Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22 (3745), 30 ноября 2006 года
культура

«Тебя послал мне
ад иль рай?..»

Юноша садится на скамью — что он услышит? Вроде, вопрос необычный. Но дело в том, что и сама скамья — необычная. В полдень 1 ноября во дворике филологического факультета торжественно открыли Скамью советов. Скамья, если взглянуть издали, большая, но место на ней, когда присмотришься поближе — только для одного человека.

Скульпторы Дмитрий Чеботарев и Ольга Сагоконь дают интервью тележурналистке.

Скульпторы Дмитрий Чеботарев и Ольга Сагоконь дают интервью тележурналистке.

— Очень серьезное в философском плане произведение, — заметил, открывая Скамью советов взглядам зрителей, профессор Сергей Игоревич Богданов, декан филологического факультета. — Вы видите: спинка скамейки выполнена в виде двух начал: с одной стороны демоническое существо в духе Босха, а с другой стороны — ангельское. И оба склоняются над сидящим человеком. Вы тоже можете сесть сюда и лишний раз услышать музыку борьбы разных составляющих нашего мира и сориентироваться на одно либо на другое.

В интерьере дворика филфака, у Скамьи советов, очень уместно смотрелся мини-спектакль из лермонтовского “Демона”, который сыграли Александр Папулов и Валентина Ладыгина, студенты программы “Актерское искусство” филологического факультета. Сыграли — в диалоге белого и черного, женского и мужского — прямо тут же, в окружении восхищенных зрителей с зонтиками (в тот день с утра зарядил нудный петербургский дождик...):

— О! кто ты? речь твоя опасна!
Тебя послал мне ад иль рай?
Чего ты хочешь?..
— Ты прекрасна!
— Но молви, кто ты? отвечай...

Иван Григорьевич Уралов, директор Института искусств филологического факультета, представил авторов Скамьи советов: скульпторов Ольгу Сагоконь и Дмитрия Чеботарева. Ольга подчеркнула, что их произведение — не для красоты. Сев на скамью, она продемонстрировала, как ею можно воспользоваться. Конечно, в толпе зрителей, под прицелом фото- и телекамер ей было довольно сложно сосредоточиться...

Сцену из лермонтовского “Демона” исполняют студенты Александр Папулов и Валентина Ладыгина.

Сцену из лермонтовского “Демона” исполняют студенты Александр Папулов и Валентина Ладыгина.

— Вы просто садитесь и слушаете. Самое главное — разобрать и понять, кто какой совет вам дал, из-за левого плеча или из-за правого?

Вслед за ней на Скамью советов стали смело присаживаться и другие гости праздника, один за другим. А я расспросил Ольгу, как они работали над Скамьей. Можно ли сказать, что ангела изготовил кто-то один, а демона — другой?

— Нет, конечно. Мы всё делали вместе. Кому-то пришла идея, он ее нарисовал, другой исправил, стал лепить, первый изменил детали — всё вместе, вдвоем... Скамья, кстати, выполнена вполне добротно — из мореного дуба, покрытого 12 слоями лака. А фигуры — из патинированной бронзы.

— А сами, в процессе работы, вы пользовались магией Скамьи советов? Какие-то решения принимали, сев между ангелом и бесом?

— Да ведь этот процесс постоянно происходит: каждый из нас советуется, прислушиваясь к своему внутреннему голосу. Точнее, к своим внутренним голосам... Мы же только вынесли эти фигуры вовне, материализовали их. Так что вы даже можете реально плюнуть через левое плечо — и попасть по адресу, на обидчика!..

Сергей Игоревич Богданов напомнил собравшимся еще об одной ассоциации — о том, что у многих из нас еще живы воспоминания о Стране Советов, в которой все мы жили.

— У некоторых слова “Страна Советов” вызывают негативные ассоциации... А вы, судя по фигурам Скамьи советов, от отрицательного начала не уходите?

— Как я могу негативно относиться к стране, в которой жил и живу? Страна, конечно, сильно изменилась, но это та же самая страна... А от отрицательного начала уходить бесполезно. В жизни есть разные начала, и наша задача: на основе соединения начал построить некую гармонию. Это, кстати, очень университетский подход, потому что в университете есть всё! Университет — это модель мира, максимально полно собранная воедино. И пространство, которое мы строим в нашем дворике, — вполне университетское, семиотически организованное.

А на следующий день, проходя по двору филфака, я заметил: девушка садится на скамью. Что она услышит?..  

Евгений Голубев
Фото В.Т.Кузнецова

Пользуясь случаем, редакция журнала “Санкт-Петербургский университет” поздравляет декана филологического факультета СПбГУ профессора Сергея Игоревича БОГДАНОВА: 18 октября он был награжден Царскосельской премией-2006 — как раз «За создание парка скульптуры на Васильевском острове». В этом году в парадном зале Императорского Царскосельского лицея чествовали также академика Ж.И.Алферова, поэтессу Беллу Ахмадулину, актрису Чулпан Хаматову, телеведущего Александра Друзя, актера Сергея Мигицко и других.

Декан филологического факультета С.И.Богданов на Скамье советов.

Декан филологического факультета С.И.Богданов на Скамье советов.

 

Царскосельская премия учреждена в 1993 году и присуждается за творческий вклад в развитие российской культуры и искусства и укрепление международных связей. Символами премии являются бронзовые скульптуры Екатерины II, Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама (кстати, С.И.Богданову вручили статуэтку Мандельштама). В предыдущие годы лауреатами этой престижной премии стали граждане России и других стран. В их числе Дмитрий Лихачев, Сергей Юрский, Эрнст Неизвестный, Галина Вишневская, Мстислав Ростропович, Юрий Любимов, Валерий Гергиев, Михаил Пиотровский, Алиса Фрейндлих, Алексей Герман, Борис Гребенщиков, Михаил Жванецкий, Резо Габриадзе, Эльдар Рязанов, Олег Басилашвили, Александр Дольский, Инна Чурикова и другие.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков