Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 24 (3747), 30 декабря 2006 года
образование

Школьные учебники —
это истинно университетский проект

В преддверии 2007 года, который объявлен Годом русского языка, о новых программах рассказывает профессор Сергей Игоревич БОГДАНОВ, декан филологического факультета, заведующий кафедрой русского языка:

— Мы переживаем сложное время. Время, которое характеризуется размыванием и даже распадом некоторых стандартов. С одной стороны, это естественно, такие времена должны наступать, и это открывает путь к развитию. С другой стороны, потеря стандартов, устойчивой опоры — это проблемы, которые возникают для каждого конкретного человека, для народа, для государства в целом. И в высшей степени эти проблемы касаются школьной учебной литературы.

С.И.Богданов, декан филологического факультета

С.И.Богданов, декан филологического факультета

Учебников по русскому языку в школе около 70... Иногда не целая линейка — 5-11 классы, а лишь для 5-го или для 5-6-х. Конечно, очень хорошо, что есть такое многообразие учебников, каждый из них в чем-то по-своему хорош. Но с другой стороны, это ненормально, согласитесь, когда в области национального языка существует такой разброд. Такого быть не должно, потому что национальный язык — это связующее начало, это основа государственного строительства, основа ощущения нацией себя как нации, это способ хранения культурных традиций.

Сейчас мы дошли уже до таких кричащих моментов, когда не только на улице или в транспорте, но даже на заседании правительства один министр не понимает другого... Не обязательно должен быть один-единственный учебник по русскому языку. Но определенный стандарт должен быть — это способствует единству нации. С языком шутить нельзя, это серьезная вещь. Мы видим мир сквозь язык. Поэтому определенный стандарт, определенный эталон здесь должен быть. Иначе это будет сказываться на безопасности как конкретного человека, так и государства.

У нас есть пример такого высокого стандарта — эталонный учебник по русскому языку, который в свое время создал академик Лев Владимирович Щерба, и который, при небольших редакционных изменениях, практически 50 лет служил русскому народу. Может, сейчас одного учебника и мало, но все равно их должно быть немного — два или три, вряд ли больше...

Осознавая невероятную важность этой задачи, мы понимаем, что сейчас уже прошло время авторских учебников, которые создаются одним автором. Такое, конечно, может быть, но все-таки, учитывая огромную сложность и ответственность задачи, кажется, что работа целым коллективом — более продуктивный способ. И несколько лет назад мы предприняли попытку организовать работу такого коллектива на базе филологического факультета. Инициатива была наша. И это правильно, потому что это национального уровня задача. А Санкт-Петербургский университет в силу своего статуса должен решать вопросы национального масштаба.

Было очень сложно. Школа — это совершенно особая, очень консервативная сфера, любые изменения там нужно делать с очень большой осторожностью. Люди, которые создали эту систему и всю жизнь в ней прожили, в сильной степени консервативны. И создать коллектив, который был бы приемлем для школьных учителей, для тех чиновников, которые организуют работу школьной сферы в рамках государства, — очень сложно. Здесь мало быть просто хорошими учеными, мало хороших идей, здесь нужен еще огромный труд и способность учитывать другие мнения, и нужны дипломатические способности. Задача очень-очень сложная. В свое время я предлагал подобный проект реализовать на базе Герценовского университета или с их участием. Но наши коллеги-педагоги, понимая, какой невероятной сложности эта задача, только частично, на уровне отдельных людей, вошли в эту работу.

И сейчас я счастлив и абсолютно уверен, что мы сможем эту работу сделать. У нас уже находится на апробации учебник для 5 класса и учебник базового уровня по русскому языку для 10-11 классов. Практически завершена работа над учебником для 6 класса. И что важно, мы делаем линейку целиком, с 5 по 11 класс. О начальной школе мы пока не говорим, там особая статья. Но концепция учебников по русскому языку для всей линейки уже существует, она довольно интересная.

Авторским коллективом, в который входят и преподаватели филологического факультета, и школьные учителя, и сотрудники Педагогического университета, руководит Дмитрий Наилевич Чердаков, мой коллега по кафедре. Это универсальный преподаватель, он вел практически все дисциплины, которые преподаются на кафедре русского языка. Он показал себя как человек, который может организовать серьезную научную работу большого коллектива, как руководитель, который может решать вопросы обеспечения финансирования — с довольно сложными отчетами в министерстве. И я с большим энтузиазмом и оптимизмом смотрю на работу коллектива. Думаю, в течение 2007 года мы сможем сдать первый наш учебник.

— И каковы отзывы школьных учителей?

— Самое главное, что наши коллеги из школы, которые каждый день входят в класс и живут с этой проблематикой всю жизнь, почувствовали необходимость в наших учебниках. И сейчас у нас много запросов из разных регионов, они просят присылать готовые материалы, чтобы апробировать их в своих классах.

Недавно мы с Людмилой Алексеевной Вербицкой были в Краснодарском крае, на открытых уроках — в специфических условиях: там часто дети приходят в школу, практически не умея говорить по-русски, там много национальностей: армяне, турки-месхетинцы, народности с Кавказа... Так вот, учителя, работающие в этих условиях, узнав о той идеологии, которая заложена в новый учебно-методический комплекс, в новую линейку по русскому языку, захотели сами включиться в этот процесс. Это очень здорово! Потребность в этом ощущается всеми — и уже есть результат, который мне когда-то казался несбыточным.

Но мы не ограничиваемся работой только над линейкой по русскому языку. У нас подготовлен авторский учебник по литературе для 5-6 классов. Работа над ним идет под руководством Игоря Николаевича Сухих. Это очень крупный специалист широкого профиля, не только замечательный ученый, но и отличный популяризатор качественного научного содержания... Идет также работа над линейкой учебников по английскому языку, ею руководит Валерий Германович Тимофеев.

Разрабатывать новые учебники для школы — это уместно делать именно в университете в такое трудное время. Потому что в университете мы можем опереться на помощь коллег, разных специалистов. Например, когда мы работали над линейкой по русскому языку, мы обратились на факультет психологии — они дали квалифицированных специалистов, которые помогли нам построить дальнейшую работу над учебниками с учетом новейших достижений науки психологии... Учебники — это истинно университетская тема, истинно университетский проект, и надеюсь, он будет иметь хорошую перспективу.

— Филологический факультет проводит фестиваль русской речи «Русское слово», ставший уже традицией. И вы регулярно устраиваете опросы населения по проблемам русского языка. Что показывают опросы?

— Действительно, перед каждым фестивалем мы выпускаем сборник материалов, где представлен мониторинг состояния культуры русской речи, языковой компетенции различных слоев населения. Делаем раз в год — в том числе и обследование школьников.

У языка русского проблем нет и не будет. Он переживет и это относительно непростое время, которое переживает весь наш народ. Это явление объективное — и пока существует русский человек с его культурой, русский язык будет жить. И он сам выйдет из всех сложностей, которые часто отмечаются в прессе.

Но есть проблема с другим — действительно серьезная проблема с языковой компетенцией огромного количества наших соотечественников. Ведь без того, чтобы человек мог пользоваться огромным содержательным, мировоззренческим ресурсом, который заключен в русском языке, всеми его богатствами, — без этого мы не построим нормального государства и не защитим его, не воспитаем дееспособных граждан. Не сможем по-настоящему любить друг друга. Не найдем общего языка с людьми, которые говорят на другом языке... В этом проблема. Но она решаема. Решается она путем активной государственной политики в сфере национального языка и вообще языковой политики. Намечаются позитивные моменты — наше государство уже готово к тому, чтобы осуществлять активную языковую политику. Дай Бог, чтобы эта тенденция продолжилась. Это и есть наша главная задача.  

Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков