Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22 (3745), 30 ноября 2006 года
социум

Как английский язык
формирует идеи

В январе 2003 года на ежегодную стратегическую встречу государств НАТО пригласили известного индийского писателя. Ему предложили выступить, и это была большая честь. Кроме того, это был продуманный политический ход. На официальном ужине писатель сказал: «Вы движетесь в Ирак, чтобы искать там ядерное оружие. Но существует страна, про которую точно известно, что у нее такое оружие есть. И эта страна разработала оружие без дозволения США или других сверхдержав. Как называется эта страна? Корея? Нет, это Индия. Вы хотите поискать оружие массового поражения? Попробуйте!». Мувашар Явед Акбар, писатель и журналист, уверен, что режим нераспространения ядерного оружия – пережиток прошлого века. А век нынешний начался в 1998 году, когда Индия, одна из самых перенаселенных стран, стала ядерной державой.

Мувашар Явед Акбар – эксперт по вопросам взаимоотношений сторонников ислама и индуизма, известный индийский писатель и журналист, главный редактор газет The Asian Age и Deccan Chronikle — изданий общенационального масштаба. По приглашению информационного агентства «Росбалт» он прочитал в Санкт-Петербургском университете лекцию «Новые центры силы в эпоху глобализации». Это было первое мероприятие проекта «Мировые интеллектуалы в Санкт-Петербурге», который реализует ИА «Росбалт» при поддержке «Внешторгбанка».

«Три года назад американцы отправились в Ирак, чтобы искать грибообразные облака от ядерных взрывов, и ищут их до сих пор. Но когда какая-либо страна объявляет о том, что оружие есть, Буш и Райс говорят: «Вот как? Давайте сядем с вами за стол переговоров», – сказал писатель на заседании пресс-клуба.

Господин Акбар предсказал появление так называемого «ядерного полумесяца» – государств-соседей, которые обладают ядерным оружием. Это Россия, Китай, Индия, Пакистан, возможно Иран и Израиль. «Их политика и будет определять новую геополитическую реальность – речь о таком полумесяце пойдет, если в течение 10 предстоящих лет президент Путин сможет оказывать влияние на российскую внешнюю политику».

Сегодня чтобы государство стало действительно мощным игроком на международном уровне, необходимы три составляющие: демократия, развитая экономика и военная мощь. «Я не думаю, что Северная Корея будет сильным игроком, потому что, несмотря на ядерное оружие, у нее нет ни демократии, ни экономики. – заметил М.Дж.Акбар. – Китай – тоже вряд ли станет таковым, потому что непонятно, как долго можно иметь свободную экономику и несвободную политическую сферу. У Европы также отсутствует одна из сторон этого треугольника: пока она перепоручает свои военные проблемы НАТО, она не будет сильным игроком, а сможет действовать только в продолжение американских интересов. И если у США что-то не заладится, Европе не на что будет опереться».

Сэмюэл Хантингтон, один из наиболее известных в России культурологов-футурологов, по оценке индийского писателя, пытается определить природу конфликтов будущего без учета одной важной детали: «Эта деталь – колонизация. Создается впечатление, будто тот факт, что некоторые страны подверглись колонизации, никоим образом не сказывается на его прогнозах на будущее. Между тем на Ближнем Востоке большая часть конфликтов связаны с явлением неоколониализма. Ни в каком другом регионе нет на карте такого количества прямых линий. Это значит, что границы были искусственно созданы британцами после распада Британской Империи. России стоило бы поискать пророка в своем отечестве, вместо того чтобы слушать профессоров-неудачников из Принстона. У американского варианта английского языка есть способность формировать идеи, и это опасное явление. Прежде всего для самой Америки: именно Хантингтон и Бернард Льюис подтолкнули американцев в Ирак, создав соответствующую почву. Когда мы с вами совершаем ошибки – мы платим не очень большую цену, потому что мы – люди маленькие, а если ошибку совершает великая держава, то цена очень высока».

Писатель уверен, что режим нераспространения ядерного оружия – результат мифа о том, что оружием такой мощи могут обладать только те государства, которые объявлены членами ядерного клуба: «Сейчас существует до 10 государств, кроме объявленных членов клуба, которые в ближайшее время могут объявить о том, что у них есть ядерное оружие. Ядерный потенциал Израиля был создан при прямой поддержке Британии совершенно незаконно. Ядерное оружие в Пакистане и в Северной Корее было создано не без помощи Китая. Получается, что действующие члены ядерного клуба играют в эти игры. Мы на самом деле стоим на пороге очень либеральной эпохи, когда принуждению в любой форме уже не будет никакого места – на место принуждения придут сострадание и сочувствие. Рано или поздно придется осознать, что мир можно купить в обмен на понимание того, что нужно делиться территориями. Великий парадокс ядерного оружия в том, что у него такая большая разрушительная сила, которая делает его совершенно бессмысленным в качестве наступательного оружия, но крайне эффективным в качестве оружия защиты».

Всего в течение 2006-2007 годов организаторы проекта «Мировые интеллектуалы в Петербурге» планируют провести от 4 до 6 встреч. Некоторые именитые лекторы побывают в России впервые.  

Соб.инф.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков