Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№3 (3625), 4 февраля 2003 года  
твоя история, университет

Университетские
рабфаки

Интерес к этой теме истории в последнее время как-то угас. А ведь в широко известном когда-то юбилейном томе («1819—1969. История Ленинградcкого университета. Очерки». Л., 1969), ответственным редактором которого являлся профессор В.В.Мавродин, ей посвящен был пространный параграф. В экспозиции Музея истории СПбГУ представлен сборник статей, изданный в 1925 году под руководством «Бюро коллективов РКП, ВЛКСМ, Президиума и студкома Рабфака Л.Г.Ун-та». История многогранна, время вносит в нее свои коррективы, но исследователь, на наш взгляд, должен стремиться к ее объективному освещению.

Итак, что это за рабфаки? Почему они появились? Что они дали? Как их деятельность сказалась на нашей университетской истории?

1917 год, как известно, принес с собой кардинальные изменения во все сферы жизни нашей страны. Из задач, поставленных В.И.Лениным перед высшей школой, пролетаризация ее студенческого состава выделялась как первоочередная. В анкетах появилась графа «социальное происхождение», которая приобретала принципиальное значение. Декретом Совнаркома от 2 августа 1918 года доступ в вузы получал любой желающий по достижении им 16 лет без предоставления каких-либо документов. Далее следовало строгое предупреждение совершенно в духе того времени: «За нарушение указанного постановления все ответственные лица подлежат суду Революционного трибунала». Декрет был подписан В.И.Лениным. В нашей университетской среде это решение было встречено неодно-значно. Мы уже отмечали, что в октябре 1921 г. группа универсантов (академики Н.М.Гюнтер, А.А.Марков, профессор П.А.Православлев и др.) выступили с заявлением. Они писали: «Ввиду того, что для успешного занятия в университете студенты должны иметь лишь соответствующую подготовку, прием слушателей в университет должен производиться согласно их знаниям, а не по каким-либо классовым или политическим соображениям». Это было смелое заявление на фоне тех преобразований, которые происходили тогда в высшей школе, и задач, поставленных перед нею. Но правительство вынуждено было учитывать и складывающуюся ситуацию. И тогда появилась новая форма подготовки рабоче-крестьянской молодежи в высшую школу – рабочие факультеты. Первым в стране законодательным актом, гарантирующим их существование, явилось постановление Наркомпроса от 11 сентября 1919 г. «Об организации рабочих факультетов при университетах», хотя первый в стране рабфак открылся раньше, 2 февраля 1919 г., при Московском коммерческом институте.

Занятия на рабфаке Петроградского университета начались 8 декабря 1919 г., а торжественное открытие его состоялось 22 декабря во Дворце труда на одноименной площади города. Местом его размещения стало здание бывших Высших женских курсов на 10-й линии Васильевского острова (дом 33). Часть рабфаковцев поселилась в университетском общежитии на Мытнинской набережной, а с середины 1920-х гг. – в новом университетском общежитии на 5-й линии, в доме 66. Для обучения были приняты первые 220 человек, главным образом бывшие красноармейцы. С ними работали 73 преподавателя. Через месяц открылось Смольнинское отделение рабфака (по адресу Смольный переулок, 1/3). В январе 1920 г. здесь начали занятия 166 человек; для работы с ними выделяется 61 ставка на административно-преподавательский персонал. К составлению учебных планов для рабфака были привлечены профессора Н.А.Буш, В.А.Догель, Ю.А.Филипченко, а к преподаванию А.А.Ухтомский, Л.В.Щерба, С.Ф.Платонов, А.Е.Пресняков, С.А.Венгеров, Н.И.Кареев, И.М.Гревс, О.А.Добиаш-Рождественская, С.А.Жебелев, Ф.И.Щербатской, Л.А.Чугаев, Е.А.Энгель и др. В 1923 г. представителем университета в Совете рабфака был назначен профессор и академик А.Е.Фаворский, химик-органик. Судьбы названных ученых складывались по-разному. Некоторые из них подверглись впоследствии репрессиям, другие умерли в блокаду, жизнь третьих завершилась относительно благополучно.

В июле 1920 г. рабфаком были выпущены первые 8 человек. Вначале считалось, что шести месяцев вполне хватит для подготовки к поступлению в вуз. Но практика показала, что такого короткого срока для должной подготовки явно недостаточно. Срок обучения на рабфаке был увеличен вначале до одного года, затем до двух лет, а впоследствии и до 4 лет. Были выделены биологическое, техническое и общеэкономическое направления обучения. В 1921 г. программа включала следующие дисциплины: историю культуры, историю материальной культуры, естествознание, математику, историю народного хозяйства, социологию, русский язык и литературу, историю труда, советский строй, советскую конституцию, физику, химию, географию, природоведение, политграмоту, всеобщую историю, немецкий, английский или французский языки (по выбору), латинский язык, спецдвижения (ритмику), выразительное чтение и историю творчества, черчение, драматическое искусство. Количество учебных часов на каждый предмет определялось будущим местом учебы. Учебная программа рабфаков приравнивалась к объему знаний, даваемых в Трудовой школе II ступени (то есть 6–8 классов), но с включением только тех предметов, которые будут необходимы для обучения в том или ином вузе, где предполагается дальнейшая учеба слушателей. Весь учебный год делился на 3 части (триместры). В ходе первого триместра слушателям давались общие предметы, необходимые для обучения в любом вузе (русский язык, литература, история, социология, математика, основы природоведения, география и т.д.). В ходе второго и третьего триместров больше внимания уделялось специальным предметам в зависимости от профиля будущего вуза.

Росло количество учащихся, а в связи с этим и количество преподавателей. Средняя наполняемость рабфаковской группы составляла 17–19 человек. В ноябре 1921 г. в Василеостровском отделении насчитывалось уже 1861 слушатель и 329 преподавателей. Здания на 10-й линии стало уже не хватать. Тогда на 1-й линии, в доме 26, где сейчас факультет журналистики, открывается филиал Василеостровского рабфака; там разместились 683 учащихся. В Смольнинском отделении в начале 1922 г. числилось 581 учащийся и 138 преподавателей, в том числе и внештатных. Административно-обслуживающий персонал состоял тогда из 70 человек и включал, в частности, повара, кочегара, гравера, печника, кузнеца, садовника, рыбака, пекаря, плотника и медработника. Некоторые занятия рабфаков приходилось объединять. Так, занятия по всеобучу приводились для всех рабфаков в здании на углу Невского проспекта и Троицкой улицы. К тому времени рабфаки существовали почти при всех крупных вузах города: Электротехническом, Политехническом, Технологическом, Агротехническом, Горном, Медицинском, Институте путей сообщения, Военно-Медицинской академии и т.д. Всего в городе насчитывалось 17 рабфаков. Университетской рабфак имел свою типографию «Наука и труд» в доме 29 по Съездовской линии, а также трудовую артель, кооператив «Рабфаковец», различные кружки, вначале рукописный журнал «Гонг», а затем – печатный «Вулкан». В феврале 1922 г. происходит перевод Смольнинского университетского рабфака в Технологический институт. Но зато 20 февраля 1924 г. в университете состоялось открытие вечернего профсоюзного рабфака с числом учащихся в 135 человек (4 учебных группы). Тогда же в расписание вводится еще один предмет – курс «Лениниана».

Небезынтересен социальный состав учащихся университетских рабфаков. В декабре 1923 г. рабочих и детей рабочих среди них было 29,6 %; крестьян и их детей – 42,7 %; трудовой интеллигенции, совслужащих и их детей – 42,7 %. Из 1861 слушателя Василеостровского рабфака в ноябре 1921 г. членов РКП было 353, членов РКСМ – 303. В одном из отчетов того времени говорилось: «Весь этот пролетарский молодняк твердо и уверенно завоевывает высоты науки».

Учащиеся рабфаков мобилизовывались в продотряды, принимали участие в облавах, в том числе по выявлению проституток и задержанию других представителей «нетрудовых элементов». В марте 1921 г. они были задействованы для подавления Кронштадтского мятежа. В начале 1930-х гг. рабфаковцы стали активно привлекаться для повышения уровня грамотности среди рабочих промышленных предприятий города и для ликвидации безграмотности среди сельского населения. В 1920-х годах университетский рабфак подготовил для поступления в вузы более 1000 рабочих и крестьян.

В декабре 1919 г. в структуре рабфака создается Научное общество марксистов. Председателем первого президиума НОМ назначается декан факультета общественных наук университета профессор Е.А.Энгель. В 1923 г. оно разместилось на Университетской набережной, 11, в бывшей квартире профессора университета и к тому времени Педагогического института (бывшего Историко-филологического института). Л.П.Карсавина, высланного в ноябре 1922 г. из страны в группе 200 «инакомыслящих». Общество это существовало до 1926 г. (О деятельности общества есть большая статья во II томе «Очерков по истории Ленинградского университета».)

Городские архивы содержат документы, помогающие представить моральную обстановку на рабфаках. По решению общего собрания 11 февраля 1920 г., учащиеся, пропустившие без уважительных причин 3 дня в течение месяца, без усердия относившиеся к учебе, подлежали исключению. Выписка из протокола партсобрания рабфака, находившегося в здании на 10-й линии, гласит: «Слушали: заявление Н.Вихорева об иконах в канцелярии рабфака. Постановили: тов. Вихорев может снять иконы при условии, чтобы не было протеста». (Протокол датирован 10 февраля 1922 г.). Иконы, конечно же, были сняты. Летом 1925 г. прошло собрание группы, на котором обсуждалось поведение рабфаковца Лапицкого. На собрании указывалось на «черты примазывания и подхалимства» в поведении обсуждаемого, хотя успеваемость его вызывала похвалу. При разборе «дела Лапицкого» в следующей инстанции – Ленпрофобре была вынесена резолюция: «Учебное бюро, обсуждая результаты групповых собраний, постановило: Лапицкого, хотя и успевающего, но идеологически безнадежно чуждого Рабфаку, выпустить со свидетельством об окончании без направления оного в вуз».

Были случаи, когда даже по истечении четырехлетнего обучения окончившему рабфак выдавалось свидетельство с отказом в поступлении не только в вуз, но и в техникум по идеологическим причинам.

Мы просматривали списки учащихся и выпускников университетского рабфака: фамилий, более или менее известных впоследствии, не встретилось. Правда, в уже упомянутом юбилейном томе среди универсантов, закончивших рабфак, называется профессор С.В.Солдатенков, исследования которого по теме «Химизм превращения в растениях органических кислот – продуктов первичного окисления сахаров» в

1960-е гг. получили широкое научное признание.

В начале 1930-х гг. рабфаки постепенно трансформируются в подготовительные курсы рабочей молодежи для поступления в вузы, хотя в некоторых городах они сохранялись вплоть до начала 1940-х гг.

Таким образом, в середине 1930-х гг. благодаря целевой кадровой политике и многочисленным репрессиям появилась новая советская интеллигенция, постепенно занявшая командные посты в административном и партийном аппаратах, в промышленности, науке и образовании. Отмечая ее специфические черты, политолог С.Тимофеев, например, писал: «Сменившая русскую социалистическая интеллигенция выросла не на традициях, а на страхе. Ее самые сильные качества, воспитанные в условиях гарантированного нищенства, – неприхотливость и беспринципность». («Невское время», 3 апреля 1999 г.). Заявление это слишком категорично, но, думается, частично справедливо. Вместе с тем, следует помнить, что не все было плохо в нашем недавнем прошлом. 

Ю.А.Ендольцев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков