Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 23 (3746), 8 декабря 2006 года

К истокам России

В конце октября группа студентов факультета социологии отделения «социальная работа» совершила автобусную экскурсию по святым местам Великого Новгорода, его пригородам и далее – на Валдай. Нас сопровождали батюшки из Александро-Невской лавры, причем один из них, отец Кирилл – настоятель храма Святых апостолов Петра и Павла при СПбГУ .

Выехав затемно, в комфортабельном автобусе мы легко преодолели расстояние порядка 500 километров и вернулись вечером следующего дня. Теперь обо всем по порядку.

Церковь – это социальный институт, который довольно давно осуществляет социальное служение. Сопровождающие нас священники разработали экскурсионную программу для нас – начинающих социологов, проведя наглядную ретроспективу церковного служения обществу, так как без понимания ее складывается, безусловно, неполная картина современных социальных процессов. Нам объяснили, что без РПЦ структура общественных социальных институтов будет неполной.

Первокурсники факультета социологии в Николо-Вяжищском монатыре

Первокурсники факультета социологии в Николо-Вяжищском монатыре

Традиции милосердия формировались в Православной церкви столетиями. Уже в первых христианских общинах формировалась система призрения, имелось ярко выраженное стремление оказывать помощь бедным, больным и неимущим, однако и в настоящее время это не утратило своей актуальности. Русская Православная церковь до событий 1917 года уделяла проблемам социального служения и милосердия большое внимание. В тот период началась разработка теории благотворительности, подкрепляемой практической деятельностью как отдельных лиц, так и союзов Церкви и государства по призрению бедных, увечных, вдов, сирот и так далее. После Октябрьской революции 1917 года благотворительная деятельность была объявлена атрибутом буржуазного общества. Такое отношение к милосердию вело к забвению социального служения РПЦ, хотя Церковь стремилась продолжать благотворительную деятельность в соответствии с христианскими заповедями. В полной мере вернуться к традиции милосердия РПЦ смогла лишь к началу 90-х годов ХХ века, когда началось восстановление монастырей и храмов России.

Наше экскурсионно-паломническое путешествие предоставило прекрасную возможность наблюдать как упадок церковной культуры, так и ее возрождение. Руины и пепелища некогда величавых храмов – бывших центров общественной жизни уездных городков, что сегодня выглядят заброшенными, – чередовались с новенькими, только-только восстановленными или же заново отстроенными церквями.

На примере восстановления храмов, монастырей мы видели наглядную картину возрождения старой России – объединение духовного и материальных начал.

Мы останавливались и осматривали множество исторических и культурных памятников, которые в изобилии расположены не только в самом Новгороде и на Валдае, но и на всем пути из Петербурга в Москву.

Первым крупным монастырем, который мы посетили, был похожий на пряничный домик и очень красивый Николо-Вяжищский Ставропигиальный женский монастырь. В нем живут всего 8 монахинь, нам удалось увидеть только одну. Дверь в храм оказалась закрыта, и, блуждая в лабиринте арок, где ускоряющийся ветер буквально сбивал с ног, мы искали кого-нибудь, кто бы отворил нам. Наконец, простая женщина в очках, скромно, по-мирски одетая (позднее мы узнали в ней монахиню по удивительно смиренной и убедительной речи), впустила нас в придел, где царили тепло, тишина и особенный покой.

Следующая большая остановка состоялась у Новгородского кремля – Детинца, расположенного на берегу Волхова (по которому проходил знаменитый путь “из варяг в греки”). Нам открылась величавая и суровая картина – едва различимые в тумане неприступные земляные валы, неровная кладка стен из красного кирпича, небо и вода цвета стали и необъятный горизонт.

Мы посетили Софийский собор – величайший культурный памятник России, построенный в 1054 году. Это первое каменное здание Новгорода. Шесть куполов венчают собор, средний купол был позолочен в ХV веке; очертания этого купола явственно напоминают шлем русского воина-богатыря. На его золоченом кресте уже почти тысячу лет сидит голубь... Легенда говорит: «Как голубь слетит с креста, тут и Новгороду конец». Там, среди множества бесценных христианских реликвий, помещена икона XII века Знамение Богоматери, которая считается заступницей Новгорода и его жителей. Легенда гласит: в 1170 году войска Андрея Боголюбского осадили Новгород. Архиепископ Илия ночью услышал голос, велящий взять священный образ и обойти с ним по городскому валу весь город. Когда икона была возле Десятинного монастыря, вражеская стрела попала в лик Богородицы, и Божия Матерь заплакала. После такого знамения враги пришли в ужас и отступили.

Мы перешли на другой берег, к Торговой площади и Гостиному двору, отделенным от Волхова белоснежным кружевом арок. На Торговой площади дорожки до сих пор соответствуют местоположению торговых рядов. Нас поразило большое скопление церквей на столь небольшом участке земли. Все они прекрасны и индивидуальны, но в любой из них легко узнается новгородский архитектурный стиль. Дальше, за площадью находятся другие церковки: Параскевы Пятницы на торгу, Федора Стратилата и другие. Мы поняли, что в Новгороде на каждой улице церквей, как ни в каком другом городе.

На ночевку мы отправились в Варлаамо-Хутынский женский монастырь, расположенный в нескольких километрах вниз по течению Волхова. Быстро стемнело. После вечерней трапезы нас отвели в корпус, в котором мы должны были провести ночь.

В монастыре было много паломников, и нас расположили в зале, где, судя по огромному количеству стульев и наличию фортепиано, проводятся различные мероприятия. Было интересно – нечасто проводишь ночь в монастыре со своими одногрупниками. С устройством нам помогала монахиня. Она два года назад приехала из своего родного городка на Белом море, чтобы помогать всем приезжим.

Началось всенощное бдение. Надо отметить, что ночи в монастыре похожи на ночи из старых сказок. Среди белеющих в темноте стен неслышно передвигались монахини со смиренными, тихими лицами, в черных, развевающихся на ветру рясах. Невольно задумываешься: что же могло подвигнуть современную девушку отказаться от удовольствий, в изобилии предлагаемых нашей цивилизацией, и выбрать такой путь? Одна из молодых послушниц рассказала, что многие сестры были обещаны Богу своими родителями еще до рождения. Верующие полагают, что если хотя бы один член семьи до двенадцатого поколения уходит в монастырь, то он один способен отмолить грехи всего рода. А может быть, родители просто не находят в себе сил уберечь своих чад от безнравственности и насилия современного мира, и монастырь представляется им последним оплотом спасения.

Музей валдайских колокольчиков

Музей валдайских колокольчиков

Многие из нас впервые столкнулись с этими удивительными людьми, которые решились целиком посвятить свою жизнь служению Богу. Казалось бы, они должны быть молчаливыми и строгими. Но совсем наоборот, это не просто добрые и открытые люди, они всегда готовы прийти на помощь любому, кто будет в ней нуждаться. Эти люди в жизни такие же, как и мы.

Каждый, конечно же, знает, что самая ценная помощь человеку, которую может оказать батюшка – помощь словом, нравственная, направленная на преображение и развитие души нуждающегося. На исповеди батюшка разговаривал с нами как с равными, помогая разобраться в себе. Поразительно, как для каждого человека батюшка умеет найти нужное слово.

Ранним утром мы отправились к конечной цели нашего путешествия – в Святоозерский Богородицкий Валдайский Иверский мужской монастырь. По дороге туда отец Кирилл рассказал нам об основных церковных таинствах, те из нас, кто исповедовался накануне (для многих это было впервые), готовились принять святое причастие.

Как только мы выехали из былинных новгородских лесов, нам открылась заповедная красота Валдая. Валдай (система рек и озер и один из самых крупных охраняемых природных памятников) встретил нас первым снегом.

Монастырь Иверской иконы Божьей Матери активно восстанавливается на средства вновь созданного фонда при поддержке президента РФ.

После утренней службы мы осмотрели территорию. Специально для нас открыли главный храм, который только-только начали реставрировать.

Храм – сосредоточение всего самого прекрасного, одухотворенного, возвышенного. Всякий храм красив по-своему. Но православный храм, православное богослужение – это особый случай. Храм в православии является миниатюрной моделью мира. В литургии участвуют не только священники и миряне, но и создатель росписей и икон, и композитор, написавший музыку, и певчие, ее исполняющие, архитектор, и даже камни, из которых этот храм сложен… Те фрески, которые успели восстановить, говорили о том, насколько красив и необычен будет собор после полной реконструкции.

С нами в зал вошли певчие и исполнили в пустых еще стенах несколько духовных произведений. Мы поняли, какое большое значение в богослужении имеет музыка, которая исполняется только человеческими голосами. Сочетание красивых низких мужских голосов и приятного светлого женского тембра делает православную музыку исключительно проникновенной и трогательной. Даже меня, человека, далекого от религии, заворожило пение церковного хора, заставило на миг забыть о своих проблемах и прислушаться к чистому, стройному многоголосью. Интересно, как православная музыка, сдержанная и лаконичная по своей сути, как, в общем-то, и все православное искусство, вызывает в сердцах людей такие глубокие эмоциональные переживания.

Однако голод давал о себе знать. Ведь до причастия нельзя брать в рот ни крошки. Приятно поразило то, что мужчины умеют очень вкусно готовить. В светлой просторной трапезной мы сидели вместе с трудниками. Обед вышел на славу. Все уплетали первое и второе за обе щеки, так было вкусно. Честно говоря, такого супа нигде не попробуешь. Мы походили на большую дружную семью, где каждый друг другу близок, и всё мы делаем вместе – даже едим. Мы словно вернулись к ныне забытой традиции русской совместной трапезы.

Покинув гостеприимные стены обители, наш автобус проехал по улочкам г.Валдая. Мы посетили еще несколько церквей и знаменитый Музей валдайских колокольчиков.

На обратом пути почти все из нас, избавившись от первоначального скептицизма, в бутылки из-под «Спрайта» и «Фанты» набрали воды из святого источника, которых множество в тех местах.

На обратном пути в Петербург многие из нас еще не ясно, но верно ощутили другой мир, в котором есть только ты, твоя душа и Бог, и больше ничего, где ты один на один сам с собой.

Думается, каждому было бы полезно совершить подобную поездку, проникнуться атмосферой Древней Руси и осознать значимость происходящих в то время событий для нашего настоящего и для нашего будущего.

Новгород и Валдай – исторические центры православия на Руси. Здесь сформировалась самобытность исконно русского христианства. Стоит посетить эти заповедные места, чтобы понять, что она незримо присутствует во всем, что составляет нашу подлинную духовность и является ее истоком.  

Анна Смирнова,
Наталья Крылова, Ксения Карась,
Мария Трубилко,

студентки факультета социологии

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков