Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22 (3745), 30 ноября 2006 года
образование

Вся профессура —
в гости к нам

В нашем университете работают уникальные специалисты, профессора, которых ценят не только у нас, но и за рубежом. В других университетах мира тоже есть свои “звезды” — профессора, которых с радостью послушали бы наши студенты. Можно, конечно, заплатить и пригласить такого специалиста прочитать курс лекций в Санкт-Петербургском университете. Но другие университеты тоже хотят его пригласить... Как же быть? Так родилась идея летних международных школ.

Участники и преподаватели летней школы факультета международных отношений СПбГУ
 и Университета Майами “Россия в мире”.

Участники и преподаватели летней школы факультета международных отношений СПбГУ и Университета Майами “Россия в мире”.

— Легче привезти студентов из разных стран в один город — особенно такой красивый, как Санкт-Петербург (студентов возить дешевле, чем профессоров). И сюда же пригласить специалистов из разных университетов мира, чтобы каждый прочитал лекции по своей тематике, — развивает идею Дмитрий Александрович ЛАНКО, доцент факультета международных отношений СПбГУ (один из преподавателей и организаторов летней школы). — Студенты здесь перезнакомятся, будут обмениваться мнениями. А специалисты продемонстрируют не только свои знания, но и собственные педагогические техники.

В этом году на факультете международных отношений были успешно проведены две летние школы — американская и финская. Но финская только так называется, хотя на самом деле ее стоило бы называть “балтийской”. В ней приняли участие студенты четырех стран: России, Финляндии, Швеции и Эстонии, а преподаватели были из пяти стран (плюс к названным — еще один из Великобритании). Эта школа была проведена в рамках международного проекта “Российско-финский приграничный университет”.

— Идея такого межгосударственного вуза родилась года три назад в недрах Министерства образования Финляндии. Цель — создание международной образовательной структуры с выдачей собственного диплома, — рассказывает Дмитрий Александрович Ланко. — Все остальные вузы — национальные, исключение, пожалуй, составляет только Колледж Европы, который существует в городе Брюгге (Бельгия) под эгидой Еврокомиссии (то есть при правительстве Европейского Союза). Выпускники этого колледжа получают европейский диплом (а не бельгийский), который котируется по всей Европе, колледж закончили многие ведущие специалисты из разных стран.

В Российско-Финском приграничном университете 6 проектов (по программированию, лесному хозяйству, истории, здравоохранению и прочие), и среди них — проект по международным отношениям. В рамках этого проекта и была проведена летняя школа на факультете международных отношений СПбГУ.

Эта школа — уже вторая. Первая прошла осенью 2005 г. в Тарту (Эстония), она была посвящена теории международных отношений. А летняя школа в Петербурге называлась “Методология международных отношений”. Около 60 студентов из России, Финляндии, Швеции и Эстонии вместе с преподавателями из пяти стран изучали всевозможные подходы к изучению международных отношений. Декан факультета международных отношений СПбГУ профессор К.К.Худолей, например, рассказывал о внешней политике России, о приграничном сотрудничестве России и Финляндии. А профессор из Финляндии — об организации и руководстве международными проектами.

Мы получили положительные отзывы о летней школе от всех студентов. Наши системы образования существенно различаются и поэтому дополняют друг друга. Российское образование дает более широкий взгляд на предмет изучения, показывает, какое место он занимает в системе наук. А в финском образовании очень сильны прикладные исследования. Совмещение этих подходов в рамках одной летней школы дает хорошие результаты. У студентов значительно возрос интерес к предмету.

Наша стратегическая цель — образовательная программа, где будут выдавать два диплома. Надеюсь, что года через три мы ее достигнем. А пока делаем шаги в том направлении...

Начинается второй год работы Российско-Финского приграничного университета. Он будет посвящен индивидуальному обмену студентов. Сейчас четверо студентов факультета международных отношений СПбГУ уехали в Университет Тампере (Финляндия), а три студента оттуда учатся у нас. В следующем семестре еще пятеро наших студентов уедут в Финляндию, а финские студенты будут учиться в Петербурге.

И при этом студенты не платят ни копейки — ни за летнюю школу, ни за обмен. Финансирование обучения складывается из трех источников: из субсидий Министерства образования Финляндии, гранта Северного совета и средств российского национального проекта “Образование”.

***

— Студенческие обмены нашего факультета с университетами США уже давно стали обычными. Сейчас, например, двое студентов учатся за океаном... А с сентября 2007 г. будет запущена совместная российско-американская магистерская программа, где выпускникам будут выдаваться два диплома. Одним из шагов по реализации этой программы стала летняя школа, которая была проведена на Факультете международных отношений с 7 по 20 августа, — рассказала Ольга ТИМОНОВА, сотрудница иностранного отдела (она была координатором летней школы).

Летняя школа была посвящена теме “Россия в мире”. В ней приняли участие 14 американских студентов из Университета Майами и 6 наших студентов. Они прослушали лекции о внешней и внутренней политике России, об экономическом положении страны. Были освещены разные проблемы — от построения гражданского общества до религиозных вопросов.

Но школа носила не только образовательный характер. Для обучающихся были проведены встречи с администрацией Санкт-Петербурга, с сотрудниками Комитета по внешним связям, в Законодательном Собрании, представительстве Министерства иностранных дел в Петербурге и многое другое.

К нам приехали студенты, изучающие разные предметы, даже разные отрасли знаний, среди них только руководитель программы была советологом и имела представление о России. А результат занятий в летней школе был таков: американские студенты увидели, что Россия — совсем иная страна, не такая, как они ее представляли по книгам, газетам и телепередачам. У них произошли значительные изменения в восприятии нашей страны.

А что же дальше? На это вопрос ответил Филипп Григорьевич ХАНИН, заместитель декана факультета международных отношений по международным связям:

— Мы собираемся повторить успешный опыт летней школы этого года. На настоящий момент к нам уже обратился целый ряд вузов – партнеров нашего университета в рамках международной организации APSIA (Association of Professional Schools of International Affairs – Ассоциация профессиональных школ по международным отношениям) с просьбой организовать подобные программы для их студентов в следующем году. Так что Университет штата Майами далеко не единственный наш партнер в США. Есть еще Университет Денвера, Университет Лос-Анджелеса, Джордж-Таунский университет и университеты Вирджинии и Нью-Йорка. Думаю, что эту программу нужно развивать и расширять.  

Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков