Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22 (3745), 30 ноября 2006 года
выпускники

Хранители традиций

В конце XIX века в России была создана система коммерческих учебных заведений. Это стало важным шагом в реформаторской деятельности министра финансов С.Ю.Витте. Разработанное им «Положение о коммерческих учебных заведениях» стало основой для создания в России сети учебных заведений, которые готовили для народного хозяйства экономистов различного уровня. Наиболее яркой страницей в истории отечественной коммерческой школы является деятельность М.В.Побединского, который в 1906 году основал Высшие Коммерческие курсы, которые стали впоследствии основой для создания СПбГИЭУ (ИНЖЭКОН).

Главный корпус СПбГИЭУ (ИНЖЭКОНа) на ул. Марата, 27

Главный корпус СПбГИЭУ (ИНЖЭКОНа) на ул. Марата, 27

Предмет «Банки и биржи» у нас преподавал приват-доцент Императорского университета И.М.Кулишер, приват-доцент М.А.Курчинский читал курс «Финансовое право», приват-доцент И.И.Лапшин – «Психологию» и «Философию», приват-доцент П.И.Люблинский – «Уголовное право», профессор И.А.Покровский – «Гражданское право», приват-доцент К.Н.Соколов – «Государственное право», а также приват-доцент В.Ф.Тотомианц вел предмет«Учение о кооперации». Эта традиция сохраняется и в наши дни.

В настоящее время в ИНЖЭКОНе трудится свыше пятидесяти преподавателей – выпускников «Большого» университета. Каждый из них успешно передает студентам знания, полученные во время учебы в университете. Некоторые из них сделали блестящую педагогическую карьеру. В их числе заслуженный деятель науки и техники, заведующая кафедрой экологии, прекрасный и доброжелательный человек Ирина Сергеевна МАСЛЕННИКОВА. Она выпускница химического факультета и в разговоре с нами не раз повторяла, что благодарна родному университету и своим преподавателям.

Школу И.С.Масленникова закончила с золотой медалью, но, тем не менее, конкуренция при поступлении в вуз была серьезной. На собеседование пришли около ста человек, и при этом почти все – медалисты. Было нелегко, но абитуриентка успешно прошла все вступительные испытания и вскоре была зачислена на факультет химии, по специальности «физическая химия». Учеба по такой нелегкой специальности, со слов Ирины Сергеевны, протекала увлекательно. Особую атмосферу в университете создавали люди, которые вкладывали душу в воспитание квалифицированных и эрудированных специалистов. Ирина Сергеевна с теплом и благодарностью называет имена своих любимых преподавателей – это и возглавлявший в то время кафедру физической химии академик Б.П.Никольский, и профессор М.М.Шульц. Преподавательский талант и яркость личности этих людей, по словам Ирины Сергеевны, невозможно забыть. Спустя многие годы наша героиня, которая уже сама является преподавателем и заведующей кафедрой, признает, что все, чему учили ее в Ленинградском университете, она применяет в своей работе сегодня. Так же как и ее любимые преподаватели, она свободно владеет лекционным курсом, является высоко эрудированным человеком, может ответить на любой вопрос студента.

И.С.Масленникова

И.С.Масленникова

В 1974 году Ирина Сергеевна пришла работать на кафедру химии химического факультета в Инженерно-экономический институт имени Пальмиро Тольятти. Здесь начинается новый этап ее жизни. В институте преобладала атмосфера тепла, студенты и преподаватели очень демократично относились друг к другу. Ирина Сергеевна вспоминает, что во время учебы в ЛГУ между студентами и преподавателями также сохранялись добрые отношения. Научные проблемы обсуждались на кафедре за чашечкой чая, поощрялось творчество и научный поиск. Все эти воспоминания заставили Ирину Сергеевну вкладывать все силы в дальнейшее развитие факультета, на который пришла работать. Она стала сначала доцентом, а потом в 1985 году деканом химического факультета. За годы труда на пользу факультета Ирине Сергеевне удалось поднять его авторитет в вузе. Многие годы факультет занимает призовые места в различных направлениях учебного и воспитательного процесса. Инициатива организовывать еженедельные «старостаты» для координации деятельности студенческих групп принадлежит Ирине Сергеевне. Вскоре после введения этой традиции все факультеты ИНЖЭКОНа стали проводить подобную работу. Сейчас это начинание является неотъемлемой частью функционирования всех факультетов вуза.

Студенческая жизнь на многие годы закаляет человека, формирует его характер, заставляет ценить знания и запечатлевает в памяти и сердце человека самых любимых преподавателей. Ирина Сергеевна замечает, что университет, с которым она до сих пор не прерывает связь, спустя многие годы остается прежним, та же атмосфера стремления к знаниям, такие же, как прежде, преподаватели, творчески подходящие к своему делу. Выпускница «Большого» университета хочет, чтобы он процветал и сохранял те традиции, которые складывались десятилетиями, и которые так высоко ценят все те, кому университет подарил лучшие воспоминания о студенчестве.

 

К числу замечательных питомцев Большого университета с полным правом можно отнести доцента кафедры связей с общественностью, истории и политологии СПбГИЭУ, кандидата исторических наук Владимира Андреевича ЛИМОНОВ. Студент исторического факультета ЛГУ 1979-1984 годов занимает пост проректора по учебно-воспитательной работе и связям с общественностью ИНЖЭКОНа.

В.А.Лимонов

В.А.Лимонов

Не сразу случилось Владимиру Андреевичу поступить в университет, и только спустя четыре года после окончания школы он был зачислен в студенты. Учеба на историческом факультете приносила огромное удовлетворение студенту-провинциалу. На протяжении всех пяти лет обучения Владимир Андреевич учился на одни пятерки. На третьем курсе студент стал ленинским стипендиатом

Каждый учебный день доставлял ему радость. «Идешь на учебу и понимаешь, что встретишь умных, интеллигентных, эрудированных и знающих во много раз больше тебя преподавателей, – говорит Владимир Андреевич, – после каждой лекции у тебя остается полнейшее ощущение, что ты сделал новые и ценные открытия». Университет всячески мотивировал студентов учиться, главным образом тем, что предоставлял возможность пользоваться большим объемом литературы и, конечно, создавал атмосферу соревновательности между студентами. У каждого универсанта тех лет остались воспоминания о работе в студенческих строительных отрядах. А чего стоят знаменитые факультетские капустники, где блистали своей эрудицией студенты и преподаватели!

Владимир Андреевич называет имена своих любимых педагогов. Особенно запомнился профессор Ю.Д.Марголис, его научный руководитель – Инга Валерьяновна Ткаченко, с которой до сих пор выпускник не прерывает теплых отношений. Запомнились также доцент М. Н.Кузьмин, профессора Э.Д.Фролов, Р.Ф.Итс, А.Д.Столяр.

На последнем курсе университета было проведено распределение студентов и аспирантов по местам работы. Владимир Андреевич был направлен в ИНЖЭКОН. Он прошел все ступени карьерной лестницы. Сначала был ассистентом, впоследствии стал старшим преподавателем, а уже в 1998 году был назначен на должность декана гуманитарного факультета.

С 2000 года Владимир Андреевич Лимонов является проректором по учебно-воспитательной работе и связям с общественностью ИНЖЭКОНа. Наш герой подчеркивает, что все, чему учили его преподаватели «Большого» университета, он пытается передать тем поколениям студентов, которые воспитывает уже он сам. Его методика преподавания, считает он, словно скопирована с методики самых любимых профессоров его аlma-mater.

Своим преподавателям, декану исторического факультета СПбГУ и всем тем, кто вкладывает душу в науку, Владимир Андреевич желает хороших и достойных студентов! Всему факультету – процветания в непростых условиях современного мира!

 

Е.А.Гусева

Е.А.Гусева

Более двух десятилетий в нашем ИНЖЭКОНе трудится заведующая кафедрой философии профессор Елена Алексеевна ГУСЕВА. Благодаря ее стараниям при кафедре была открыта аспирантура по предмету «Онтология и теория познания». Путь в науку Елена Алексеевна начала, поступив на химический факультет Технологического института. Вскоре она поняла, что единственным предметом, который ей удавался без особых усилий, была философия. Эти обстоятельства и повлияли на ее выбор в пользу философского факультета ЛГУ.

Здесь она словно попала в свою стихию. Глубокое образование вкупе с превосходными преподавателями, среди которых особенно любим и уважаем Еленой Алексеевной был И.Н.Бродский, создавали ощущение приобщения к чему-то великому.

Но на этом учеба не закончилась. Аспирантура и кандидатская диссертация на кафедре философии Санкт-Петербургского научного центра РАН предшествовали появлению Е.А.Гусевой в стенах ИНЖЭКОНа в качестве ассистента на кафедре философии.

В настоящее время Елена Алексеевна достигла больших высот в преподавательской деятельности, но до сих пор она с теплотой вспоминает о своих студенческих годах в ЛГУ. А что же касается непосредственно философского факультета ее родного университета, то ему она желает не терять своих позиций, хранить и преумножать знаменитую философскую школу СПБГУ.

 

Аудитории заполнены, когда ораторское искусство читает выпускник философского факультета, житель блокадного Ленинграда Владимир Александрович ШЕНБЕРГ.

Его детство было искалечено войной, но он мечтал получить достойное образование. Еще будучи учеником школы, Владимир Александрович интересовался философией. Его всегда волновали вопросы глобального характера, связанные с философией, мировоззрением. Но книги не могли дать все ответы юному школьнику. Было принято решение поступать на философский факультет. Выбор пал на Ленинградский Государственный университет, о другом не могло быть и речи.

В.А.Шенберг

В.А.Шенберг

В 1947 году В.А.Шенберг становится студентом ЛГУ. Это были тяжелые послевоенные времена, но несмотря на все трудности студенты того поколения были фанатично преданы избранному пути.

Сильное впечатление на молодого студента оказали преподаватели. Они не просто восхищали его, они служили предметом для подражания, он очень хотел быть похожим на них. В тройку любимых вошли Андрей Андреевич Марков-младший, Исаак Израилевич Презент и доцент кафедры Древней Греции и Рима Калистов.

Андрей Андреевич Марков-младший читал курс математической логики. В то время ему был 41 год. Это был удивительный человек, читал он блистательно. Он никогда не повышал своего голоса, вел себя как-то тихо, робко, будто боялся студентов. Воспитанный, культурный Андрей Андреевич Марков-младший всегда спрашивал студентов тихо и очень вежливо. Его опрятность прослеживалась во всем: начиная с великолепного темного костюма и заканчивая тем, как он выводил на доске формулы. Владимира Алексеевича просто поражала способность этого «робкого» преподавателя так прекрасно владеть аудиторией. Он любил его не просто как ученого, он любил его как человека.

Исаак Израилевич Презент читал курс биологии. Он словно вихрь врывался в зал, заряжая всех студентов своей энергией. Это был прекрасный оратор, все с упоением слушали его лекции. Правда, вот экзамен ему сдавать было не так-то просто. Студенты никогда заранее не знали, что он может у них спросить, он мог задать любой вопрос, какой только захочет. В.А.Шенбергу тогда крупно повезло, ему достались вопросы, которые он хорошо знал, экзамен он сдал на “отлично”. «Это было просто счастье», – вспоминает он.

Калистов читал историю древнего мира и античности. Он был влюблен в свою историю, в свой предмет, знал его досконально. Читал эмоционально, вдохновенно, отчетливо, громко. Его слушали так, будто он сказку читает. Историк образно вел студентов по улицам Афин, Спарты. Владимир Александрович всегда с огромным интересом шел на его лекции.

Преподаватели завораживали юношу, он хотел походить на всех троих сразу. В сознании студента билась мысль, что каждый из них «говорил» ему: «Вот это ты от меня возьми, а вот это – от меня». И Шенберг очень старался, он определился, что у Маркова-младшего он унаследует логическую последовательность, у Презента – энергетику, а у Калистова – образность мышления и выражения. «Логика и ораторское искусство соединились, это от них», – говорит он.

В 1952 году Владимира Александровича отправляют работать в школу № 331. Там он преподавал логику, психологию, историю в 9 – 10 классах. Будучи уже дипломированным специалистом, Владимир Александрович приходит преподавать в школу-интернат. В то время туда собирали лучших учителей района. Работать там было нелегко: ученики из неблагополучных семей сквернословили и могли запросто оскорбить учителя. Там Шенберг проработал вплоть до 1961 года.

Но даже работая в школе, он все еще был связан с университетом: заканчивал аспирантуру, защитил диссертацию. Молодого ученого пригласили на родную кафедру и сказали, что в Саратов требуется дипломированный логик. Следующие два года жизни ученого прошли в Саратовском юридическом институте.

Но судьба указала Владимиру Александровичу другую тропу. В 1963 году он, наконец, оказывается в стенах ИНЖЭКОНа. Пришел он сюда по объявлению, которое увидел в «Вечернем Ленинграде». Кафедре марксизма и ленинизма требовался преподаватель философии. Состоялась встреча с профессором Галиной Васильевной Князевой, которая и приняла его на работу на кафедру. Сейчас он является одним из старейших работников ИНЖЭКОНа, вся его творческая жизнь прошла в нашем вузе.

Посвященные родному философскому факультету, своей alma-mater, из уст выпускника звучат следующие строки: «Здравствуй и прирастай молодыми кадрами!»

 

О.В.Гончарук

О.В.Гончарук

Из Владивостока приехала в Петербург Ольга Васильевна ГОНЧАРУК. Там она закончила экономический факультет университета, успешно защитила кандидатскую диссертацию. Решив получить второе, уже юридическое, образование, она поступила на юридический факультет Владивостокского университета. Получилось так, что еще не окончив обучения, героине пришлось переехать в Санкт-Петербург. Встал вопрос о продолжении учебы. Свой выбор Ольга Васильевна остановила на знаменитой университетской юридической школе нашего города. Но поступить в «Большой» университет было не так просто. Однако Рубикон был перейден, и она поступила на юридический факультет. Потом были государственные экзамены, защита диплома. Ольга Васильевна вспоминает, что очень волновалась при защите диплома, несмотря на то что она была уже кандидатом наук и заведующей кафедрой финансов и банковского дела ИНЖЭКОНа. Кстати, она была самым молодым руководителем, ей было 36 лет. А пришла она в Инженерно-экономический университет в 1996 году. В «Большом» университете Ольге Васильевне запомнились несколько ярких педагогов, один из них – Виктор Федорович Папандополов. Ольга Васильевна очень внимательно следит за тем, как развивается юридический факультет СПБГУ, потому что это действительно очень интересная научная школа с большими традициями и великими выпускниками. Юридический факультет, по мнению Ольги Васильевны, определил ее представление о методах подготовки специалиста. Ольга Васильевна как заведующая кафедрой ФИБД и проректор ИНЖЭКОНа провела реформу заработной платы в нашем вузе, что дало возможность поднять уровень заработной платы преподавателям. Это способствовало расширению финансовой привлекательности ИНЖЭКОНа для высококвалифицированных педагогических кадров.

 

А.И.Клишин

А.И.Клишин

Доктор филологических наук, профессор Александр Иванович КЛИШИН с теплотой отзывается о своем родном факультете. Учился профессор на переводческом отделении филологического факультета «Большого» университета и закончил его в 1975 году. С чувством глубокой благодарности он вспоминает великолепных преподавателей, чей профессионализм во многом повлиял на выбор предмета его деятельности. Александр Иванович считает для себя событием, когда, бывая на филологическом факультете, встречает Лидию Лукиничну Иванову, преподававшую ему разговорную практику, доцента Ольгу Игоревну Фонякову, научного руководителя его кандидатской диссертации, профессора Виктора Ивановича Шадрина, блестящего лингвиста, оппонента его докторской диссертации.

Вспоминая свои студенческие годы, Александр Иванович рассказывает, что расхожая поговорка «от сессии до сессии живут студенты весело» имела для большинства из них (студентов) на факультете особый смысл. Дело в том, что учеба была для них не только каждодневной напряженной работой, она приносила много радости. Ощущать единство радости и гордости от процесса приобретения знаний! Этому тоже учили преподаватели. Александр Иванович считает, что обучение в вузе, получение специальности – это не только процесс интеллектуальный, но и процесс, несущий мощный заряд ярких положительных эмоций. И сейчас ему приятно оттого, что в славном, динамично развивающемся ИНЖЭКОНе, где он имеет честь трудиться под руководством ректора профессора Александра Ивановича Михайлушкина, испытывает чувство радости уже потому, что имеет возможность делиться знаниями, полученными на филологическом факультете «Большого» университета. Также профессор вспоминает, как однажды на втором курсе, когда весеннее солнце вдруг заиграло лучами на золотом куполе Исаакиевского собора, студенты, находившиеся на лекции, невольно залюбовались этим зрелищем и отвлеклись от предмета обсуждения. Лектор Светлана Андреевна Аверина заметила это и произнесла следующую фразу: «Радостно, что пришла весна. Но еще больше радости должно быть оттого, что есть университет, студентами которого вы являетесь!» Эту мысль поддерживают все бывшие универсанты, работающие в ИНЖЭКОНе.  

Ульяна Крайнева, Ксения Галева, Алина Гатауллина,
студентки 2 курса СПбГИЭУ

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков