Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№1 (3623), 15 января 2003 года  
память

Вся жизнь –
университет

слово об Учителе

Седьмого января, в морозный рождественский день, факультет журналистики проводил в последний путь профессора Валентину Григорьевну Березину (1915–2003), человека-легенду, известного историка русской журналистики, 55 лет проработавшую в Ленинградском (Санкт-Петербургском) университете.

Тридцать лет назад, слушая в студенческой аудитории вдохновенные лекции Валентины Григорьевны по истории русской журналистики XVIII–XIX веков, я вряд ли могла предположить, что судьба сведет меня с ней на долгие годы.

В.Г.Березина

В.Г.Березина

По окончании университета, отработав несколько лет в газете, я вернулась на факультет и поступила в аспирантуру по кафедре истории журналистики. Когда речь зашла о научном руководителе, для меня не было сомнения, что им непременно должна стать Валентина Григорьевна, чей научный авторитет и требовательность к себе и другим были неоспоримы. Я заново начала учиться: ходила на лекции профессора Березиной, тщательно изучала ее работы. Человек она была удивительный. Подтверждались легенды, ходившие во все времена в студенческой среде о ее научной преданности и особом увлечении Виссарионом Григорьевичем Белинским. Помню, за глаза мы даже называли ее Валентиной Виссарионовной.

Наверное, «псевдоним» этот родился не случайно: лекции Валентины Григорьевны были столь же эмоциональны и увлекательны, как и полемические (печатные и устные) выступления самого «неистового Виссариона». Создавалось ощущение, что ты слушаешь очевидца и участника тех событий, той эпохи, лично знавшего исторических деятелей, о которых шла речь. И в то же время ее лекции отличались методической безупречностью, строгой логикой мысли, умением сосредоточить внимание студентов на главном. И на экзамене она умела добиться от студентов знания предмета. Здесь не возникало иллюзий, что можно проскочить на «авось».

Почему-то сложилось мнение, что научные интересы В.Г.Березиной связаны исключительно с творчеством В.Г.Белинского. Да, ему действительно посвящено около половины работ Валентины Григорьевны, в том числе и докторская диссертация, но диапазон ее исследований огромен и по хронологии, и по многообразию лиц и изданий, к которым она обращалась в течение своей почти 60-летней научной деятельности.

Свое вхождение в науку она начала с благословения и при активном участии В.Е.Евгеньева-Максимова, в соавторстве с которым в 1946 году вышла ее первая книжка «Николай Алексеевич Полевой. Очерк жизни и деятельности», написанная в саратовской эвакуации, где находился Ленинградский университет в годы войны. Эта работа предопределила тему кандидатской диссертации, которая также была посвящена Н.А.Полевому как журналисту и редактору «Московского телеграфа».

Каждая ее новая работа становилась открытием. Она обнаруживала в архивах неизвестные ранее документы, ею был найден уникальный номер первого тома пушкинского «Современника», неизвестный номер «Московского телеграфа» Н.Полевого. Она установила авторство многих «безымянных» статей Ксенофонта и Николая Полевых, В.Г.Белинского. Ее перу принадлежат глубокие исследования, посвященные Н.М.Карамзину, А.П.Сумарокову. До сих пор не существует более обстоятельного и полного обзора газетной периодики 60-х годов XIX века, чем тот, который был написан В.Г.Березиной для фундаментального труда «Очерки по истории русской журналистики и критики», подготовленного кафедрой истории журналистики при ее активном участии как автора и организатора издания.

Будучи крупным исследователем, Валентина Григорьевна много работала над комментариями к текстам критиков и журналистов (К.А., Н.А.Полевые, В.Г.Белинский, А.И.Герцен). Это очень трудоемкая и кропотливая работа является еще одним свидетельством высочайшей научной квалификации и профессионализма В.Г.Березиной как достойного представителя ленинградской филологической школы.

В.Г.Березина прошла замечательную научную школу блестящих литературоведов, историков литературы и журналистики В.Е.Евгеньева-Максимова, Б.М.Эйхенбаума, Н.И.Мордовченко, Ю.Г.Оксмана. Ей посчастливилось работать и долгие годы дружить с Г.А.Бялым, А.В.Западовым. А это имена, которые составили славу университетской филологической школе. Целая эпоха в жизни университета, соединенная одной жизнью.

Несколько лет тому назад, когда кафедра истории журналистики готовила коллективную монографию о цензорах России XIX века, Валентина Григорьевна выбрала своим «героем» А.В.Никитенко, который, будучи профессором Петербургского университета, долгие годы работал в цензурных ведомствах, а также являлся официальным редактором популярного в 1840-е годы журнала «Современник».

Свое внимание она сосредоточила на «Дневнике» Никитенко, который давал возможность не только изучить летопись его жизни, но и понять его как человека, прожившего столь трудную, богатую событиями (от крепостного до профессора университета) жизнь. Работа у В.Г.Березиной, как всегда, получилась по-научному обстоятельной, очень эмоциональной, личностной по звучанию.

После Никитенко Валентина Григорьевна стала часто обращаться к воспоминаниям. И эта страница ее научной биографии является не менее ценной, чем все предыдущие. Более того, она представляется во многих отношениях даже важнее, ибо подобные работы могут быть написаны лишь свидетелем и очевидцем былого. Отрадно было видеть, что исследования и воспоминания, выходившие из-под пера профессора В.Г.Березиной, связаны с историей нашего университета. Это статьи «Н.И.Мордовченко – ученый и педагог» (к 90-летию со дня рождения), «В.Е.Евгеньев-Максимов и Дом-музей Н.Г.Чернышевского в Саратове в годы Великой Отечественной войны», «О моем учителе Ю.Г.Оксмане (по нашей неизданной переписке (1949–1970 гг.)». Недавно вышли из печати воспоминания «Предвоенное пятилетие филфака, или Возвращение в студенческие годы», читая которые, особенно ясно сознаешь, как нам, живущим и работающим в университете сейчас, важно возвращаться к былому, чтобы сверять свои поступки и современную шкалу ценностей с лучшими образцами университетской истории. Это нужно для того, чтобы не обрывалась в забвении традиция, позволяющая нам ощущать себя частью единого, бесконечного развития от прошлого к будущему. От учителей – к ученикам.

Л.П.Громова,
профессор

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков