Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 24 (3747), 30 декабря 2006 года
образование

Врачам в погонах —
по второму диплому

Военная промышленность в нашей стране всегда была приоритетной отраслью. Так исторически сложилось, и можно долго спорить, хорошо это или плохо. Но с точки зрения человека, а не политики или экономики, война всегда отвратительна. Пожалуй, только одна сфера, связанная с милитаристской спецификой, стоит на стороне человека. Это военная медицина. В ноябре заседание клуба «Гость-ученый» в пресс-центре ИА «Росбалт» называлось «Военно-полевая хирургия в мирное время». На вопросы журналистов ответил Борис Всеволодович Гайдар, начальник Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова.

Б.В.Гайдар, начальник Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова

Б.В.Гайдар, начальник Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова

 

Военно-медицинская академия для одних означает престижное и качественное образование, а для других становится иногда последней надеждой на выздоровление. Сотрудники Военно-медицинской академии оказывали помощь раненым на всех войнах, которые вела Россия, участвовали в ликвидациях стихийных бедствий и катастроф. Закладной камень здания на Пироговской набережной устанавливал сам Петр I, а первые профессора академии вошли в историю – в том числе как первые врачи такого уровня «из русского люда». Раньше врачевать по науке могли только иностранцы.

Сегодня славу Военно-медицинской академии обеспечивают более 300 профессоров и около тысячи кандидатов наук. Здесь лечится 3,5 тысячи больных одновременно. Техническому оснащению академии могут позавидовать западные коллеги, а каждая кафедра по праву считается лидером научных разработок в своей области.

Возможно, в ближайшее время Военно-медицинская академия снова станет номинатором Нобелевского комитета. Мало кто знает, что до 1917 года академия имела право решать, кому присудить самую престижную в мире научную премию. Дело в том, что Альфред Нобель учился в Императорской военно-медицинской академии на кафедре химии. Его преподавателем был выдающийся химик, профессор Николай Николаевич Зинин, который в то время изучал свойства нитроглицерина. Зинин в нитроглицерине видел, прежде всего, лекарство, а Нобель разглядел динамит. И первые испытания этого взрывчатого вещества прошли на Каменном острове.

Современные студенты Военно-медицинской академии оказываются в условиях гораздо более приближенных к боевым, но, как и студенты гражданских вузов, получают диплом общегосударственного образца. Однако руководство академии считает, что дипломов должно быть два. Учебная программа рассчитана на 2000 часов – больше, чем в любом гражданском вузе. Не каждый врач может сделать то, что обязаны уметь специалисты с дипломом Военно-медицинской академии. Например, в полевых условиях принять решение об оказании медицинской помощи по жизненным показателям. То есть врач должен решить, кого из раненых необходимо оперировать немедленно, а кого можно после оказания первой помощи транспортировать в центральные госпитали. Поэтому ректорат Военно-медицинской академии высказал идею о выдаче выпускникам второго документа – диплома врача военной экстремальной медицины.

Но уже сегодня даже «гражданский» диплом Военмеда нельзя получить без отбывания соответствующей статусу студента-курсанта воинской повинности. И ректорат за этим следит. Отсев на старших курсах – обычное дело для любого вуза, но не для Военмеда. Например, в прошлом году из 200 выпускников 87 написали рапорта на увольнение. Руководство академии инициировало 32 процесса в гражданском суде, 12 из которых получили продолжение в суде уголовном с вынесением обвинительного приговора. Курсантов обязали пройти службу под угрозой тюремного заключения. А с июня этого года действует закон о материальной компенсации при разрыве контракта по инициативе курсанта. Откупиться от службы нелегко: за семь лет обучения «набегает» до полумиллиона рублей.

Впрочем, в академии знают, как избежать конфликтов с учащимися из-за того, что те не видят в своей специальности призвания. Обучение строится на передаче знаний от учителя к ученику, а личностные качества военного врача каждый профессор воспитывает в подопечных собственным примером. Кроме того, абитуриенты до сдачи всех экзаменов проходят психофизиологическое тестирование. Беседа с психологом длится от четырех с половиной до пяти часов подряд – а чтобы достойно выдержать такое испытание, требуется глубокая мотивация.  

Венера Галеева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков