Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 23 (3746), 8 декабря 2006 года

«Солнечное вещество»
М.П.Бронштейна

Семинар приурочен к столетию со дня рождения известного физика-теоретика Матвея Петровича БРОНШТЕЙНА, материал о научных заслугах которого опубликован в №19 (3742) нашего журнала от 16 октября 2006 года.

В президиуме семинара. Слева направо: А.А.Андрианов, А.А.Старобинский, Д.А.Варшалович

В президиуме семинара. Слева направо: А.А.Андрианов, А.А.Старобинский, Д.А.Варшалович

Открытие семинара состоялось в Петровском зале, который едва вмещал всех желающих послушать доклады. Некоторым студентам пришлось стоять возле дверей. С приветственным словом к участникам обратился проректор СПбГУ по научной работе В.Н.ТРОЯН. Изложив основные вехи творческого пути М.П.Бронштейна, В.Н.Троян сравнил отечественного физика с Галуа – оба за короткую, на подъеме прервавшуюся жизнь успели невероятно много. С восемнадцати лет М.П.Бронштейн публиковался в немецких физических журналах и к моменту сдачи первых университетских экзаменов был известен своим профессорам как самостоятельный ученый. Кандидатскую степень ему присудили без защиты, а докторскую диссертацию высоко оценили оппоненты В.А.Фок и И.Е.Тамм, особенно отметив в работе органичную связь между высокой теорией и практическими следствиями. Поразительно широк круг проблем, в разработку которых М.П.Бронштейн внес вклад: это и астрофизика, и ядерная физика, и космология, и теория полупроводников, и общая теория поля...

В.Н.Троян отметил, что во многом именно благодаря подвижнической популяризаторской работе М.П.Бронштейна, обладавшего талантом доступно обсуждать сложнейшие теоретические проблемы, к 1960-м годам физика оказалась в центре общественного внимания. В этой связи вызывает обеспокоенность отсутствие в наше время научно-популярных работ, принадлежащих исследователям первой величины. По социологическим опросам, сегодня престиж ученого в России составляет 1%, в то время как в США – более 30%. При том, что, конечно же, отсутствие интереса к науке у современных россиян одной причиной объяснять нельзя, ученым следует с большим вниманием относиться к просветительской работе.

М.П.Бронштейн. 30-е годы ХХ в.

М.П.Бронштейн. 30-е годы ХХ в.

Председатель академик Д.А.Варшалович передал участникам приветствие академика Ж.И.Алферова, сожалевшего, что не может лично присутствовать на семинаре. По словам Жореса Ивановича, знакомство с книгой М.П.Бронштейна «Солнечное вещество» предопределило его жизненный путь. Эту книгу он прочитал в детстве, классе в четвертом, а впоследствии оказалось, что физика стала для него делом жизни. Причем не просто физика, а полупроводники и солнечная энергетика! Между тем знакомство с книгой М.П.Бронштейна, расстрелянного по сталинскому приказу в 1938 году, могло не состояться. К счастью, этого не произошло, потому что мать Ж.И.Алферова, работавшая библиотекарем, во время кампаний по уничтожению работ «врагов народа» не давала погибнуть хорошим книгам – и приносила их домой.

После приветствий на открытии прозвучало три доклада. Член-корреспондент РАН А.А.СТАРОБИНСКИЙ в докладе «Темная энергия во Вселенной», прежде чем приступить к анализу одной из специальных статей М.П.Бронштейна 1932 года, выделил в творческом наследии автора три типа работ. Во-первых, то, что написано М.П.Бронштейном о невозможности разложения фотонов, следует просто знать и применять – обсуждать там нечего. Во-вторых, работы по гравитационному полю, безупречные в теоретическом отношении, не всегда достаточно конкретны в том, что касается экспериментальных следствий; они могут быть дополнены, поскольку сейчас уже доступны наблюдению макроскопические процессы, скоординированные с квантовостью гравитона. Наконец, третий вид работ – это гипотезы, ждущие своего обоснования или опровержения.

Доклад профессора физического факультета СПбГУ А.А.Андрианова был посвящен проблеме измеримости в квантовой механике. В классическом представлении гравитация соответствует геометрии и согласуется с теорией многообразия: мир разбит на маленькие лаборатории, в каждой из которых идет измерение. Однако если гравитация становится квантовой, то есть исчезает система координат, то непонятно, как ее можно измерять. Эту проблему решают по-разному. Кто-то прибегает к теории суперструн, кто-то склоняется к введению понятия фоновой гравитации. В последнем случае мир рассматривается как плоскость, а квантовые флуктуации описываются как поля.

В докладе Г.Е.ГОРЕЛИКА из Бостонского университета научные проблемы, поставленные и решавшиеся М.П.Бронштейном, рассматривались с точки зрения истории науки. Основной тезис заключался в том, что М.П.Бронштейн обладал редким даром целостного видения – для него не существовало вопросов, стоящих порознь и в отрыве от целостной физической теории. Об этом свидетельствуют сами названия статей: «К вопросу о возможной теории мира как целого», «Отношение физических теорий друг к другу и к космологической теории».

Это гармоническое устройство личности и цельность мировоззрения не позволяли М.П.Бронштейну замкнуться на высокой науке. Он писал популярные журнальные и газетные статьи, книги для детей: кроме успевшей увидеть свет книги «Солнечное вещество», в работе накануне ареста были еще две. Матвей Петрович жил с семьей – Лидией Корнеевной Чуковской и ее дочкой Леной-Люшей – возле Пяти углов. Лидия Корнеевна познакомила его с С.Я.Маршаком. Любопытный факт: в одной из своих научных статей М.П.Бронштейн завершает абзац скрытой цитатой на немецком языке: «Кто этому не поверит, с того талер». Никто из специалистов-языковедов не мог мне назвать источник, и только случайно это выражение встретилось в «Сказке о храбром портняжке» братьев Гримм.

В рамках секционных заседаний с докладами на специальные темы выступили исследователи из СПбГУ, Физико-технического института, Физического института им. П.Н.Лебедева РАН, Математического института им. В.А.Стеклова, Петербургского института ядерной физики им. Б.П.Константинова, Главной астрономической обсерватории РАН, Государственного астрономического института им. Штенберга МГУ, Падуанского Научного института ядерной физики, Казанского государственного политехнического университета, Российского государственного университета им. И.Канта и других научных учреждений.  

Петр Нешитов

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков