас (в их возрасте), и для них, нынешних. Необходимо возрождать опыт кураторов, которые бы ненавязчиво опекали молодежь. Конечно, общение с преподавателем через предмет никто не отменяет, но этого недостаточно. Нам важно все, что происходит за пределами учебных аудиторий. Ведь мы не только готовим специалистов, мы выпускаем в большую жизнь граждан нашей страны.

– Эх, еще бы и «на картошку» их посылать, а не на биржи и в банки… Как Высоцкий когда-то пел: «С лопатами проявите здесь свой патриотизм…»

– Можно, конечно, и поиронизировать, но дело-то серьезное. Мы бросили на произвол судьбы не одно поколение молодых людей. Не случайно в Министерстве образования появился новый департамент по молодежной политике. Многие вузы стремятся возродить лучшее из утраченных традиций воспитания молодежи, создаются органы студенческого самоуправления. В МГУ, например, существует Студенческий союз. В Тульском педагогическом университете студенческая жизнь «бьет ключом». У нас на факультетах также началась самоорганизация студентов: на историческом факультете создан студсовет, на факультетах физическом, психологии, географии и геоэкологии существуют студенческие научные общества; факультет журналистики не первый год проводит всероссийские студенческие научные конференции, на многих факультетах созданы команды КВН, проводятся межфакультетские конкурсы. Я уже не говорю о спортивной жизни, о работе студгородка в Петергофе… Появляются общественные студенческие организации, а это значит, что процесс самоорганизации достиг такого уровня, когда необходим единый общеуниверситетский орган студенческого самоуправления. Что это будет – Студенческий совет, Союз студентов или еще что-то – время покажет, но деятельность по объединению сил уже началась. Думаю, что верно определить направление этой работы помогут и встречи ректора со студентами университета, которые Людмила Алексеевна начинает регулярно проводить с февраля этого года.

– Как изменяется работа Учебно-методического управления?

– Так получилось, что в июне я пришла на две должности: проректора СПбГУ по учебной работе и начальника Учебно-методического управления. Проработав несколько месяцев, я поняла, что это слишком большое поле деятельности для одного человека, и, обсудив ситуацию с Людмилой Алексеевной Вербицкой, в ноябре пригласила Илью Александровича Дементьева (который был заместителем декана химического факультета) на должность начальника Учебно-методического управления. Мы выработали с ним новую структуру управления, обсудили ее с коллегами. Что изменилось? Мы создали три новых отдела, которые востребованы самой жизнью: воспитательной работы со студентами, контроля качества образования и дополнительных образовательных программ.

В этом году университету, кажется, удалось преодолеть долгие годы существовавший разрыв между петергофскими и городскими факультетами. С сентября младшие курсы физического, химического и факультета ПМ–ПУ, а также студенты вечернего отделения этих факультетов начали заниматься на Среднем проспекте, 41. Деятельность этого межфакультетского учебного центра попала в оперативное управление УМУ. Кроме того, перепрофилирован отдел трудоустройства – теперь он называется отделом практик и трудоустройства, ведь эти вещи взаимосвязаны: многие студенты устраиваются на те предприятия, в те фирмы и организации, где побывали на практике. Центры трудоустройства существуют на факультетах в разных формах: на факультете менеджмента это Центр карьер, на факультете журналистики – Биржа труда. Эта работа должна быть организована и на других факультетах. Надеюсь, что реструктуризация и обновление Учебно-методического управления сделает его работу более эффективной.

– А что с кураторами?

– Мне кажется, что восстановление работы кураторов необходимо. Но преподаватели сегодня настолько замотаны, уровень заработной платы их настолько невысок, что многие вынуждены подрабатывать на стороне. Поэтому вопрос, как будет оплачиваться дополнительная нагрузка кураторов, встает во главу угла. Некоторый опыт есть на физическом факультете и других факультетах, мы будем его изучать, советоваться с факультетами. Но пока однозначного решения нет.

– Что нового в работе методических комиссий?

– Методическим комиссиям, которые совсем недавно закончили утверждение учебных планов госстандарта второго поколения, скоро, очевидно, предстоит приступить к разработке госстандартов нового поколения. Министерство рекомендует сокращение аудиторных часов и увеличение часов на самостоятельную работу студентов и предлагает разработать методики дистанционного обучения. Учитывая движение России в общеевропейское образовательное пространство и возможности присоединения к Болонской декларации, нам необходимо обсудить и решить еще множество вопросов, связанных как со структурой многоуровневой системы образования, так и с содержанием учебных планов, программ, с методиками и технологиями обучения, с переходом на кредитно-балльную систему зачетов и многое-многое другое.

– В эту сессию на факультетах вводились некоторые новшества. Например, устные экзамены заменялись письменными или тестами. Каково ваше отношение к этой новой тенденции?

– Отношение неоднозначное, честно признаюсь. Министерство ратует за то, чтобы все экзамены за небольшими исключениями перевести на письменную и тестовую форму. Это связано с вводом ЕГЭ (единого государственного экзамена в выпускных классах школы). Процесс, кажется, необратим. И мы должны быть к нему готовы. Недавно в Москве я участвовала в совещании проректоров по учебной работе вузов России. И отношение к замене устных экзаменов письменными или тестами, особенно в процессе обучения, было очень неоднозначным. Во-первых, живое общение студентов с преподавателем не может заменить ничто. В таком общении студенты не только обучаются, но и воспитываются. И никакие технологии с этим пока не могут конкурировать. Хотя одно не исключает другое. Важно, чтобы современные технологии улучшали качество обучения, обеспечивали текущий контроль знаний. Поэтому необходимо как можно лучше отрабатывать тестовые задания и методики проведения письменных экзаменов. Такой опыт накапливается уже на ряде факультетов: менеджмента, международных отношений, юридическом, филологическом…

– Итак, подведем итоги. Девять месяцев назад вы перешли работать в ректорат…

– И ничуть об этом не жалею! Я люблю свою работу и надеюсь быть полезной для университета. А итоги подводить рано. Впереди еще очень много дел. 

Вопросы задавал Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков