Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№1 (3623), 15 января 2003 года  
развитие университетской идеи в России

На тебе сошелся
клином
Старый Свет

Болонский процесс пробивает дорогу сквозь российские снега

Эхо болонского процесса докатилось, наконец, и до России. В начале декабря отзвуки европейских боев можно было услышать в стенах Санкт-Петербургского университета, где прошел международный семинар, посвященный интеграции российской высшей школы в складывающуюся общеевропейскую систему образования.

“Европа – это не только зона евро, банков и экономических институтов: она должна быть также Европой знания”, – провозгласили в 1998 году в Сорбонне министры образования четырех крупнейших держав Старого Света, запуская в ход интеграционные механизмы. С тех пор прошло четыре года, процесс обрел название (по городу Болонья, в котором совместную декларацию подписали уже 29 стран), студенты – надежду через 10 лет поехать на учебу в ту же Сорбонну или Оксфорд, а многие профессора и ректоры стали ожидать скорого конца образования как такового. В России, правда, все эти годы об идущем вовсю процессе ничего не знали. А если и знали, то реальному изменению ситуации предпочитали либо строительство маниловских мостов, либо поношение всего и всех а ля Собакевич. Сегодня уже ясно, что маховик Болонского феномена не остановить. Он вовлек в свою орбиту уже почти все европейские государства, за исключением только Молдовы, Украины, Белоруссии и России. Так что перед Россией вновь встает извечный вопрос – относить себя к Западу или Востоку? И пока Европа бьется над проблемой, какой должна быть новая зона образования, мы ставим вопрос ребром: быть ей у нас в стране или не быть?

* * *

Ответить на обозначенный вопрос был призван международный семинар, прошедший 2–3 декабря в СПбГУ. Сразу заметим, это крупнейшее событие за всю историю болонского диалога между Европой и Россией, первый самостоятельный шаг к обсуждению накопившихся проблем, так что университету по праву есть чем гордиться. Подтвердил это и более чем представительный состав участников: эксперты Совета Европы, российские специалисты, а также министр образования РФ, председатель комитета Государственной Думы по образованию и значительная группа заинтересованных лиц из городов и весей необъятного Отечества. Кроме того, из перешептываний в зале можно было понять, что за семинаром внимательно следят из Кремля: это должно было придавать участникам дополнительный кураж. Однако по выступлениям с трибун заметить это было сложно. Действительно ярких, оригинальных и продуманных докладов было не так много. Суть выступлений европейцев сводилась к тому, что тянуть с введением двух циклов обучения и запуском системы кредитов не стоит. Наши же делали ставку на то, что хотя все изложенное их западными коллегами хорошо, однако торопиться не надо. Иными словами, на семинаре до вопроса “как?” (согласовывать позиции) за два дня так и не дошли. И это при том, что заранее было ясно: вступления в процесс не избежать. Но какой тогда смысл снова и снова ставить это под вопрос, набивая себе цену? Гораздо важнее решить, на каких условиях присоединяться к Болонскому процессу с наибольшей для себя (и Европы, кстати) выгодой. Ведь интересны в первую очередь именно детали, ибо там-то, как известно, и предпочитает прятаться дьявол. А потому – с наступлением перерыва мы бросились в кулуары – получать информацию из первых рук. С частью этих разговоров мы и приглашаем вас ознакомиться.

День первый

Замысел организаторов состоял в следующем: сперва с последними достижениями Болонского процесса аудиторию должны были ознакомить европейские эксперты, потом их сменили бы представители отечественной системы образования. Наконец, работу двух дней венчало бы проведение круглого стола. Поэтому и наши небольшие интервью можно разделить на два дня – сначала с представителями Запада, а потом – крупнейшего Евразийского государства. Итак, часть первая – голос Европы.

Доктор Биргер Хендрикс (Германия)

– Доктор Хендрикс, у меня к вам вопрос по поводу двухступенчатой системы образования. Скажите, в Германии у человека, получившего диплом бакалавра, есть шанс получить реальную работу? Специалисты с этим дипломом востребованы рынком труда?

– Для нашей страны это до сих пор является проблемой. Тем не менее такие крупные компании, как Siemens, многие химические и фармацевтические гиганты активно поощряют бакалаврские программы. Более того, они сами участвуют в составлении отдельных курсов. Потенциальные работодатели говорят: для нас важно, чтобы выпускник знал и умел делать то-то и то-то. И мы берем на себя обязанность обучить этому студента за три-четыре года. Подобное сотрудничество компании, университета и студента еще до выпуска – очень важно. Степень бакалавра ни в коем случае не должна рассматриваться лишь как ступенька на пути к магистерской диссертации. Напротив, это самодостаточный диплом, позволяющий его обладателю находить применение своим знаниям здесь и сейчас.

– В чем вы видите преимущество двухцикловой системы перед, скажем, пятилетней подготовкой специалистов, как в России?

– Мне хорошо знакома проблема, о которой вы говорите. Дело в том, что система образования Германии во многом схожа с российской. У нас тоже параллельно сосуществуют разные виды программ – в зависимости от сферы знаний. Главным преимуществом двухцикловой системы мне представляется большая мобильность студентов и, следовательно, рынка труда, а кроме того, меньшая затратность таких программ для государства. Какой смысл обучать тонкостям математического анализа молодого человека, который хочет стать бухгалтером? Другое дело, что, поработав в этой сфере какое-то время, он может решить стать экономистом высокого класса. Вот тогда ему действительно понадобятся знания магистратуры. Люди же, изначально нацеливающиеся на научную карьеру, смогут извлечь максимум выгоды и из бакалавриата, и из магистратуры. Вместе с тем, в разных отраслях науки срок обучения может быть разным – три, четыре, четыре с половиной года. Главное – чтобы была сопоставима архитектура образовательных программ в странах, присоединившихся к Болонскому соглашению. А вот детали и призваны обсуждать такие семинары, как этот.

– Мой последний вопрос касается реформы немецкой докторантуры. Как известно, российская двухступенчатая система с существованием кандидата и доктора наук была в свое время скопирована с немецкой. И вот теперь Германия отказывается от нее и переходит на распространившуюся в мире систему PhD. С чем это связано?

– Не с Болонским процессом. Это наши внутренние преобразования. Но среди прочего это вызвано и тем, что в остальных странах мира не существует аналогичного статуса кандидатов и докторов. Например, когда ваш кандидат наук приезжает для учебы или работы в Европу или США, его в лучшем случае воспринимают в качестве магистра. Так что от веяний времени все равно никуда не уйти.

Могенс Берг, Министерство науки, технологий и инноваций (Дания)

– Господин Берг, объясните, пожалуйста, принципы широко дискутирующейся здесь системы кредитов.

– Это довольно просто. Идея в том, что в специальных баллах подсчитывается примерная почасовая работа студента. Таким образом, делая доклады, выступая на семинарах, подготавливая эссе и научные работы, студент за год должен набрать примерно 60 баллов. Если он справляется с этой задачей, на следующий семестр он может поехать в Европу, и его успехи там будут оценены в таких же баллах. То есть, вернувшись домой, он сможет перезачесть свои результаты и продолжать обучение в своей стране уже со второго семестра.

Стэфан Нэтанс и Бирджит Лао, ESIB – The National Unions of Students in Europe

– Вы представляете Национальные Союзы студентов Европы. Расскажите о своей деятельности.

– Наша организация оформилась сразу с началом интеграционного процесса. Уже в Болонье на встрече министров образования наши представители делали доклад, а организация вошла в группу поддержки (follow-up group) Болонского процесса. Мы исходим из того, что студенты должны сами активно участвовать в решении своей судьбы, а не ждать, пока это сделают другие. Поэтому мы всячески подключены к процессу и стараемся по мере сил его корректировать. Ведь в конечном итоге, он задумывался в наших интересах.

– Вовлечены ли в этот процесс российские студенты? И если нет, как можно вступить в вашу организацию?

– К сожалению, российские студенты сегодня никак не заявлены в реализации интеграционной инициативы. Это одна из причин, по которой мы приехали в Петербург (наших студентов в зале – два человека. – И.М.) А для того, чтобы к нам присоединиться, прежде всего нужно сформировать свой национальный союз студентов. Пока его не существует, в качестве российского представителя мог бы выступать хотя бы союз студентов Санкт-Петербурга или Москвы. Российская молодежь должна обязательно подключаться к этой деятельности, должна быть активной!

День второй...

...должен был начаться с круглого стола, который не успели провести накануне. Однако программа и без того была насыщена выступлениями VIP-персон, каждое из которых сопровождалось небольшой дискуссией, поэтому столом переговоров решили пожертвовать. Ко второму дню приехали президент Российского совета ректоров, глава МГУ В.А.Садовничий и министр образования В.М.Филиппов. Обоих уже отчаялись увидеть на семинаре, а тут, появившись, они сделали по вполне оптимистичному докладу. Особенно важна была позиция Министерства. Само появление главы образовательного ведомства РФ на подобном семинаре – факт красноречивый, а уж доклад, положительно оценивающий перспективы вхождения России в процесс, означал: наверху дают зеленый свет, теперь дело за обществом. За вузовскую общественность на правах хозяйки и одного из главных инициаторов проведения семинара отчиталась Л.А.Вербицкая. А завершил «наш ответ Чемберлену» председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы А.В.Шишлов. Для полноценного включения России в совместную работу в рамках Болонского процесса сегодня создана законодательная база, а многие вузы уже перешли к многоступенчатой системе образования, – отметил он. Дальнейшие законодательные инициативы готовятся или уже подготовлены, но для того, чтобы провести их через непростое голосование четырех проправительственных фракций Госдумы, потребуется поддержка правительства.

Видимо, нужно ценить момент. Немногим ранее глава Минобразования такую помощь обещал. Так что фиксируем: по крайней мере, хотели как лучше. Что получится, покажет время. По итогам семинара были приняты рекомендации его участников Министерству образования. Текст мы публикуем ниже, а итоги проделанной работы попросили прокомментировать нескольких известных экспертов.

Валентин Иванович Байденко, академик Российской академии профессионального образования:

– Наша политика при обсуждении вопросов включения в Болонский процесс должна исходить из осторожности и взвешенности. Вместе с тем, существует обоюдный риск как поспешить со вступлением в Болонскую зону образования, так и опоздать с оным. Можно назвать вызывающим сожаление то, что рйцоссийские специалисты до сих пор не участвуют в деятельности рабочих групп, согласующих пока еще не окончательно сложившиеся позиции разных стран. После Берлинской конференции как-то повлиять на этот процесс будет значительно сложнее. Нельзя забывать, что российская система образования – одна из 11 мировых мегасистем. Вместе с тем мы должны заботиться о некатастрофичности будущего наших студентов, думать о том, как они будут обустраиваться в российском и европейском доме через 10–15 лет. Да и самим студентам неплохо было бы поскорее подключиться к деятельности Европейской студенческой ассоциации (ESIB). Так что – для того чтобы хотя бы оставаться на месте, сегодня нужно очень быстро бежать вперед.

Геннадий Алексеевич Лукичев, директор ГУ «Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности Минобразования России»:

– Сегодняшний семинар – первый из когда-либо проводившихся в России в подобном формате. И сразу ответим: на наш взгляд, он прошел очень успешено. Собрались заинтересованные и компетентные стороны: представители вузов, законодательной, исполнительной власти страны, представители авторитетных международных организаций и независимые эксперты. И все сошлись в одном: то позитивное, что будет приобретено в результате вступления российского образования в Болонский процесс с лихвой перекроет предполагаемые сопутствующие проявления негативного характера. Семинар порождает серьезный импульс для дальнейшего глубокого осмысления академическим сообществом страны ключевых положений и элементов Болонского процесса применительно к реалиям России. Это является залогом успешного продвижения в направлении, обозначенном в принятой семинаром резолюции. А единодушие по поводу присоединения дает нам повод надеяться, что в сентябре 2003 года в Берлине появятся наши представители.

Пер Ниборг, Норвежский совет по высшему образованию:

– Перед проведением этого семинара и у нас в Европе, и у вас в России было множество сомнений: как смотрят наши коллеги на Болонский процесс, насколько необходимым видят присоединение к нему. И здесь, в Петербурге, был впервые перекинут прочный мост взаимопонимания. В вашем университете собрались действительно все заинтересованные люди: от вузовских работников до министра. И теперь нам всем ясно: Россия хочет включаться в процесс. Это я считаю важнейшим достижением семинара. Конечно, не все вопросы еще решены, но шумные споры идут и у нас, в Норвегии. К счастью, время еще есть, но, вместе с тем, важно помнить: не стоит присоединяться лишь в последний год. Мы действительно хотим видеть Россию частью Нового Образовательного Пространства, и от имени Совета Европы я могу со всей ответственностью заявить, что ее позиция крайне важна для нас.

И напоследок…

Итак, гамлетовская дилемма решена в пользу «быть». Мы признали: Россия заинтересована во вхождении в Болонское пространство. Это означает, что всех нас ждут большие изменения. Ведь Болонский процесс может оказаться еще и очень сильным катализатором внутрироссийских образовательных процессов. Обсуждение условий присоединения еще не раз будет натыкаться на несоразмерности и долгострои национальной образовательной системы: от средней школы до докторантуры. Так что проведение в последнем месяце ушедшего года международного семинара теперь следует рассматривать как приглашение к самому активному обсуждению всего спектра накопившихся проблем. Теперь уже не отделаться словами о том, что ничего не слышали. Сейчас, месяц спустя, можно заметить и первые позитивные сдвиги. По итогам семинара создана рабочая группа при нашем университете (5 из 8 петербургских экспертов – представители СПбГУ), а Министерство уже утвердило план мероприятий на несколько лет, которые должны способствовать включению России в процесс. Так что журнал «СПбУ» предлагает вам следить за дальнейшим развитием событий вместе с нами, а всех заинтересованных лиц мы приглашаем к дискуссии.

Игорь Макаров

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков