Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22 (3745), 30 ноября 2006 года
наша литература

В Америку
в поиске Индии

Колумбу приписывают великое открытие и смешную ошибку. Он, дескать, искал новый путь в Индию, а нашел совершенно новый материк. Позднее оказалось, что до Колумба там бывали и викинги, и китайские мореходы, и баскские рыбаки, не говоря уже о местных жителях, потомках пришедших некогда из Азии. Этих-то местных жителей и назвал Колумб индейцами, то есть жителями Индеи – Индии. Неудивительно, что и открытый Колумбом мир получил не его имя, а назван в честь Америго Веспуччи, описавшего новый материк. Но и о Колумбе мы не забыли. О нем напоминают не только далекая южноамериканская страна Колумбия и колумбийский университет в Нью-Йорке. Именем Колумба была названа британская провинция, позднее вошедшая в состав Канады. На территории провинции, в третьем крупнейшем мегаполисе Канады – Ванкувере расположен университет Британской Колумбии (University of British Columbia), который и посчастливилось посетить автору данного очерка. А привел его туда поиск одной из «малых Индий», разбросанных по свету. В эту «Индию духа» получил он билет от канадского правительства, которое каждый год объявляет конкурс исследовательских проектов (Canadian studies. Faculty Research Award). В университете работают виднейшие индологи страны — Ашок Котвал, Мандакранта Бос. С их помощью и приступил автор данных строк к изучению «малых Индий» в Канаде. Самые крупные находятся в большом Ванкувере, в районах «Дельта» и «Панджаби маркет». Здесь проживают преимущественно сикхи – представители особой этноконфессиональной группы панджабцев. Возникший в XVI веке под влиянием учения странствующего проповедника Нанака и развиваемый девятью другими сменявшими друг друга учителями-«гуру» сикхизм в настоящее время оформился как самостоятельная религия. При последнем общесикхском гуру Гобинд Сингхе была создана военизированная община – хальса, трехсотлетие которых недавно отметили сикхи всего мира. Члены хальсы, а позднее и большинство сикхов-мужчин стали носить особые отличительные знаки – «пять «к»» – то есть пять предметов, чье название по-панджабски начинается с «к»: это кеша (длинные волосы), кирпан (кинжал или меч), када (стальной браслет), каччха (широкие штаны) и кангха (гребень). Волосы члены хальсы, так называемые кешдхари, то есть «гривастые» (эпитет льва), не стригли, но убирали под тюрбан, который в настоящее время воспринимается как обязательная часть костюма сикха. Сегодня сильна тенденция на унификацию внешнего вида ортодоксальных сикхов-мужчин, которые, якобы, все должны следовать нормам члена хальсы и носить упомянутые «пять «к»».

Изменение внешнего облика членов хальсы, противопоставление их другим индийцам было частью реформ последнего гуру Гобинд Сингха, способствовавших разрыву сикхов с индуизмом, с его нормами квиетизма и пассивности. Сикхи смело берутся за освоение новых профессий, технологий. Не знают они и религиозного запрета на пересечение «капа пани» – «черных вод (океана)», долгое время сдерживавшего эмиграцию индусов. Сикхи – замечательные воины. В составе британских колониальных войск сикхи и попали в Британскую Колумбию, где многие из них осели и стали работать лесорубами, строителями, позднее – шоферами. Некоторые сикхи были также привезены в Канаду в качестве временных рабочих, прокладывавших железнодорожную ветку из восточных провинций доминиона в Британскую Колумбию. В начале ХХ века более пяти тысяч панджабцев оказалось в стране, но экономический спад повлиял на сокращение рабочих вакансий. Эмиграция из Индии была прекращена и юридически запрещена, а оказавшиеся в стране индийцы подверглись избиениям во время так называемого «ванкуверского погрома». Сикхи, однако, не зря носят фамилии «Сингх», что значит «Лев». Они не боятся трудностей и не терпят несправедливости. С решением о запрете въезда в Канаду они не согласились. Даром, что ли, они с оружием в руках защищали Британскую Империю! Почему же им нельзя было селиться в одном из английских доминионов? В 1913 году сотни смельчаков-сикхов отправились в Ванкувер на японском корабле «Комагатамару», намереваясь нарушить запрет. Иммиграционные власти оказались сильнее, и после нескольких месяцев пребывания в порту Ванкувера индийцы были отправлены домой. Возмущение произволом властей спровоцировало радикализацию сикхов, многие из которых вступили в революционную партию «Гадр», штаб-квартира которой находилась в Сан-Франциско, в США.

После 1965 года, когда иммиграционные власти Канады сняли ограничения на въезд иммигрантов из Азии, в Канаду стали приезжать из Индии врачи, инженеры, преподаватели. Среди них также было немало сикхов, и сейчас в Канаде их насчитывается более трехсот тысяч. Сикхи освоили многие профессии, но их любовь к технике проявляется в том, что по-прежнему в Канаде, как и в Индии, почти каждый третий таксист – сикх.

У сикхов в Канаде есть свои храмы – гурдвары, свои культурные общества и профсоюзы, свой рынок – «Панджаби маркет» в Ванкувере. В этих местах и побывал автор этих строк, более подробно рассказывающий о них в главе «Сикхи в диаспоре» книги «Сикхизм», которая будет издана «Азбукой» и скоро появится на прилавках книжных магазинов (Е.Н.Успенская, И.Ю.Котин «Сикхизм». СПб.: Петербургское Востоковедение-Азбука. 2006). 

Игорь Котин, выпускник восточного факультета,
сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого

Пейзаж (UBC)
(UBC – University of British Columbia)

Тихий кампус на берегу океана,
Тотемные столбы покойных хайда.
Музей антропологии, где рассказывается
              без обмана
Об истории древней и тайнах чужого уклада.
Слышу трель соловья,
Это голос шамана.
На память о нем – скамья
С табличкою из титана.
Если и оставлять память на этом свете
Для тех, кто за нами, то так. Пусть дети,
Влюбленные и старики, вздыхая,
Вспомнят сидящего ныне в пределах рая...

Pacifica (Тихий Океан)

Вот уж точно, совсем не тихий.
Но усыпляет волна за волной.
А вдалеке – петергофской шутихой
Струйку пустил полосатик шальной.
Где-то – песок, ожерельями – галька,
Щепками – кедров канадских стволы,
Как колесо солнце катит, огарком
Светит, спускаясь с небесной горы...

Канадский букет

Два кленовых листа — Онтарио и Квебек,
Как два главных моста
В крае северных рек,
Или ладони рук,
Которыми машет друг,
Рождественские пятерни
Колядующей ребятни.
От Квебека еще – лилия цвета снега
И трилирриум от Онтарио, как Онега
И Ладога в этом озерном крае,
Или апостолы Павел и Петр в канадском рае.
Земляничного дерева – Новой Шотландии цвет,
Ветка кизила – подарок далекого запада,
Столько оттенков колора и запаха,
Переживаний прожитых лет!
Крокус, степная лилия, дикая роза –
Из края бурых медведей, бизонов, мороза.
Ароматы Атлантики – сарацения,
              башмачок венерин –
Новый поток ассоциаций, поверий,
Пихты дугласовой хвоя, щепка кедра,
Колос пшеницы, не боящейся ветра.

Прощание
Ботанический сад в Ванкувере

Зеленая поляна между двумя шоссе,
Высокие стволы пихт и кедров.
Сюда приезжают утром, чтоб пробежать по росе,
Или вечером, полежать на лужайке в пледах.
Но и днем здесь славно, на лысый сук
Самой высокой пихты лысый орел садится
И глядит, что делают тут, вокруг
Его владений эти бескрылые птицы.

По тропинке, не знавшей гравия и асфальта,
Проношу еще не мертвое тело,
Все канадцы – в шлемах, то ли прячут скальпы
От индейцев, то ли идут неумело,

Между кедров, порою их задевая,
Уже полдень, но не спешат, зевая.
Да и я, боюсь, усну на скамейке,
Но мешаю ползти муравьиной семейке –
Оставляю им место, они ж – канадцы.
Мне пора уходить – им можно остаться.

Петергоф

Твои струи – как струны,
Но все же я – здесь.
Забывал о тебе
как одной из невест.
Но всегда возвращался
Из далеких краев,
Словно кубок к губам,
И вино – до краев.

 

 

 

 

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков