C / B , 10 декабря 2006 года
|
|
|
официальный отдел
|
|
|
Роль органов управления образованием
в борьбе с наркоугрозой. Наши предложения.
Действующая Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде (2000) не столь хороша, как это кажется многим. И если в 2003 году на нашем семинаре “Школа без наркотиков” это было на уровне интуиции, то сегодня это можно доказать с помощью аргументов.
Необходимо разделение действующей в Минобрнауке РФ Концепции, которая касается наркотиков на две новых Концепции, которые надо разработать с учетом имеющегося в регионах практического опыта (см. ниже).
Действующая Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде
(Приказ №619 от 28.02.2000)
Примечание: Наркотики - наркотические средства и психотропные вещества, то есть те ПАВ, оборот которых запрещен нормами Уголовного Кодекса РФ, а немедицинское потребление запрещено нормами Административного Кодекса РФ. Наркопотребитель - лицо, незаконно потребляющее наркотические средства и (или) психотропные вещества.
Аргументы за переработку существующей Концепции и разделения ее на две:
Наркотические средства и психотропные вещества (наркотики) - в культурном, экономическом, социальном и криминальном плане нельзя приравнивать к табаку и алкоголю. Так же как нельзя отождествлять тех, кто курит или пьет спиртное с теми, кто потребляет наркотики, хранение которых запрещено Законом.
Психоактивные вещества - крайне широкий термин, от кофе до шоколада, поэтому он маскирует наркоугрозу исходящую от героина, кокаина.
ПАВ не юридический термин, и это создает проблему как в понимании сотрудниками правоохранительных органов Концепции Минобрнауки, так и во взаимодействии.
Не надо профилактировать потребление собственно наркотиков, так как профилактика курения и пьянства уже есть профилактика наркотиков, потому что, как правило это случается после того, как подросток уже и курит, и выпивает.
Если мы хотим на государственном уровне организовать борьбу с терроризмом, то в концепция должна быть по борьбе с ним, а не с экстремизмом. Разные явления, хотя и есть сходство. Но последствия разные.
То есть нужно перенести в первичной профилактике акцент на борьбу с курением и пьянством школьников.
Есть и другой путь. Не делать 2-х новых Концепций, а для существующей оговорить, что она действует только для ПАВ не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами. И для этой, специфической своей нелегальностью группы ПАВ разработать Концепцию.
Георгий Зазулин. http://www.ecad.ru/index-rus.html
|