Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 23 (3746), 8 декабря 2006 года

Отряд «Ингрия»
продолжает поиск

По традиции, Вахта памяти проводилась в Кировском районе Ленинградской области. Как и в прошлом году, объектом исследования стала Роща Круглая – мощный опорный пункт врага на пути к Синявинским высотам. Сегодня наш отряд остался, пожалуй, единственным, кто продолжает систематический поиск на этом многострадальном участке бывшей передовой Волховского фронта.

Командир поискового отряда “Ингрия” Е.В.Ильин

Командир поискового отряда “Ингрия” Е.В.Ильин

В успехе экспедиции сомнений не было. В прошлые годы мы «подняли» здесь не одну сотню бойцов и командиров Красной Армии, погибших в боях «местного» и «не местного» значения. В настоящее время Роща Круглая основательно «подчищена» мародерами и поисковиками, однако наш опыт показывает, что земля продолжает хранить здесь останки сотен солдат, павших в боях за Ленинград в 1941—1943 гг. На языке поисковиков такой вид поиска называется «добором», то есть нам требовалось найти то, что пропустили другие. Внимательность, обстоятельность, аккуратность, активное использование технических средств – важнейшие слагаемые успеха в таких условиях.

Первый день поиска принес и первый сюрприз. Самой острой проблемой на всем протяжении экспедиции оказалась вода. Она в речке Черной присутствовала, но этот мутный ручеек выглядел настолько несимпатично, что даже нам, повидавшим многое за 18 Вахт, мыться, а тем более брать здесь воду для приготовления пищи не хотелось. Поэтому первое время дневальный на велосипеде доставлял воду с родника. Дорога в оба конца (12 км) занимала около двух часов. 20-24 литров воды едва хватало на приготовление пищи. Благодаря инициативе Андрея Салия (исторический факультет), воду удалось найти в 400 метрах в низине Черной. Дневальный Владислав Потявин (исторический факультет) отправился за водой и заблудился. Вышел на дорогу метрах в 800 от лагеря, но с водой в руках. С 29 августа поиск начинался с заготовки воды, когда весь личный состав отряда, вооруженный ведрами, бутылями, отправлялся в густо заросшую низину Черной. 60-70 литров воды вполне хватало на хозяйственные цели.

Речка оказалась богата рыбой. Из куска сети, найденной на берегу, Вячеслав Тихомиров соорудил приличную снасть. Первый опыт оказался удачным, мы поймали почти ведро рыбы, потом пошли грибы…

Но главным оставался поиск. Как всегда, каждый горел желанием немедленно отправиться в Круглую и первым найти бойца. Из журнала экспедиции:

«27 августа. Воскресенье. Работы повели тремя группами в районе лесопосадки. Погода расстоялась, тепло и солнечно. Болото высохло, по нему можно ходить. Все собраны и сосредоточены, шутки, смех смолкли. Каждый надеется, что ему удастся открыть счет отряда в этой экспедиции. Металлоискатель работает без устали, «хватая» самое разнообразное «железо» военного назначения. Перед обедом «назвонили» в воронке бойца, сраженного осколками. Он лежал под 10-сантиметровым слоем листьев и земли, рядом каска, сорванная, видимо, взрывной волной, на импровизированном бруствере винтовка. У него было все, что положено иметь солдату, включая карандаш, отсутствовал только медальон, по которому можно установить его данные и найти родственников. Небольшую надежду дает ложка, на которой выбита фамилия погибшего красноармейца».

Шаг за шагом мы втягивались в Круглую, все дальше отходя от лагеря. Каски, стреляные гильзы, котелки, прочие предметы военного снаряжения и назначения встречались часто, да это и неудивительно, бои здесь отличались крайним ожесточением и кровопролитием. Но «зацепиться» по-настоящему за неделю поиска нигде не удалось. За первую половину экспедиции удалось найти

7 бойцов и командиров Красной Армии, судя по снаряжению, они погибли осенью-зимой 1941 г., медальонов у них не оказалось. Все бойцы отряда, включаю нашу новенькую — Екатерину Кудинову (философский факультет), работали с полной отдачей сил. Погода по-прежнему была к нам благосклонна – за неделю прошли всего три дождя.

Здесь стоял Р.П. № 7. Родственники И.С.Есипова с бойцами отряда “Ингрия”.

Здесь стоял Р.П. № 7. Родственники И.С.Есипова с бойцами отряда “Ингрия”.

3 сентября сдвинулись в болотистую низину, густо поросшую кустарником. Поиск вести здесь исключительно сложно, думаю, кроме дикого зверья, мародеров, да нас никто здесь не бывает. Позиции густо испещрены воронками, коробки из-под патронов, ящики от мин, наши и немецкие каски – свидетели упорного боя. Все предельно внимательны и сосредоточены, слышны только отдельные реплики. Наконец, около 20.00 Александр Новокшонов доложил, что у него «пошел» боец. Несмотря на усталость и надвигающиеся сумерки, все с энтузиазмом продолжили поиск и скоро нашли еще одного погибшего солдата. На следующий день здесь удалось найти еще двух красноармейцев. Саше Новокшонову повезло, его боец оказался с медальоном. Как он его только нашел в этой липкой болотной каше?! Нам удалось прочитать бумажный вкладыш медальона. Он принадлежал уроженцу Татарии Ивану Леонтьевичу Ханову. Через два дня, благодаря налаженной связи, мы узнали, что он числится «пропавшим без вести» с зимы 1941 г., и что у него жива дочь.

Прорыв в поиске, как это бывает, произошел за два дня до конца экспедиции. Обследуя очередную болотистую низину, расположенную в 30 метрах от лагеря, группа во главе с Вячеславом Тихомировым «зацепила» бойца. На следующий день Андрей Салий «нагудел» на металлоискатель еще одного (их оказалось два). Владимир Бабицкий, Вячеслав Мосунов (исторический факультет) тоже нашли по бойцу. Отличились и другие наши товарищи. За два дня удалось найти 9 погибших солдат. Один из них имел медальон. Медальон пришлось пилить, поскольку бумажный вкладыш, вложенный в капсулу, оказался в неудовлетворительном состоянии. Вкладыш удалось развернуть и частично прочитать. Погибший красноармеец был призван в РККА из Омской области, Молотовского района, Тихорецкого сельсовета. В настоящее время медальон находится на экспертизе, надеемся, что удастся установить и фамилию солдата.

За две недели поиска отрядом были найдены останки 24 бойцов и командиров Красной Армии, погибших в битве за Ленинград. Каждый второй из них найден с оружием в руках. Уверен, все они значатся «пропавшими без вести». 21 сентября все погибшие солдаты с воинскими почестями были погребены на мемориале «Синявинские высоты». Всего за 19 экспедиций отрядом найдены и с почестями преданы земле останки 854 защитников Отечества.

Во время проведения экспедиции нас посетили родственники солдат, которых мы нашли в прошлом году. Из Петрозаводска приехала Нина Яковлевна Просянюк с семьей, а с далекого Алтая – Николай Ильич Есипов с семьей. Отцы их «пропали без вести» зимой 1941-1942 гг. Родственникам погибших солдат были показаны места их последнего боя, где силами отряда установлены памятные знаки, а также место их погребения на мемориале «Синявинские высоты».

После завершения экспедиции мы провели несколько разведок, во время которых нашли останки еще двух солдат РККА и военнослужащего финской армии. Один из красноармейцев имел медальон, он принадлежал гвардии красноармейцу Григорию Петровичу Ноговицину, уроженцу Архангельской области, «пропавшему без вести» осенью 1942 г. Нам удалось найти дочь погибшего воина. Военнослужащий финской армии имел медальон №468058. В ближайшее время его останки будут переданы представителям Финляндии.  

Е.В.Ильин,
командир студенческого поискового отряда «Ингрия»,
доцент исторического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков