Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22 (3745), 30 ноября 2006 года
образование

Университет и бизнес:
перспективы партнерства

В прежние времена выпускнику вуза, который приходил на производство, говорили: “Забудь, чему тебя учили в институте. Мы тебе покажем, что и как нужно делать...” К счастью или к сожалению, но то время невозвратно ушло. Сегодня и выпускники, и работодатели понимают прекрасно: вопросы переучивания — слишком трудозатратны, да и кроме того, влетят в копеечку. Поэтому фирмы стараются брать выпускников университета, которые максимально готовы к работе по данной специальности. Или специалисты знают, как быстро развить свои умения, как найти источники информации, чтобы успешно выполнять задачи, которые ставит работодатель.

Н.Р.Тойвонен

Н.Р.Тойвонен

Об этом шла речь 27 октября на круглом столе «Взаимодействие высшей школы и бизнеса: партнерство в рамках Инновационного образовательного проекта». Круглый стол проводился в рамках реализации проекта СПбГУ «Инновационная образовательная среда в классическом университете». Этот проект получил, наряду с другими 16 российскими вузами, финансирование из программы поддержки вузов, внедряющих инновационные образовательные программы национального проекта «Образование».

Руководитель проекта И.А.Дементьев, проректор по учебной работе СПбГУ, подчеркнул, что приоритетным направлением проекта является создание в университете инновационной образовательной среды, способствующей внедрению новых образовательных технологий, развитию инновационно-предпринимательской деятельности преподавателей и студентов СПбГУ. Достижение этой цели становится возможным только при условии эффективного взаимодействия СПбГУ с профессиональными сообществами, общественными организациями, бизнес-структурами, государственными службами, то есть сторонними, но заинтересованными в результатах деятельности университета организациями.

Участниками круглого стола были, с одной стороны, представители крупных бизнес-организаций Санкт-Петербурга, представители профессиональных сообществ и общественных объединений, а с другой, сотрудники СПбГУ, представители образовательных инновационных проектов, программ и коллективов, которые их разрабатывают. Общее число участников – более 40 человек.

— К встрече проявили интерес информационно-коммуникационные фирмы (компании Sun Microsystems, Microsoft Rus, SoftLine), предприятия машиностроения (ОАО «Силовые машины», ОАО «Кировский завод»), банковские и финансовые структуры (Северо-Западный банк Сбербанка России, ЗАО «Петро-Балт-Аудит», Северо-Западный территориальный институт профессиональных бухгалтеров). Широкий спектр участников говорит о том, что мы смогли увлечь их масштабом задач, стоящих перед университетом в рамках инновационного проекта. Дискуссии и конкретные предложения по партнерству с университетом, сформулированные в ходе круглого стола, являются подтверждением желания гостей по дальнейшему развитию совместной работы, — рассказал Николай Рудольфович ТОЙВОНЕН, главный специалист по стратегическому развитию, директор дирекции инновационного проекта СПбГУ национального проекта “Образование”.

Есть английский термин Triple Helix (дословный перевод: тройная спираль (Н.Т.: по аналогии с двойной спиралью ДНК). Его ввели для обозначения устойчивого взаимовыгодного сотрудничества представителей органов власти, бизнес-сообщества и вузов. Когда эти три основных «института»/«игрока» на карте социально-экономического развития страны согласованно работают по подготовке специалистов, мы можем быть уверены, что вузы выполняют социальный заказ.

С одной стороны, это веление времени, об этом не раз говорил президент РФ В.В.Путин на встречах с бизнес-сообществом и представителями вузов. А с другой стороны, идет кропотливая работа по разработке образовательных стандартов третьего поколения, когда мы выходим на формирование перечня компетенций, которыми должны обладать наши выпускники. И задача состоит в том, чтобы уже на стадии обучения студентов в университете привлечь потенциальных покупателей наших услуг — прежде всего органы власти и бизнес-сообщество. Мы хотим знать заранее: насколько востребованы выпускники, которых мы обучаем по нашим инновационным проектам? Насколько адекватно мы понимаем требования времени?

Задача первой встречи в рамках проекта «Инновационная образовательная среда в классическом университете» — дать понять профессиональному и бизнес-сообществу, что университет заинтересован в диалоге и установлении взаимовыгодного партнерства.

Ряд пилотных проектов университета уже работают по развитию подобного партнерства. В качестве примера можно привести инновационно-образовательный проект “Фонетика” (филологический факультет), которым руководит профессор П.А.Скрелин. Академический взгляд на сотрудничество с бизнесом был представлен В.Евдокимовой, сотрудником профессора П.А.Скрелина. Взгляд «бизнеса» на данное сотрудничество представила г-жа Юлия Хитрова, коммерческий директор Центра речевых технологий. Совместный рассказ представителей проекта и бизнеса явился убедительным подтверждением возможности развития взаимовыгодного партнерства вузов с бизнес-сообществом.

— В газетах заговорили о бизнес-инкубаторе в университете… Расскажите, пожалуйста, подробнее.

— На Западе один из критериев качества подготовки в вузе такой: оценивается соотношение количества выпускников, которые создали собственное предприятие сразу по окончании вуза, к общему числу выпускников. У нас в России такой традиции нет. Это связано с тем, что учебные программы не предусматривают для непрофильных специальностей (физики, химии, социологи, психологи) преподавание основ предпринимательства, основ среднего и малого бизнеса, вопросов кадровой политики, поиска финансирования и тому подобные. И поэтому выпускники университета просто не знают, как создавать фирмы. А когда не знаешь, то боишься ошибок.

Безусловно, речь не идет о том, что наш университет, исследовательский по самой своей сути, должен менять свой профиль и вдруг становиться предпринимательским в результате реализации инновационного проекта. Нет, речь идет о предоставлении студентам возможности выбора изучаемых предметов, при сохранении необходимого объема изучаемых дисциплин, обеспечивающих право выдачи диплома по той или иной специальности/направлению. Если студент чувствует в себе потенциал за время учебы изучить основы предпринимательства, развить навыки ведения собственного бизнеса, значит, мы должны предоставить ему эти возможности.

Молодежный бизнес-инкубатор в университете — это не просто бизнес-инкубатор. Он преследует еще одну цель: формирование среды для развития предпринимательских знаний, опыта и навыков у наших студентов. Это включает в себя наличие факультативных курсов по проектной деятельности, коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и так далее. С другой стороны, деятельность молодежного бизнес-инкубатора предполагает и реализацию пилотных проектов — для студентов, например, это может быть проведение конференции, организация стажировки. Ребята подают заявку в различные фонды – российские, зарубежные, международные, получают средства, проводят конференцию, пишут отчет — и таким образом они получают опыт проектной деятельности. А кто-то из студентов вместе со своим научным руководителем выйдут на конкретные задачи по коммерциализации своих исследований.

Сейчас во всем мире организуются конкурсы среди студентов по разработке бизнес-проектов — как олимпиады по математике или программированию. Собирается группа студентов с разных факультетов: социолог, химик и экономист, или физик, юрист и психолог. И они совместно пишут некий бизнес-план по коммерциализации какой-то идеи, включающий оценку объемов необходимых средств для инвестирования на начальном этапе, для того чтобы через какое-то время получить ощутимый финансовый результат. И такие конкурсы тоже входят в понятие “молодежный бизнес-инкубатор”.

— Как вы оцениваете результаты работы круглого стола?

— На заседание круглого стола было внесено несколько очень интересных предложений. Г-н Игорь Дубинников, заместитель генерального директора ОАО «Силовые машины» отметил, что идея создания инновационной образовательной среды в университете вызывает безусловное одобрение со стороны бизнес-сообщества. По его словам, «инновационная среда, то есть по сути новая культура, позволит воспитать новое поколение специалистов в соответствии с потребностями государства и бизнеса».

Г-н Дубинников предложил организовать, совместно с Торгово-Промышленной палатой, конференцию по вопросу взаимодействия университета с бизнес-сообществом. Круглый стол — это был первый шаг в развитии контактов с профессиональным и бизнес-сообществом. А конференция будет следующим шагом в том же направлении. И мы непременно будем ее проводить.

Была также достигнута договоренность с Центром речевых технологий о том, чтобы организовать мастер-класс для представителей пилотных проектов по организации взаимовыгодного сотрудничества между пилотным проектом и представителями бизнеса. Обращаю внимание на слова “взаимовыгодное сотрудничество”, они очень важны. При этом выгода университета может быть как прямая (финансовые вложения), так и опосредованная (повышение интереса студента в обучении по данной специальности).

Форм сотрудничества с бизнесом множество. Руководитель проекта СПбГУ «Инновационная образовательная среда в классическом университете» И.А.Дементьев говорил о том, что направлениями сотрудничества с бизнес-партнерами могут стать поиск инструментов наиболее эффективного обучения специалистов, формирование профессиональных компетенций выпускника, участие в управлении образовательным процессом. Нас интересует формирование совместных органов управления образовательной программой. Например, организуем общественный совет образовательной программы, в который входят как представители вуза, так и представители органов власти, профессиональных сообществ. Задача совета — содействовать более активному диалогу вузов и бизнеса через организацию практик для студентов в тех организациях, куда выпускники потом пойдут работать, организацию лекций практиков, представителей бизнеса для студентов.

Например, на заседании круглого стола выступал профессор А.Ю.Утешев, председатель методической комиссии факультета ПМ-ПУ, и говорил о том, что они пригласили в качестве лектора по логистике человека высочайшей компетенции, который, вместе с тем, не имеет кандидатской степени. Знания и “горячий” опыт из первых рук таких специалистов для студентов очень важны… Немаловажно также и участие бизнес-сообщества (через такие общественные советы) в оценке качества образования, качества подготовки специалистов.

— Что изменится в результате? Ведь факультеты сотрудничают с бизнесом в той или иной мере…

— Безусловно, сотрудничают. Но здесь речь о другом. Об учете голоса профессионального и бизнес-сообщества, голоса органов власти – региональной и муниципальной при формировании образовательной политики в СПбГУ. Прежде происходило так: есть стандарт образовательной программы, мы разрабатываем свою образовательную программу, выпускаем специалиста и «выпускаем» его на рынок труда. В то же самое время важно видеть и «обратную связь». Например, посмотреть, сколько выпускников университета стоит на бирже труда. Мало, и это хорошо. Теперь возьмем другой критерий: какой процент выпускников работает по профилю, по той специальности, которую он получил в университете? И это будут другие цифры... Ведь если студент потратил пять лет на обучение какой-то специальности, а работает по другой, то встает вопрос: зачем он время тратил? Если это бюджетный студент, то он тратил деньги государства, а если коммерческий, то деньги свои или родителей. И мы должны быть готовы к тому, что студенты будут более разборчивы в выборе специальностей. Они пойдут на те образовательные программы, где у него при выпуске будет интересная и гарантированная высокооплачиваемая работа ...

Как мы можем этого достичь? Только через общение с потребителями наших услуг — с профессиональным и бизнес-сообществом. А это пока реализовано не в полной мере. Наш университет имеет значительный опыт в различных сферах деятельности, поэтому всегда можно найти нужный пример/кейс. Да, на факультетах есть практика развития сотрудничества с представителями бизнеса в виде участия последних в чтении лекции и так далее. Сейчас речь идет о другом – о выстраивании системы развития взаимовыгодного сотрудничества по решению всего комплекса задач, стоящих как перед конкретными организациями, так и обществом в целом.

Ситуация меняется. Не зря И.Дубинников отметил, что впервые вуз его пригласил, чтобы услышать его мнение: тот выпускник, которого мы выпускаем, он вам подходит? И что сделать для улучшения качества выпускаемых специалистов?

При этом речь не идет о каких-то существенных изменениях в содержании классических образовательных программ, которые уже показали свою состоятельность, и которые десятилетиями преподаются в университете. У них есть «свое поле/ниша». Речь в проекте, в первую очередь, идет о новых образовательных программах, которые будут внедряться в рамках Инновационного проекта. Это программы, имеющие в большинстве междисциплинарный и/или международный характер, где совместно работают несколько кафедр или даже факультетов и вузов. И на факультетах идет глубокая методическая работа по формированию и реализации новых образовательных программ. Затронуты глубинные процессы, и это очень важно.

— Какова доля этих новых образовательных программ?

— Сейчас в университете порядка 100 образовательных программ. В рамках проекта будут разработаны примерно 25 новых программ. Это существенная часть. При этом, сохраняя лучшие традиции российского образования, представители пилотных проектов разрабатывают новые образовательные программы, внедряют новые образовательные и педагогические технологии и в той части, где они могут быть полезны для уже действующих в университете программ.

Если мы вводим какие-то новые программы (например, информационные технологии в лингвистике), нам важно оценить: будут ли эти специалисты востребованы рынком? Ведь университет, открывая новые специальности, берет на себя ответственность перед обществом, что наши выпускники, которые выйдут из стен вуза через пять лет, будут востребованы этим обществом. Поэтому, кстати, нам важно сотрудничество с органами власти — потому что нам важен прогноз развития страны, прогноз развития территории, города, региона. Мы должны знать, какие новые экономические и социальные направления будут востребованы городом через 5-10 лет. Зная это, мы можем проанализировать возможности университета по подготовке специалистов, необходимых, в первую очередь, Петербургу, Северо-Западному региону и стране.  

Вопросы задавал Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков