Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№1 (3623), 15 января 2003 года  
развитие университетской идеи в России

Рекомендации
международного семинара

«Интеграция российской высшей школы
в общеевропейскую систему высшего образования:
проблемы и перспективы»

Второго-третьего декабря 2002 года на базе Санкт-Петербургского государственного университета в соответствии с приказом Минобразования от 14.10 2001 № 3582 состоялся международный семинар “Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы”.

В работе семинара приняли участие эксперты Совета Европы, ЮНЕСКО и других международных организаций, представители законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации, ректоры и проректоры вузов России, представители общественных организаций.

На семинаре отмечалось, что в Российской Федерации созданы предпосылки для вхождения системы высшего профессионального образования в Болонский процесс:

  1. Действующее законодательство предусматривает возможность реализации многоступенчатой структуры высшего профессионального образования. В ряде вузов уже функционирует многоступенчатая структура основных образовательных программ. Действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования создали возможность сопряжения на первых-третьих курсах программ подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров с последующим выбором студентом траектории обучения.
  2. Развернуты эксперименты по организации образовательного процесса в вузах на основе зачетных единиц. Их внедрению в учебный процесс способствует расширение дистанционного обучения, стимулирование самостоятельной работы студентов.
  3. В России активно совершенствуется государственная система оценки качества высшего профессионального образования, а также формируются внутривузовские системы управления качеством образования.

Заслушав и обсудив пленарные доклады и выступления в дискуссиях, участники международного семинара рекомендуют Минобразования России:

  1. При реализации программы модернизации отечественной системы высшего профессионального образования учитывать перспективы вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию, а также положения Болонской декларации и сопровождающих ее документов.
  2. Обеспечить доступность для граждан и студентов зарубежных стран информации о российской системе образования, о структуре квалификаций, дипломов и о процессах модернизации высшего профессионального образования в России.
  3. Разработать предложения по оптимизации состава и структуры Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования с учетом необходимости интеграции России в общеевропейское и мировое образовательное пространство.
  4. Активизировать взаимодействие с министерствами (ведомствами) Российской Федерации по расширению практического признания квалификации (степени) «бакалавр» на предприятиях, в учреждениях и организациях конкретных отраслей. Согласовать с Минтрудом России работу по сопряжению квалификационных требований к специалистам с высшим профессиональным образованием в отрасли с квалификационными характеристиками, содержащимися в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по подготовке бакалавров, дипломированных специалистов и магистров.
  5. Разработать методологию модульного построения образовательных программ высшего профессионального образования.
  6. Разработать рекомендации по формированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования следующего поколения с использованием зачетных единиц.
  7. Разработать систему выпускных документов, совместимых с общеевропейским «Приложением к диплому (Diploma Supplement)» и инструкцию о порядке заполнения дипломов и приложений к ним на основе зачетных единиц.
  8. Изучить возможность введения децентрализованной модели осуществления признания зарубежных документов об образовании.
  9. Экспериментально отработать процедуры сертификации образовательных программ в России какважнейшего аспекта системы обеспечения качества высшего профессионального образования, совместимой с международными процедурами оценки качества.
  10. Поддержать инициативу российских вузов по развитию интеграционных процессов, содействующих академической мобильности.
  11. Интенсифицировать всестороннее обсуждение вопроса о присоединении России к Болонскому процессу с привлечением широкой научно-педагогической общественности.
  12. Ускорить принятие решений по инициированию подключения Российской Федерации к Болонскому процессу.

Международный семинар считает целесообразным создание на базе Санкт-Петербургского государственного университета совместной рабочей группы Санкт-Петербургского государственного университета, Московского государственного университета, Минобразования России с участием ведущих вузов Российской Федерации и общественных организаций с целью изучения всех аспектов Болонского процесса, совместимости его требований с российскими реалиями, а также для установления контактов с рабочими группами и иными структурами Совета Европы, ЮНЕСКО и других организаций, разрабатывающих проблемы общеевропейского образовательного пространства.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков