Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№1 (3623), 15 января 2003 года  
«студенческая правда»

Прошлое и будущее
студенческих
корпораций

В конце февраля 2003 года для обсуждения создания новой студенческой корпорации будет организован съезд всех старост Санкт-Петербургского государственного университета. Проблема будет поставлена очень просто: студенты предоставлены сами себе, отсутствует кружковая сеть, налицо абсолютная незаинтересованность молодежи в чем бы то ни было.

Первые студенческие корпорации в университетах России стали появляться в эпоху Александра Первого. Студенты могли создавать всевозможные научные общества, а также корпорации, которые регламентировали студенческую жизнь в университете. В Петербургский университет корпоративное устройство было занесено из Дерптского университета, который был тесно связан с германскими вузами.

Интересно отметить, что студенческие корпорации российских университетов первой половины XIX века существовали как бы нелегально: с одной стороны, их никто не разрешал, ни университетское начальство, ни правительство, но, с другой стороны, они и не были запрещены. Такая жизнь корпораций продолжалась до середины 50-х годов XIX века, пока правительство не признало их официально.

По своему характеру студенческие корпорации не были политическими объединениями, в них отсутствовала какая-либо идеология, как, например, в советское время, они лишь являлись ярким проявлением студенческой самостоятельности и самодеятельности. Можно сказать, что сейчас новую корпорацию хотят создать по образу той, первой половины XIX века. Это значит не объединять молодежь под красными флагами в борьбе за светлое будущее, а предоставить им возможность самовыразиться и организованно заниматься тем, чем нравится. Именно организованно, потому что в последнее время все проявления студенческой самодеятельности являются не более чем инициативой отдельных молодых людей и преподавателей.

Чтобы иметь представление о корпорациях того времени, можно посмотреть, что пишет один из студентов той поры: «Между студентами существуют так называемые корпорации, то есть товарищества, в которые принимаются членами хорошо рекомендованные и испытанные люди… Все эти корпорации имеют свои особенные названия, свои цвета, особые фехтовальные залы, свои коммерши, то есть пиры или попойки, и свои уставы… Дух этих товариществ самый благородный, откровенный и братский. Все студенты вообще говорят друг другу «ты», немцы – армянам, поляки – русским, сыновья корчмарей и сапожников – потомкам гордых графов, князей и баронов; спесь они осмеивают, а гордость презирают, мужество уважают, удаль и молодечество любят». Немного наивно, но видно, что общения между студентами было гораздо больше, нежели сейчас.

Студенческие корпорации первых российских университетов оставили заметный след в студенческой среде, так как способствовали выработке так называемого «кодекса чести» студента университета, поддерживали престиж в обществе и студентов, и университетов, а также способствовали смягчению студенческих нравов, изгоняя из университетской среды такие явления, как пьянство и дебоши, уличные драки и нарушения правил общественного порядка студентами.

Какие же проблемы стоят перед студентами нашего времени? Почему так остро поставлен вопрос объединения студентов, попытки создания новой корпорации?

Проблемы самые обычные. Это отсутствие скоординированной работы факультетов и подразделений по организации внеучебной работы студентов, разобщенность в студенческой среде, недостаточное развитие органов студенческого самоуправления, невысокий культурный уровень многих студентов. Безусловно, когда молодые люди в неучебное время абсолютно предоставлены сами себе, ими никто не занимается, то каждый занимается чем хочет. Единицы — это те люди, которые увлечены спортом, музыкой и другим творчеством. Интересы других, которых превосходящее большинство, заключаются в посещении баров, клубов и т.д. Только даже эта аморфная масса делится на две категории: более обеспеченные студенты могут позволить себе хорошие клубы и хорошие бары. Менее обеспеченные ребята, живущие, например, в общежитиях, все увеселительные мероприятия проводят непосредственно у себя в комнатах, и они сводятся, в основном, к употреблению «паленого» спиртного. Лично я думаю, что все зависит только от человека. Если он умен, то он и без разных организаций будет заниматься себе на пользу тем, чем хочет. Остальную же массу либо легко подчинить любой организации, либо на нее ровным счетом как ничего не распространялось, так и не распространится. Но дело в том, что новую корпорацию будут создавать совершенно не по образу и подобию комсомола – в ней будет отсутствовать идеализация. За пример скорее будет браться опять же немецкая студенческая корпорация Asta. Она организует и досуг, и учебный процесс, в ней есть секции спорта, музыки, и даже геев и лесбиянок.

Что же думают по этому поводу старосты групп разных факультетов нашего университета, которым предстоит непосредственно решать задачи и проблемы, связанные с появлением новой корпорации?

Филфак. Анастасия Кареникова (3 к.), Варвара Мицура (3 к.). Мнение старост филфака сводится к следующему:

Затею представители групп считают хорошей, в том случае, если найдутся те, кто согласится взять всю организацию в свои руки. Тогда все будут только за. Корпорация заинтересует, в основном, только первые курсы, так как народ только поступил, им все интересно и все пропитано азартом. Для старших курсов это не будет актуально, так как они люди уже взрослые, работают, и они сами прекрасно организуют свое время и не позволят вмешательства со стороны какой угодно корпорации, организации или «сил потусторонних вместе со всем правительством, ректорами и деканами». Любые насильственные методы, причем ребята к таким методам причисляют также очень сильную агитацию, – недопустимы. Никто, даже находясь в общей массе, не захочет переходить в еще одну такую же массу. Член ты корпорации или нет – индивидуальности это не добавит.

Юридический факультет. Николай Полянский (3 к.), Павел Киселев (3 к.). Новое мнение, отличающееся от остальных, было высказано на юрфаке. Здесь предположили, что даже если будет сеть кружков по интересам, люди будут общаться все равно по своим специальностям: юристы с юристами, журналисты с журналистами и т.д. Все равно все общаются своими давно сбитыми компаниями и вряд ли в каждую из них войдет кто-то еще.

Психфак. Владимир Кривченко (4 к.), Игорь Карповский (3 к.). Безусловно, такая корпорация нужна. И если будут организаторы, которые сумеют все грамотно сделать, то для студентов это будет только в радость. Есть очень много людей, даже со старших курсов, у которых нет работы, и они ни в чем не заинтересованы. А так у них появится возможность общаться с новыми людьми, будут складываться новые компании. Другое дело, что такие организации должны быть еще в школе, когда личность только формируется, поскольку к 19–20 годам парни и девушки уже настолько дезорганизованы, что им уже будет просто лень заниматься чем-то новым.

Истфак. Дмитрий Расторопов (4 к.), Павел Ломакин (3 к.), Николай Кудрявцев (3 к.). Студенты исторического факультета оказались самыми приближенными к своей профессии и ответили, что всегда подобные организации были, и часто их работа способствовала неким революционным всплескам. В данный момент наше высшее образование требует любого всплеска, чтобы идти вперед и развиваться, так как сейчас российское высшее образование стоит на месте. Может быть, такая организация и станет рычагом для того, чтобы запустить машину развития, и это будет иметь не последнее значение для государства.

Мнения совершенно разные. Эту корпорацию могут начать организовывать… У нас очень часто так строят дома – поставят забор, зальют фундамент, продадут несуществующие квартиры, и на этом строительство прекращается. Я не думаю, что новая корпорация будет иметь длинную и постоянно развивающуюся жизнь. Голого энтузиазма для этого недостаточно. Проблемы студенчества можно решить только вместе с решением общеуниверситетских материальных, финансовых, нравственных проблем. О какой корпорации может идти речь, когда повышенная стипендия у студентов меньше МРОТа? Но попытка не пытка. Если все получится и не закончится общим собранием старост всех факультетов – хорошо.

Евгений Леонов
, студент

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков