Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№1 (3623), 15 января 2003 года  
из дальних странствий...

Три дня
в Канаде

Прошло более полугода нашего пребывания в Соединенных Штатах, когда нам удалось осуществить нашу давнюю мечту – посетить страну кленового листа, находившуюся всего в семидесяти километрах от университетского городка Анн Арбор в штате Мичиган, где благодаря стипендии Фулбрайт я вместе с семьей провел самое безмятежное время в своей жизни.

 Главное здание Йоркского университета в Торонто.

Главное здание Йоркского университета в Торонто.

Получив по почте паспорта с канадскими визами, мы взяли напрокат новенький “Шевроле кавальер” и, загрузив багажник под завязку “самыми необходимыми вещами”, решили, наконец, что все готово к дальнему путешествию. Правда, нас еще мучали некоторые опасения, потому что в Детройте только что закончилась серия финальных матчей Кубка Стэнли. “Красные Крылья” с помощью своих главных форвардов Игоря Ларионова и Сергея Федорова разгромили “Ураганов” из Каролины, а их поклонники устроили грандиозное чествование своих кумиров, перекрыв при этом основные магистрали города. Но, к счастью, к нашему отъезду основные торжества уже были позади, что избавило нас от необходимости томиться в многочасовых пробках.

Ранним июньским утром наш “Шевроле” переехал Амбасадор-бридж, перекинувшийся через небольшую речку Детройт, и мы подъехали к канадскому пропускному пункту. Пограничные формальности были улажены довольно быстро и без унизительного таможенного досмотра, так что спустя несколько минут мы уже мчались по 401-у хайвэю по направлению к Торонто.

Эх, дороги!

Первое, что поражает при въезде в Канаду – это дороги. Дороги в Канаде ровные и прямые. Чтобы понять значение слова «ровные», нужно пересечь штат Мичиган с запада на восток по 94-й федеральной трассе, которая из-за постоянных нагрузок грузового транспорта превратилась в настоящий кошмар для автомобилистов. В салоне легкового автомобиля, мчащегося по ней со скоростью 120 км в час, чувствуешь себя как в салоне самолета, попавшего в зону турбулентности. В отличие от этой турбулентности, езда по канадским дорогам – это состояние приятного полета.

Чтобы понять значение слова «прямые», нужно выехать на возвышенный участок трассы, откуда открывается вид на многие километры вперед. Оттуда прекрасно видно, что канадские инженеры отлично усвоили одно из основных правил геометрии, гласящее, что кратчайшее расстояние между двумя пунктами есть прямая линия. Канадские дороги построены в соответствии с этой аксиомой. Они тянутся до самого горизонта и при этом практически не имеют не то что крутых поворотов, но и незначительных изгибов. Поэтому можно спокойно закрыть глаза, вкючить приятную музыку и драйвить. Нет лучшего снотворного, чем канадские дороги!

Чайнатаун – он и в Торонто чайнатаун. Canada’s National tower – самая высокая башня в мире.

Чайнатаун – он и в Торонто чайнатаун.

Canada’s National tower – самая высокая башня в мире.

Через час-другой после такой усыпляющей езды начинаешь замечать еще одну особенность Канады – это страна больших расстояний. В Соединенных Штатах, особенно на севере, населенные пункты встречаются довольно часто. В Канаде даже самая заселенная часть страны – провинция Онтарио поражает своей пустынностью. Можно проехать десятки километров и не встретить не только мало-мальской деревеньки, но и бензозаправки. На дорожных указателях нередко можно увидеть примерно такую надпись: до следующего сервис-центра 80 километров. Поэтому, если на вашей панели приборов горит красная лампочка, то лучше притормозить и заправить бак, иначе есть риск застрять где-нибудь между Чатемом и Лондоном и провести несколько часов в ожидании техпомощи.

Наконец, еще одна деталь, бросающаяся в глаза на канадских дорогах. Канада – это зеленая страна. Кажется, что каждый квадратный сантиметр ее бескрайних просторов покрыт самой разнообразной растительностью. Создается впечатление, что вы попали в какой-то заповедник девственной природы. Вероятно, 30 миллионов канадцев просто не в состоянии возделать 9 миллионов квадратных километров своей территории, в отличие от американцев, которые за последнее столетие вырубили практически все леса в Мичигане во имя процветания мебельной индустрии. В Канаде еще можно представить себя героем романа Фенимора Купера. Ведь мы приближались к берегам Онтарио, где когда-то происходили удивительные приключения Чингачгука и его друга Натаниэля Бампо, которыми в свое время зачитывались все мальчишки и девчонки Советского Союза.

Такие впечатления сопровождали нас на протяжении первых шести часов пребывания в Канаде. Единственное, что их омрачало – это знаки ограничения скорости до 100 километров в час. Рядом с ними можно было увидеть многозначительные плакаты, поясняющие, что превышение скорости на 20 км в час грозит штрафом в 100 канадских долларов, а на 40 км в час – уже в 250 долларов. Поскольку я не был знаком с канадскими порядками, то решил не рисковать, хотя другие участники движения лихо обгоняли нас слева и справа. Может быть, они знали, где могут затаиться местные полицейские, а может быть, просто не умели читать?

В общем, мы вздохнули с облегчением, когда вконец утомленные долгой тихой ездой, пересекли границу города Торонто.

Торонто – мечта моя!

Есть мнение, что Торонто – это типично американский город. Это не так. Торонто, безусловно, канадский город. Конечно, у него есть немало американских черт: деловой даун-таун со своими небоскребами, прямоугольная геометрия городских улиц, суперавангардная скульптура в виде пробивающих стену автомобилей и так далее, но все эти черты придают лишь внешнее сходство с Америкой. Менталитет Торонто заметно отличается от американского. Здесь нет той безумной суеты, нет того напряжения, которое ощущаешь в американских мегаполисах. Торонто более спокоен и уравновешен. Его жители приветливы, просты в обращении и не совсем испорчены прагматизмом. Если американцы живут, чтобы работать, то канадцы еще не забыли, что на свете существуют и другие радости, на которые стоит потратить время. Вообще, США и Канаду можно сравнить со столицей и провинцией. Очевидно, поэтому американцы относятся к канадцам снисходительно-пренебрежительно: мол, провинциалы, что с них возьмешь.

Финансовый квартал похож на Америку.

Финансовый квартал похож на Америку.

В Торонто проживают около пяти миллионов человек, а с ближайшими пригородами все восемь, то есть четверть населения Канады. Город раскинулся на огромной территории. Его улицы тянутся на десятки километров. Например, в Торонто есть самая длинная улица в мире – Янг-стрит, протяженность которой составляет больше сотни километров.

Мы остановились у наших друзей, которые совсем недавно переселились в Канаду и жили на окраине города. С их помощью мы совершили небольшую экскурсию в даун-таун.

Путешествовать по Торонто лучше всего на общественном транспорте, а не на машине, поскольку в центре парковка стоит безумно дорого. Поэтому мы отправились в город на метро, которое чем-то напоминает лондонское. В любом случае, канадское метро даст сто очков вперед американскому. Здесь чисто, светло, вагоны всегда полупустые, всегда работают кондиционеры. По сравнению с чикагским или бостонским метро, это просто рай земной. (Вообще, бостонское метро, по-моему, самое худшее в мире. Такого количества грязи и такого ржавого подвижного состава я не видел нигде.)

Кроме метро, в Торонто есть автобусы и трамваи. Последние – своеобразная достопримечательность города. У вагонов оригинальный дизайн, они ездят быстро и практически бесшумно, не создавая неудобств жителям окрестных домов.

Осмотр городских достопримечательностей мы начали с университетского кампуса. Архитектура его зданий напомнила о викторианской эпохе. Это крупнейшее учебное заведение в стране было основано 175 лет назад. Таким образом, оно на тридцать лет старше Канадской федерации, получившей независимость от английской короны 1 июля 1867 года.

Далее мы прошли по Колледж-стрит, свернули на Спадина-авеню и направились к озеру Онтарио. По пути мы осмотрели Чайнатаун, который мало чем отличается от любого китайского квартала за пределами Китая. Затем мы свернули на Кинг-стрит, в финансовый квартал, чтобы побродить среди небоскребов. Но даже здесь, в этом типично американском районе, нас поджидали канадские сюрпризы, вроде зеленого луга с пасущимися на нем бронзовыми коровами, где можно было немного отдохнуть от городского шума.

Спустя несколько минут мы вышли к железнодорожному вокзалу, а оттуда по крытым галереям вышли на Блемнер-бульвар к Си-Эн-тауэр, самой высокой телебашне в мире, которая даже побила рекорд Останкино. Ее высота 553,5 метра над уровнем моря. Это чудо света каждый год посещают почти два миллиона туристов, и мы решили к ним присоединиться. Подняться на Скай-под – самую высокую в мире смотровую площадку было делом принципа, даже несмотря на то, что входной билет обошелся в 15 американских долларов на человека.

“Американские штучки” в Торонто. “Американские штучки” в Торонто.

“Американские штучки” в Торонто.

С высоты птичьего полета открывался красивейший вид на Торонто и озеро Онтарио, который, пожалуй, произвел на нас даже большее впечатление, чем вид Чикаго и озера Мичиган с высоты Сиэрс-тауэр, самого высокого в мире небоскреба. С высоты 447 метров было отлично видно, что Торонто, как и вся Канада, просто утопает в зеленой растительности. Здесь огромное количество парков, в которых часто можно увидеть знаменитые канадские клены, отличающиеся от прочих видов этого дерева своими немыслимо темно-красными, почти черными листьями. Среди всей этой городской растительности обитает множество животных и птиц, которые, похоже, даже не замечают, что живут в черте города, иначе чем объяснить их вызывающее поведение по отношению к человеку. Гуляя по паркам Торонто, следует соблюдать осмотрительность, иначе вы рискуете случайно наступить на одного из представителей местной фауны. Если белку или енота еще можно заметить, то маленькие бурундуки, кажется, выживают только благодаря своим быстрым лапкам. Из птиц самый редкий вид – воробей. Эти серые птахи просто теряются на фоне красных, желтых, синих пернатых, название которых мы, как ни силились, не могли вспомнить. Всю эту живность мы привыкли видеть в зоопарках, но никак не вблизи человеческого жилья.

Канадцы же, очевидно, давно привыкли к подобным аномалиям, иначе невозможно объяснить, почему они так любят проводить свободное время на природе и устраивать пикники в городских парках. Изнуренные долгой прогулкой по Торонто, мы решили последовать примеру добропорядочных канадцев и закончить день на берегу Онтарио, до которого минут двадцать пешком от Cи-Эн-тауэр. Приятно было расслабиться, вкушая свежий озерный воздух и заранее приготовленный домашний сэндвич “а ля Русь”, небрежно наблюдая за праздной толпой небольших яхточек и байдарок, которые буквально заполонили прибрежную бухту.

Это был наш Торонто, такой, каким мы его увидели: без фешенебельных ресторанов, дорогих магазинов и индустрии развлечений, которыми так знаменит этот город. И тем не менее, он нам понравился. Мы решили, что это место, куда следует вернуться, и дружно бросили в воды Онтарио по американскому центу.

Ниагарский водопад

Ниагарский водопад. Вид с канадской стороны.

Ниагарский водопад. Вид с канадской стороны.

Американцы считают, что их страна лучшая в мире, что все чудеса природы сосредоточены в Соединенных Штатах, однако даже они с сожалением признают, что вид на Ниагарский водопад гораздо красивее с канадской стороны. Знаменитая Ниагара находится всего в полутора часах езды от Торонто, поэтому мы не могли покинуть Канаду, не полюбовавшись знаменитой водной феерией.

Пограничная речка Ниагара вытекает из озера Эри и впадает в озеро Онтарио. Примерно на середине пути ее воды встречают пороги, за которыми следует гигантский обрыв. Почти 2,5 тысячи тонн воды каждую секунду низвергаются вниз с высоты 53 метра. На подходе к обрыву Ниагара разделяется на два рукава, огибая небольшой остров, который делит водопад на две части. Меньшая часть водопада находится на территории США, а вот большая, куда устремляется 90% водяного потока – на территории Канады. Здесь обрыв по форме напоминает подкову, его длина по гребню 917 метров.

Если вы американец или канадец, или, на худой конец, гражданин одной из стран Евросоюза, то вы можете спокойно бегать взад-вперед по Радужному мосту через Ниагару, то есть из Канады в США и обратно, выбирая тот вид, который ближе вашему сердцу. Но товарищам нашему брату переходить американо-канадскую границу лишний раз противопоказано, поэтому я ужасно нервничал на подъезде к водопаду, опасаясь свернуть не на ту полосу движения и уехать в США. Объясняй потом американским властям, что мы заблудились. Наконец, стоянка была найдена, и мы отправились на пешую прогулку вдоль Ниагары.

Ниагара не самый большой в мире водопад, зато самый известный и доступный. Вокруг него расположен небольшой городок Найагра-фоллс, который состоит из сплошных гостиниц, магазинчиков, автостоянок и казино. Зимой он практически пуст, хотя многие канадцы именно там любят встречать Новый год, зато летом его наполняет толпа туристов со всех уголков света. В каком-то буклете я вычитал, что водопад ежегодно посещают 12 миллионов человек со всего света. К их услугам всегда готовы смотровые площадки, бесчисленные ресторанчики, магазины сувениров и масса самых разных развлечений. Желающие могут спуститься к самому подножию водопада, на специальную смотровую площадку. Для любителей острых ощущений придуман особый аттракцион: путешествие на катере к самому основанию водного потока. Хотя при этом выдаются плащи с капюшонами, все же после такого турне никому еще не удавалось выйти сухим из воды.

Правда, в жаркий день, какой выпал на нашу долю, водяной туман, клубящийся над ниагарской бездной, был только в радость. Он не успевал испаряться, а выпадал в виде дождя, принося с собой легкую прохладу водопада и создавая в воздухе невообразимую игру цветов радуги. Когда наступает ночь, вся эта водная феерия подсвечивается разноцветными прожекторами, так что Ниагара никогда не испытывает недостатка в свете. У нас не было времени ждать сумерек, поэтому, вдоволь насмотревшись на ниагарскую бездну, мы развалились на газоне в тени канадского клена и принялись за очередную порцию мороженого, единственное спасение от изнуряющего зноя. Шум водопада соревновался с шумом разноязычной толпы. В этот момент нам вдруг захотелось, чтобы все эти человеческие существа, все эти гостиницы, магазины, автомобили вмиг куда-нибудь исчезли, и чтобы остались только мы, солнце, зеленый газон и воды Ниагары…

“Ну, как?” – спросил я свою дочь, когда мы возвращались на автостоянку. “Cool!”, – ответила она.

Back to the USA

После нескольких часов, проведенных на Ниагаре, мы двинулись в обратный путь по убаюкивающей глади канадских дорог навстречу наступающим сумеркам. На подъезде к американской границе я немного занервничал, поскольку после 11 сентября американцы резко усилили пограничный контроль. Конечно, наши документы были в порядке, но, как говорится, всего можно было ожидать, и нам мало улыбалась перспектива провести ночь в какой-нибудь виндзорской гостинице. Дождавшись своей очереди, я протянул наши головастые и крыластые паспорта улыбающемуся чиновнику, и тот, едва завидев российскую символику, выпалил заученные наизусть фразы: “Русский! Здравствуйте! Как дела!”. На этом его лингвистические познания закончились. Даже не раскрыв наши документы, он вернул их обратно и напутствовал нас дежурным пожеланием доброго пути: “Have a nice day!”. “Вот тебе и хваленая американская бдительность, – подумал я, – хорошо, что мы не террористы”.

Между тем день давно угас. Уплатив 3,5 канадских доллара за пересечение границы, я до отказа отжал педаль акселератора. Через секунду наш “Шевроле” врезался в ночной Детройт. Слава богу, на американских хайвэях никто не следит за превышением скорости.

Сергей Лобачев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков