Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22 (3745), 30 ноября 2006 года
образование

Изменение голоса
меняет структуру характера

Существует классификация Союза европейских фониатров (врачей, занимающихся нарушениями голосовой функции). В зависимости от требований к голосу выделены три группы профессий. Первая, с чрезвычайно высокими требованиями — актеры, дикторы, певцы-солисты. Вторая, с высокими требованиями — преподаватели, политические деятели. И третья, с повышенными требованиями — судьи, адвокаты, войсковые командиры... Как видите, в Европе считают, что преподаватели говорят куда больше сержантов и генералов, судей и адвокатов.

Л.И.Вансовская

Л.И.Вансовская

А как преподаватели и студенты заботятся о своем голосе, как работают над своей речью? Об этом — наша беседа с Людмилой Ивановной ВАНСОВСКОЙ, доцентом кафедры психологии развития и дифференциальной психологии факультета психологии СПбГУ. Она преподает также на филологическом факультете, на кафедре фонетики и методики преподавания иностранных языков.

— Летом отдыхала вместе с друзьями-пианистами. Так они еще в отпуске, за две недели до начала работы начинают тренировать руки! Иначе они просто не смогут выйти на сцену. А преподаватели почему-то совершенно не беспокоятся о своем голосе... Но ведь здесь еще и нервная нагрузка сказывается: во время лекции не чувствуешь, а дома ощущаешь опустошение. Так нелегко преподавателю держать внимание аудитории, особенно при длительной голосовой нагрузке.

Разговорная речь для универсанта, студента или профессора, — это повседневный рабочий инструмент. Как успешность, имидж, улыбка и костюм — для бизнесмена, как ноги для танцовщицы, как рояль и руки — для пианиста. С визгливым голосом и с невнятным скороговорением карьеры не сделаешь. Когда ваш интонированный голос привлекает людей, они лучше слушают и вникают в тему — или, напротив, ваша осиплость, монотонность, быстроговорение, утомительные даже для заинтересованных слушателей, отвлекают внимание аудитории, и вас не слушают...

Ваш незнакомый голос

— Людмила Ивановна, давайте вначале перечислим проблемы с речью...

— Теперь все разговаривают по мобильным телефонам. И не хочешь, а слышишь речь постоянно, в самых неподходящих местах — в маршрутке, например. И такое порой услышишь! Назойливое прилюдное изливание своих проблем — как колючки, которые хочется вытащить из ушей… И парадокс в том, что мы хорошо слышим недостатки в речи других, но себя мы слышим иначе! Совсем не так, как нас воспринимают окружающие. Студенты записывают свою повседневную речь на магнитофон, а прослушав, восклицают: “Это ужасно, я так не говорю!..” И не узнают свою речь, когда слышат магнитофонную запись.

На занятиях мы выявляем: как же мы себя слышим? Почему неверно оцениваем? Дело в том, что слышим себя мы не только ушами — внешнюю свою речь, но еще и «внутреннюю» — через евстахиеву трубу. Она улавливает голос изнутри, когда он только рождается, когда он мощный и сильный, а затем поглощается при плохой дикции. И свое произношение нам кажется таким благородным, даже если наш голос слабый, монотонный, резкий или с носовым оттенком.

А еще у нас высокая костная проводимость (потрогайте нежно пальцами за ушами, чувствуете бугорок?) И кроме того, мы слышим себя воздушным путем. Проделайте такой эксперимент: заслоните уши ладонями — так, чтобы торцы ладоней были прижаты к голове, а ладони были обращены назад. И произнесите фразу: “Сначала думай, потом делай — это истина...” Вы услышите свой голос, но глухой, незнакомый, ослабленный.

Итак, первая проблема: мы слышим себя неправильно. Вторая: мы привыкли к неряшливой, небрежной речи, поскольку она звучит повсюду. А наш голосовой аппарат все время резонирует, повторяя вибрации речи другого. Знаете, когда в аудитории кто-то кашлянет, то всех тянет откашляться. Так и с голосом. Собеседник говорит пронзительным, очень высоким голосом, и ваше горло надсаживается в ответ. Даже если явно вы этого не замечаете. Но вдруг, неизвестно от чего, появляется какое-то раздражение и усталость. Такой же неприятный эффект вызывает зажатость артикуляции — вялость губ, когда человек цедит слова сквозь зубы. Или когда собеседник форсирует голос, захлебывается или говорит в нос.

В детском саду дети и так возбуждены — и визгливый голос воспитательницы их не успокаивает, а наоборот, взвинчивает и будоражит. То же самое услышишь порой у преподавателей... А между тем каждый из нас может сказать изумительно четко. Под наслоением привычек выбрать для себя средний тон — бархатный, окутывающий, успокаивающий и неспешный темп речи. Чтобы ваш голос звучал так, как у человека, когда его проблема только что удачно решена. У кого низкий голос, может его немного повысить (чтобы не совсем глухо, в трубу), а у кого высокий — понизить. Выбирайте золотую середину, подходите к работе над собой творчески, с живым воображением.

Та марка — или: там арка?
А может: Тамарка?

— Как говорят современные студенты — на ваш слух специалиста? Над чем надо работать в первую очередь?

— Плохо то, что у нас говорить небрежно — не стыдно. А работать над выразительностью и выносливостью своего голоса, заниматься дикцией, артикуляцией, правильным дыханием — не принято. И не считается необходимым!

Наиболее распространенный недостаток, помимо расстройства голоса, — невнятность дикции и нарушения звукопроизношения. Четкая дикция, как известно, — это ясное и отчетливое выговаривание звуков. Есть методики изучения разборчивости речи, например, тестовые таблицы Н.Б.Покровского (были созданы в 1962 г. для акустической проверки инженерной связи). Таблица — это 50 бессмысленных закрытых слогов, специально не несущих избыточной информации, а только воспроизводящих звуки: няк, пуль, нюнь, бущ, чтать и другие. Мы делаем так: одна студентка, экранируя рот, произносит слоги по таблице, а другие слушают и записывают то, что услышали. А потом проверяют, насколько верно услышали, вычисляют процент правильно воспринятого. Таким образом можно провести даже анализ звуков и узнать, за счет чего снижается разборчивость.

Из-за привычно быстрого темпа речи и тесного слияния слов, безликой интонации слова нивелируются, искажается смысл — и можно не понять друг друга. Вот для примера несколько фраз: “Ему же надо будет — ему жена добудет. Несу мел — не сумел. Та марка — там арка — Тамарка. Детина полуумный лежит на диване — дети на полу, умный лежит на диване. Без умной головы дела не поправишь… (а слышится: «безумной головы»)

— Вспомнил двустишие Бориса Заходера на ту же тему: “Она мне нравится! — А нам не нравится!..” Почему все же молодые говорят так невнятно?

— Причин снижения разборчивости речи много: неоправданное ускорение речи, небрежная и вялая артикуляция, “съеденные” окончания слов и фраз. Назализованная речь (когда человек говорит “в нос”) тоже снижает ясность — а это встречается не только у студентов, но и у преподавателей. Но опять же, имитируя себя, они не слышат этого!.. Для проверки работы мягкого нёба, которое разобщает нос и ротоглотку, предлагаю произнести, зажав нос, сочетания “Ага-иги, ада-иди”. Если разобщения не происходит, то часть воздуха и речь уходит в нос. Происходит ослабление ртового выдоха — отсюда уменьшение разборчивости и ясности речи. Вот попробуйте сами и убедитесь...

 

«Когда ваш интонированный голос привлекает людей, они лучше слушают и вникают в тему...»

«Когда ваш интонированный голос привлекает людей, они лучше слушают и вникают в тему...»

Зажав себе ноздри, я проговорил эти сочетания. И, на удивление, почти не говорил в нос. А когда произнес “Мой по-моему”, зажав нос, то почувствовал вибрацию в области переносицы... Людмила Ивановна объяснила: всё зависит от того, есть ли в словах носовые звуки “м”, “н” и насколько вяло и малоподвижно мягкое нёбо. Если этого нет, то звучание фраз не должно меняться совсем (нос-то здесь не участвует в звукообразовании). Если же фразы “Пират плывет”, “Кто от кого, тот в того” или “Купи кипу пик вкупе с кипой пакетов” звучат нечисто во время этого упражнения — значит, человек привык многие звуки произносить в нос. Излишняя назализация речи чаще бывает именно следствием долгой привычки, с раннего детства. Надо отвыкать... А это оттачивание профессионального мастерства, которое требует внимания, труда, работы души.

— Еще важны окончания фраз, не надо их “съедать”, нужно четко проговаривать. Студенты читают вслух стихи Юнны Мориц:

Шутите чаще на бочке дней!
Шутите слаще и солоней!
Смакуйте шутку, смеясь до слез, — на этой пище живут всерьез!..

Это простой тренинг, подобные стихи с мужской рифмой (то есть с ударными окончаниями) каждый может найти сам. Важно следить за окончаниями слов, полновесно озвучивать их... А сегодня у молодых безумный темп речи. Все торопятся сказать что-то свое, привыкают к этой быстроте и считают, что если говорят чуть медленнее, то значит, занудно, и что никто их не услышит… Каждое слово должно звучать в полном объеме, с энергичным ритмом и быть значимым. Этим создается уверенное, убедительное звучание, гармонизирующе действующее не только на слушателей, но и на внутреннюю сущность самого говорящего. Дает ему прилив сил, энтузиазм, удовольствие от глубокого голоса и приучает человека свободно общаться. Изменение голоса изменяет структуру характера, вот что важно!.. Напоминаю студентам Станиславского, который признавался: “Пению я обучался два года, а умению правильно говорить учусь всю жизнь...”

Нормальный темп речи дает возможность широко прозвучать гласным звукам, проявиться интонации и мелодии голоса. Но, к сожалению, психологически очень трудно оценить себя, сложившиеся навыки, принять замечания и «притормозить». Раньше дикторы были образцом правильной речи — вспомните хотя бы Игоря Кириллова, Анну Шатилову, Ангелину Вовк! А сейчас и дикторы тараторят, сами делают немало ошибок из-за слишком тесного слияния слов и отсутствия пауз.

Конечно, психологически трудно войти в паузу (это короткая, но тишина!). Особенно когда разгонишься — в лекции, например. Но это необходимо — не только для записи, но и для осмысления слушателями ваших слов. Если у преподавателя быстрый темп речи, то форсированный и резкий выдох попадает на заднюю стенку глотки, распаляет ее — вот и путь к фарингиту. Но молодые о профилактике голоса еще не задумываются...

Тот же Станиславский говорил: “Ритмично надо говорить, но уметь ритмично и молчать...” Раньше культивировался полный стиль речи, которого и сегодня должен придерживаться преподаватель. Что сделать с ускоренным темпом речи? Приучайтесь читать вслух по вечерам — ритмично, делая необходимые паузы. Надо учиться держать паузу в речи, работать над ритмом. Обратите внимание на объявления в метро: диктор же говорит так, что всё понятно — даже в шуме (И напротив — непонятные объявления на вокзалах).

Самые быстрые мышцы

— Сильно режут ваш слух ошибки произношения слов?

— Ну, это вечная тема. Неправильности можно услышать постоянно: облЕгчить, мы начАли, намерЕние, отнЯли, вреднЫ, правЫ, инцидент, преНтендент, Константин констаНтировал, подросткОвый... Можно бесконечно перечислять. С экрана телевизора показывают какой-то кулинарный рецепт и просят «ПОРЕЗАТЬ морковку» (а не нарезать). Хотя порезать можно, к примеру, только палец... Мы со студентами (и филологами, и психологами) тренируемся в орфоэпической норме — и постепенно, по мере тренировок, они говорят все лучше.

— Что нужно сделать, чтобы наша речь была свободной и естественной? Какие условия необходимы, чтобы наш голос звучал хорошо?

Во-первых, необходимо выработать правильное дыхание — нижней частью грудной клетки. Как это почувствовать? Выполните такое упражнение: вообразите, что вы хотите сказать и не можете (у вас губы слиплись) — и попробуйте как бы «произнести» звуки Б и П. Если при этом вы положите руку на солнечное сплетение, то почувствуете, как подтягиваются косые мышцы живота. Дыхание — это энергия. Для создания перепада подскладочного давления в трахее мы при разговоре каскадно поддерживаем звучание, в том числе и четкие окончания фраз. Дисфония (когда расстраивается тембр, сила и высота голоса) прежде всего связана именно с неправильным речевым дыханием — верхнегрудным и учащенным. При этом неприятно и окружающим, слушающим невнятную речь: он сам задыхается, и ты вслед за ним чувствуешь удушливость...

А вот правильный образец, о котором писал Маршак:

Дыхание свободно в каждой гласной,
в согласных — прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
кому чередованье их подвластно.

Голос требует очень бережного отношения. Голосовые складки — это самые быстрые мышцы: в среднем 200-500 колебаний в секунду! Вы представляете?.. Поэтому работа проводится не над голосом как таковым, а над фонацией в условиях речеобразования. И работа непременно включает дыхательный и дикционный тренинг.

Со студентами мы проверяем, какова фаза речевого выдоха без добора воздуха на звуках: “Ффф... Сссс...” Некоторых хватает всего на 6-7 секунд, а нижняя граница нормы — 10 секунд. Определив свои возможности, тренируем их. Читаем стихи и учимся ритмично дышать при этом.

Второе условие правильного голоса — нужно делать смысловые паузы, поддерживать плавный ритм речи, когда фразы как бы текут — вольно и широко.

В-третьих, нужно избавиться от зажимов и напряженности мышц гортани, шеи, затылка, плеч и кистей рук.

В-четвертых, добиться энергичной и точной артикуляции полновесных гласных, мягкого и глубокого тембра, широкого и гибкого диапазона голоса с использованием эмоциональных (О-о-о!) повелительных (Алло!), этикетных (Привет!) междометий.

А в-пятых — надо просто работать над своей речью. Тогда многие недостатки можно устранить... Маргарет Тэтчер стала премьер-министром Великобритании в 54 года. И после вступления в должность прошла курс постановки голоса — при ее-то великолепном владении английским языком и классическом оксфордском произношении. Пушкин, Гоголь, Гнедич, Крылов, Батюшков занимались риторикой, техникой речи с младых ногтей, чтобы сказать просто. К сожалению, эти прекрасные русские традиции утрачены. А ведь когда-то этими упражнениями добивались не вычурности речи, а естественных и простых звуков и интонаций.

Пушкин заметил как-то: “Речь должна быть не вычурна, а проста, ясна и соответствовать летам, положению, воспитанию и обучению...”  

Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков