|
№ 22 (3745), 30 ноября 2006 года
|
|
|
культура
|
|
|
«Певцы своего счастья»
Элегантный немолодой господин, возвратившийся с прогулки в сухой и теплый дом, не отдает промокшее платье и шляпу горничной. Оглядевшись, он вешает одежду на стул: в доме для престарелых нет прислуги. Есть установившийся десятилетиями покой, утренний джем и пара милых соседей. Они часто шутят о сексе, чтобы не думать о смерти: «Я хотел бы взять тебя сзади, внезапно, когда ты наклоняешься, чтобы завязать свои ортопедические ботинки».
|
|
БДТ им.Г.А.Товстоногова. “Квартет”. Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Кирилл Лавров, Зинаида Шарко. |
|
Год назад БДТ подарил своему художественному руководителю пьесу Рональда Харвуда на день рождения. В меру фривольную, складно написанную, качественную. Она недостаточно динамична, но таков ритм жизни героев. Бывшие солисты оперы – бас, тенор, сопрано, вспоминают о былых гонорарах в «Цирюльнике», рассматривают свои имена на переизданных дисках – свидетельствах вечной жизни – и пишут мемуары под названием «Певцы своего счастья». Пафос высоких суждений о сущности и назначении искусства сменяется стариковским брюзжанием или стариковской же бравадой. Они приучились жить настоящим, подготовились к неизбежному будущему и единственной их общей тревогой остается «Акт третий, сцена первая» из оперы Верди «Риготлетто» (варианты: Рыголетто, Три котлеты, Риголетто. Ваш выбор!). Пусть всякий день кого-то увозят в дурдом, а кто-то примыкает к сонму небесных ангелов, все выжившие – должны петь. Хотя бы раз в год, хотя бы в любительском концерте для попечителей и обслуживающего персонала.
Режиссер Николай Пинигин допускает в партитуре «Квартета» всего лишь одну ошибку, но грубую и в финале. Артисты с именами Алиса Фрейндлих, Зинаида Шарко, Кирилл Лавров и Олег Басилашвили, артисты, всегда имевшие собственный голос и находящиеся нынче в прекрасной форме, не должны уходить под своды небесной оранжереи под чужую фонограмму. У каждого из них своя история, часто блистательная, и им не нужно наряжаться в чужие сценические костюмы, чтобы преображаться в те совершенства, которыми были когда-то их собственные сценические создания.
Игорь Евсеев
Фото Сергея Ионова
|