Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 1 (3749), 30 января 2007 года
колонка редактора

Ленинградцы спасали свой город,
город спасал ленинградцев

27 января 2007 года — 63-я годовщина
полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады

Своих родных по отцовской линии я никогда не видела: бабушка, дедушка, две старшие папины сестры умерли в блокаду. Оба его старших брата погибли в ополчении под Ленинградом. Не осталось ни единой семейной фотографии – вернувшись домой после войны, в пустых комнатах папа обнаружил, что даже обои со стен пошли на топливо, не говоря о бумагах, книгах, фотографиях...

Такие или подобные истории сохраняются во многих ленинградских семьях, переживших блокаду. Вот это для меня долгое время оставалось самой большой загадкой – как люди, поставленные в невыносимые условия бытия – дикий холод, голод, артобстрелы и бомбежки, неработающие коммуникации, остановившийся транспорт, – как они выстояли, смогли не только выжить, но и спасти город, работать на оборону… Маскировали купола и шпили, прятали коней Клодта и статуи Летнего сада, сутками не уходили с заводов, ремонтируя танки. Сейчас кажутся нереальными концерты в Филармонии в застывшем городе, вещание ленинградского радио, елка на Новый год с тремя мандаринами в подарок каждому ребенку (об этом эпизоде мне рассказывала бывший редактор нашего издания Н.Л.Толстая, пережившая блокаду).

Теперь мне кажется, что отчасти я поняла эту горькую данность – жизнь вопреки смерти. Ленинградцы по-особенному гордились своим городом, любили его и восхищались им. Сдержанность сумерек и недосказанность белых ночей, ветер и лед зимних переулков, отражения дворцов в бесконечных невских водах – все это создавало особую общность людей, населяющих «неуловимый город».

Ленинградцы спасали свой город, город спасал ленинградцев. Потому что тот, кто искренне верил, что иного не дано, что «нужно делать что должно и будь что будет», кто ни минуты не сомневался, что жить можно только так – не веря в бесполезность усилий, только тот выжил, восстановил свой город и остался скромным неизвестным ленинградцем.

Когда я бываю на Пискаревском кладбище, всегда останавливаюсь перед плитами с надписью «1942». В этом году погибли мои родные, а папа говорил, что похоронены они именно здесь, в братской могиле. Стою и мысленно слушаю мою любимую песню детства, которую сегодня не услышишь ни в теле-, ни в радиоэфире:

Над заставами ленинградскими
Вновь бушует соловьиная весна,
Где не спали мы в дни солдатские,
Тишина стоит, как прежде, тишина.
Над Россиею небо синее,
Небо синее над Невой.
В целом мире нет, нет красивее
Ленинграда моего.  

Наталия Кузнецова,
главный редактор

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков