Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22 (3745), 30 ноября 2006 года
культура

Держись, FIAC..?

На ежегодной ярмарке современного искусства в Париже – FIAC, работы таких российских знаменитостей, как Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Александр Пономарев, Олег Кулик были в нынешнем году представлены не в Гран-пале, а в прозрачном павильоне из пластика, сооруженном в Квадратном дворе Лувра, где развернули экспозицию молодых художников. Причина в том, что на FIAC их привезли московские галереи, которым пока закрыт доступ в Гран-пале.

Ю.Манелис. Поляна. Холст, масло.

Ю.Манелис. Поляна. Холст, масло.

Низкий статус отечественных галерей не удивляет: галерейная практика не имеет в стране прочных исторических традиций, и даже значение выставочного зала как рыночного инструмента до конца не определилось. Но роль галереи в художественном процессе, всем понятная роль организатора встреч зрителя и художника, казалось бы, вполне очевидна и неотчуждаема.

Поэтому вполне естественно, что развитие арт-бизнеса на заре перестройки стремились связать пропагандистской функцией выставочных залов. Другой основы попросту не было. В нашем городе в 1990 году по инициативе Ленинградского управления культуры впервые провели Фестиваль галерей. Но становление и «выживание» художественных галерей оказалось, как скоро стало понятно, делом нелегким.

Сказывались и отсутствие у галеристов опыта работы, и неготовность общества к изменениям форм художественной жизни в условиях рынка. Многие из галерей, начинавших свою деятельность в 1990-е, закрылись. В какой-то момент даже сама идея проведения консолидирующих силы арт-бизнеса мероприятий была оставлена. Однако в 2004 году Центральный выставочный зал «Манеж» проект обновил: фестивали стали проводить ежегодно. Так что проведенный в петербургском ЦВЗ «Манеж» 12 – 15 ноября 2006 года IV Петербургский фестиваль галерей был уже мероприятием традиционным, вызвавшим устойчивый интерес как бизнеса, так и зрителей-покупателей.

Опыт проведения галерейных фестивалей в Петербурге в последние годы показал, что в нашем городе уже появилась значительная прослойка покупателей произведений искусства. Это люди, располагающие свободными средствами и увидевшие необходимость присутствия произведений художников в домашнем и офисном интерьере. Корпорации, создавая коллекции произведений современного изобразительного искусства, также не оставляют своим вниманием арт-дилеров и художников.

В то же время по уровню развития арт-рынка Петербург в значительной мере отстает и от крупных художественных центров зарубежной Европы, и от Москвы. Как отмечал известный петербургский искусствовед и куратор Дмитрий Северюхин, северная столица разделяет «горькую участь российской провинции, где талантливый художник, не нашедший выхода на Запад, зачастую обречен влачить нищенское существование либо подыскивать себе приработок за пределами избранной профессии».

А петербургские галеристы порой не хотят переходить на язык маркетинга. Например, директор петербургской «Художественной галереи Тонино Гуэрра» Сергей Цитлионок на вопрос о том, каких художников он продвигает на IV Петербургском фестивале галерей, принялся объяснять, что используя такие термины говорить о его деятельности не стоит. Пришлось выбирать более «благородные» выражения и деликатно осведомиться, кого из мастеров изобразительного искусства галерист «выделяет».

Н.Манелис. Зимний дворик. Холст, масло.

Н.Манелис. Зимний дворик. Холст, масло.

«Тонино Гуэрра» представила в этом году на фестивальной экспозиции работы москвича Рустама Хамдамова, с которым Цитлионок работает с 2003 года. Графический цикл Хамдамова «Царевны» уже знаком петербургскому зрителю. Листы из этой серии галерея представляла и на прошлогоднем фестивале. Экспонировались в 2005 году на стендах «Тонино Гуэрра» и «Испанские мотивы» петербургского графика Хачатура Белого, который с увлечением работает над «образом рыцаря печального образа».

Директор «Матисс Клуба» Юлия Бородина хочет ощущать в своем выставочном зале влияние мейнстрима. Она деятельно подчеркивает преемственную связь с художественным движением 1960 – 1980-х годов. В галерее работает творческая студия, члены которой позиционируют себя в качестве продолжателей традиций Осипа Сидлина. Бородина выставляет работы живущего сейчас в Израиле «сидлинца» Анатолия Басина.

В Манеже на стендах «Матисс Клуба» нынче были: скульптурные композиции одного из старейших петербургских скульпторов Гели Писаревой, живописные работы Александра Боркова, Георгия Ковенчука.

Вячеслав Шрага, который с 2003 года руководит студией при «Матисс Клубе», в 1990-е годы работал в Париже, именно тогда к живописцу пришло признание. На фестивале Бородина представила отразившую римские впечатления Шраги композицию «Рим. Он и она», отмеченную обостренным вниманием к осязаемым свойствам поверхностей. Автор стремится создать некий эквивалент фактур. Формируя на холсте два объема: холодный в тональном отношении с грубоватой фактурой и гладкофактурный розовый, живописец противопоставляет несходные, но тяготеющие друг к другу начала – мужское и женское.

Директор открывшейся в 2006 году на улице Марата галереи «МАрт» Ольга Лялякина в арт-бизнесе с половины 1990-х. Начинала во Владивостоке в лучшей тамошней галерее «Арт-этаж» (теперь это Владивостокский музей современного искусства). В Петербурге в 2000-м она работала арт-директором в галерее «Арт-город». С 2001 по 2003 год арендовала помещение уже для собственной галереи Nota bene на Стремянной. Теперь удалось приобрести собственное помещение для выставочного зала.

Галерист Лялякина тонко чувствует художественный талант. Еще работая в «Арт-городе», она заметила Олеся Фалея из Беларуси, стала дилером художника. Сейчас это признанный мастер, лауреат первой премии II биеннале графики в Санкт-Петербурге. А когда известный петербургский художник по стеклу Юрий Манелис стал больше работать как живописец, Лялякина предложила ему сотрудничество, которое оказалось на редкость удачным.

На IV фестивале галерей живописные полотна Манелиса занимали на стендах «МАрта» центральное место. Очарованный грацией образов, населивших его бледно-желтую «Поляну», зритель начинает понимать азбуку любви. А словно бы порожденная галлюцинациями, изобилующая двусмысленностями аллегорическая композиция Манелиса «Скованная», винно-красные и сине-лиловые цвета которой напоминают готические витражи, становится продолжением иных, трагических чувств художника. Кажется даже, что полотно способно оказывать мистическое воздействие.

Д.Иконников. Розовая мансарда. Бумага, гуашь.

С Наташей Манелис, дочерью Юрия, Лялякина осуществила первые совместные проекты еще во времена Nota bene. Вот «Зимний дворик». Художницу увлекает проблема поверхности картины. В этой экспонировавшейся на IV Петербургском фестивале галерей работе она как бы пытается прорвать поверхность: рассекает ее и диагональю, и мощной вертикалью в центре холста. Художник вносит в композицию трагическую ноту, разделяя пополам голубовато-серый, затихший и, казалось бы, неделимый город широкой трещиной, в которой виднеется лицо девушки, оттеняемое красно-бурыми и мрачно-синими всполохами. И здесь нет надрыва городского романса, есть ужас взгляда во внезапно открывшуюся чужую жизнь.

Вероника Ермичёва пришла в галерейный бизнес 14 лет назад. Можно сказать, ветеран движения. Ее известная в Москве и за ее пределами галерея Ars Longa существует шесть лет. Художников немного, зато отношения с ними у галериста строятся на прочной договорной основе. Это еще не контракт, как на Западе, но взаимные обязательства сторон уже оговариваются достаточно четко.

Ермичёву не пугает рыночная терминология. Она охотно говорит о тонкостях своего дела. Заметила, например, что Юлия Бородина, возможно, ошиблась, когда сказала на пресс-конференции о рекламных целях, которым следовала, принимая решение об участии «Матисс Клуба» в Фестивале галерей.

Хорошо знающая Северную столицу Ермичёва (она училась на историческом факультете СПбГУ, работала в Музее истории города, не первый раз участвует в выставках Ars Longa в петербургском «Манеже») и полагает, что на петербургский фестиваль галерей приходит в основном не покупатель, а зритель. И поэтому цель галериста-участника, скорее, лежит в сфере пиара, а не рекламы.

Кстати, продвижение мастеров Ars Longa организует профессионально. Рядом с выставочными стендами столик с каталогами и компьютерными дисками: галерея подготовила восемь изданий. Их полиграфическое исполнение отличается продуманностью, лоском. Видно, что не пожалели сил и средств и на редакционную подготовку.

Каталог Дмитрия Иконникова «Парижские истории» включает, помимо репродукций и статьи, написанной Ермичёвой, путевые заметки художника «Париж–Москва. 2004–2005». Впечатления Иконникова о времени, проведенном в Сите дез Арт – городке художников, расположенном в самом центре Парижа, не поясняют репродуцируемых работ. Замысел создателей каталога тоньше и глубже.

Иконников, скажем, задевает в своих записках Оскара Рабина, парижская мастерская у которого «хорошая, потолки высоченные … конечно, не Лианозовский барак … было из-за чего сыр-бор городить … Выставки там бульдозерные». Достается от москвича и Родену, и художникам, «которые после Рафаэля и Леонардо». Лихой, как у Роже де Пиля и Рёскина, пиар рисует в восприятии не пламенные амбиции Растиньяка, а стальной взгляд художника, сопоставимый разве что с кулацкой хваткой Жоржа Дюруа.

Это ощутимо в том, например, как согласно непреоборимой художественной воле Иконникова исчезает в «Розовой мансарде» разворачивавшееся в глубину пространство парижской улочки, соседствующей с домом, где окна со ставнями-жалюзи. Улочка-щелка придавала композиции «А рядом жил Хэмингуэй» живописность. Там был тот же дом, но вот художника восхитил ритм, и уже он правит бал в «Розовой мансарде», а дом как будто бы тот, да не тот. Образы другие – графичнее, изящнее.

Словом, русские идут… на Запад. Держись, FIAC. И все-таки, думается, у европейских галеристов и арт-дилеров пока при взгляде на Восток не должно быть никаких оснований для беспокойства.

И IV Петербургский фестиваль галерей это подтверждает. На нем прозвучали хорошо известные имена: Геля Писарева, Константин Чмутин, Дмитрий Иконников, Александр Борков…

А у самых дверей в галерею Юлии Бородиной висит «Домбристка» Марины Назиной, воспитанницы студии «Матисс Клуба». Ей, как и другим молодым художникам, не нашлось места на выставке.  

Сергей Балуев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков