Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 21 (3744), 16 ноября 2006 года

Жизнь – защита Отечества

Сегодня факультет военного обучения – это неотъемлемая часть университета. И вместе с тем, военная кафедра всегда была непохожа на другие университетские кафедры. Это – особый мир, со своим особым миропорядком. Порядок – одно из ключевых слов, этот особый мир характеризующих. Впрочем, не единственное: факультет военного обучения (как, пожалуй, и любой из университетских факультетов) обладает своим неповторимым звучанием. А еще – своим цветом, своим ритмом. Есть у него и своя глубинная истина – абсолютная величина, которой подчинена на факультете деятельность каждого и весь ход вещей. Думаю, этот абсолют факультета военного обучения можно определить как патриотическую идею – в особом её понимании. Патриотизм и патриотическое чувство как нечто насущное и сверхактуальное – вот стержень конструкции всего факультета.

И.П.Зиновьев

И.П.Зиновьев

Летопись военного образования
в университете

Об истории факультета военного обучения и военной кафедры в ЛГУ – СПбГУ рассказывает председатель Совета ветеранов СПбГУ, доцент, кандидат технических наук, полковник в отставке Иннокентий Павлович ЗИНОВЬЕВ, возглавлявший кафедру в 1979-1988 годах, а ныне являющийся заместителем начальника факультета по научной работе:

– Военная подготовка в ЛГУ началась 1 октября 1926 года. К тому времени военизация вузов за границей шла уже полным ходом, и в нашей стране, вместе с Положением об обязательном всеобщем военном обучении, была введена допризывная военная подготовка в вузах.

Первым военным руководителем в университете стал Георгий Иванович Овчинников (1886-1971) – орденоносец, ветеран Первой мировой и Гражданской войн. В университете тогда была создана кафедра военного дела и физкультуры, в штате которой состояли 10 военных преподавателей. Были установлены три направления военного образования, или три «уклона», как тогда они назывались: зенитно-артиллерийский, пехотный, химических войск. Подготовку по этим направлениям проходили студенты-мужчины, признанные годными к военной службе; занятия проводились для каждого факультета в особый военный день и длились по 6 часов.

В 1939 году в университете создается отдельная кафедра военной подготовки. Её возглавил полковник Георгий Петрович Фриновский. Кроме 9 преподавателей вводится штат из 6 человек учебно-вспомогательного персонала. К 1 июня 1940 года в ЛГУ подготовили: 55 радистов, 17 парашютистов, 10 снайперов, 10 инструкторов-пулеметчиков, 6 водителей машин.

В годы войны университет дал Красной армии и Народному ополчению более 25 тысяч бойцов. Ветераны вспоминают, что уже 26 июня 1941 года первая группа добровольцев из студентов, преподавателей и сотрудников университета ушла на фронт. С 30 июня в университете начали формироваться отряды Народного ополчения.

Много славных имен защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны связано с университетом. Подробный рассказ о них можно найти в книгах участников Великой Отечественной войны, профессоров В.Ф.Барабанова и А.Ф.Бережного: «Они сражались за Родину», «Университет в военные и послевоенные годы».

Военная подготовка студентов университета, на некоторое время приостановленная, возобновилась 1 сентября 1944 года. На кафедре были введены пехотный, артиллерийский, метео- и медицинский профили. Начальником кафедры был назначен участник Гражданской и Великой Отечественной войн, прошедший путь от красноармейца до генерал-майора артиллерии, Иван Павлович Кныш (его боевые заслуги были отмечены орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени).

Фото из архива факультета

Фото из архива факультета

С 1963 года кафедру возглавляет полковник Александр Дмитриевич Тюфякин – боевой офицер, в годы войны дошел до Берлина, награжденный орденами Отечественной войны, Красного Знамени, Красной Звезды. С 1973 года А.Д.Тюфякин – генерал-майор, кандидат военных наук. С 1963 года на кафедре вводится деление на циклы, и в 1969 насчитывается уже девять разнообразных циклов военной подготовки.

В 1979 году начальником военной кафедры назначен полковник И.П.Зиновьев. В это время на кафедре широко внедряются технические средства обучения, особое внимание уделяется подготовке научных кадров (кандидатские диссертации успешно защитили подполковник Г.А.Хоршунов, майор В.Г.Зорченко, капитан А.А.Колесников (ныне доктор наук, профессор), подполковник Ю.М.Одинцов).

Полковник А.В.Старченко

Полковник А.В.Старченко

В качестве примера можно сказать, что в 1981-1982 годах кафедрой было выпущено 1005 офицеров запаса (870 мужчин, 135 женщин); в Вооруженные Силы призвано 49 человек.

Всего же за 80 лет существования военной кафедры в университете было подготовлено более 55 тысяч офицеров запаса.

В 1988 году на должность начальника военной кафедры назначен ветеран афганской войны полковник Анатолий Федорович Масликов. Основной акцент в подготовке офицеров запаса в это время – практическая направленность. Состав сотрудников кафедры пополняют офицеры-интернационалисты: полковник М.Г.Анучин, подполковник В.П.Белый, капитан В.М.Джумасултанов, капитан Д.Г.Мартюшев, капитан И.В.Яцык.

В 1994 году начальником военной кафедры назначен полковник Леонид Всеволодович Трифонов, а 1 февраля 1997 года в СПбГУ был учрежден факультет военного обучения. В этот период на факультете появляются новые профили военной подготовки, новые военно-учетные специальности: «Боевое применение подразделений и частей самоходной артиллерии», «Общая тактика и гуманитарная подготовка», «Организация психологических операций», «Психология», «Юрисконсультская работа». На преподавательские должности пришли воины-интернационалисты: подполковник В.В.Курочкин, подполковник В.А.Скобликов, подполковник В.А.Фурсов, полковник запаса В.Н.Островерхий, передающие свой боевой опыт студентам во время учебных занятий на факультете и на учебных сборах в войсках.

Военно-патриотическое воспитание – одно из важнейших направлений в работе факультета. Установлены тесные контакты с Советом ветеранов университета. Ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла часто выступают перед студентами в наших аудиториях. В этом семестре перед студентами выступали подполковник В.П.Белый, полковник в отставке М.А.Мирзаянц, В.М.Мякишева, В.А.Петрова и другие.

Факультет сегодня

Факультет сегодня

Факультет военного обучения сегодня

О структуре факультета, о его сотрудниках и выпускниках рассказывает и.о. начальника факультета полковник Александр Васильевич СТАРЧЕНКО:

– Сегодня факультет состоит из трех кафедр: кафедра № 1, боевое применение подразделений и частей полковой и дивизионной артиллерии (начальник кафедры – полковник Олег Владимирович Ситников); кафедра № 2, гуманитарной подготовки и специальных дисциплин (начальник кафедры – полковник Игорь Витальевич Яцык); кафедра № 3, автоматизация управления войсками и оружием, боевое применения артиллерийской оптической разведки (начальник кафедры – полковник Александр Евгеньевич Ураев).

Были разработаны правила приема на факультет, утвержденные учебно-методической комиссией, Сенатом и Ученым советом университета. Отмечу, что сегодня конкурс среди поступающих на наш факультет в среднем составляет 4-6 человек на место. С момента введения правил приема на факультет (2003 год) значительно улучшился контингент обучающихся и отношение студентов к военной кафедре.

Ежегодно наш факультет выпускает 450 человек. Это студенты, успешно окончившие военную кафедру, прошедшие военные сборы, а по окончании университета получающие звание «лейтенант по запасу».

Основные заказчики по подготовке офицеров запаса на факультете военного обучения – Управление ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил РФ, Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, Управление делами Министерства обороны РФ, а также спецвойска.

Нельзя обойти вниманием вопрос призыва. Ежегодно мы получаем разнарядку на 150-170 кандидатов. Реально за последние пять лет по окончании университета в ряды Вооруженных Сил сроком на два года призывается 50-70 человек.

Военная кафедра гордится своими выпускниками. В их числе – президент, верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ В.В.Путин, первый вице-премьер правительства РФ Д.А.Медведев, вице-премьер министр обороны С.Б.Иванов, министр образования и науки А.А.Фурсенко, министр финансов А.Л.Кудрин, полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Д.Н.Козак и многие другие. Большинство сегодняшних деканов СПбГУ окончили в свое время военную кафедру.

Профессорско-преподавательский состав факультета сегодня – это 40 офицеров-преподавателей. Высококвалифицированные, профессиональные люди, прошедшие службу в горячих точках и принимавшие участие в урегулировании конфликтных ситуаций, многие из них награждены правительственными орденами и медалями.

Идея создания факультета военного обучения была в первую очередь связана с тем, чтобы максимально приблизить образовательную программу военной кафедры к основной специализации студента. Военно-учетные специальности приведены в соответствие с основными специализациями. Думаю, эта идея была довольно удачно реализована: сегодня 80% студентов университета получают военно-учетные специальности, родственные основным. К примеру, если до 1997 года студент-юрист готовился как офицер запаса ракетных войск и артиллерии (что не вполне логично), то теперь он будет офицером запаса по специальности «военная юриспруденция»; студенты физического и математико-механического факультетов получают инженерные военно-учетные специальности.

В последние два-три года на факультете произошли большие качественные преобразования в учебно-материальной базе и преподавании, что не могло не сказаться на уровне подготовки офицеров запаса.

Факультет как школа жизни

– Что дает военное образование человеку, не собирающемуся связывать свою жизнь с армией, с военным делом?

Полковник А.В.СТАРЧЕНКО: На мой взгляд, на военной кафедре, в течение пяти семестров, в которые проходит здесь обучение, студенты не только получают знания по военному делу, но и становятся настоящими мужчинами. Особенно это заметно во время проведения учебных сборов в войсках, когда студенты на 30 суток, оторвавшись полностью от гражданской жизни, окунаются в область военной службы, вникая в особенности поведения в воинском коллективе, получая практику по руководству и воспитанию подчиненных. Учебные сборы в войсках всегда становятся заметным событием в жизни студента.

Занятия по “Боевой работе” проводит подполковник В.В.Матвеев.

Занятия по “Боевой работе” проводит подполковник В.В.Матвеев.

– Что вы вкладываете в понятие «настоящий мужчина»?

– Настоящий мужчина, в моем понимании – это человек, способный полностью отвечать за свои действия, за свои поступки, умеющий отвечать за других людей, за своих подчиненных, и способный принимать самые сложные решения. Все эти качества, так же как и понимание того, что все мы служим одному общему делу, дает военное воспитание. Воинский коллектив предполагает особый тип взаимоотношений. Здесь ярче всего проявляется мужская дружба.

Очень приятно, когда к нам приходят студенты, закончившие факультет. Мы общаемся с ними не как начальники с подчиненными, а как настоящие друзья. Поделюсь своим личным опытом: за то время, что я служу на факультете, я приобрел больше друзей и товарищей, чем за 30 лет службы в войсках – это, наверное, исключительно университетская особенность: пять семестров остаются у человека в сердце навсегда.

Полковник О.В.СИТНИКОВ: – Могу лишь дополнить: на мой взгляд, военное образование прививает любовь к Родине. Ношение формы, аккуратная причёска – всё это дисциплинирует, организует человека. Результаты этого особенно видны на военных сборах. После присяги к нам подходят восхищенные родители: за совсем короткое время их мальчик превратился в мужчину.

Радомир Сусоров, студент III курса дневного отделения исторического факультета СПбГУ:

— Факультет военного обучения для студента – это целая гамма ощущений и комплекс ассоциаций. Своё начало они берут ещё до того, как человек стал студентом: ведь не секрет, что многие стремятся решить проблему службы по призыву, поступив в университет. Однако мы пойдём против правды, если будем утверждать, что все студенты мыслят подобным образом. На самом деле мотивация поступления на факультет военного обучения куда более сложна и глубока. На мой взгляд, военная подготовка – это некая неотъемлемая составляющая того универсального комплекса знаний, который мы получаем в университете. Конечно, кто-то задаст вопрос: «А насколько это нам надо?» Но это уже дело каждого; в общем же необходимо отдать должное тому широкому кругу специальных знаний, которые мы получаем на факультете военного обучения.

Стрельба и управление огнем. Занятие проводит
подполковник А.Г.Улосень

Стрельба и управление огнем. Занятие проводит подполковник А.Г.Улосень

Кроме того, необходимо учитывать силу традиции. Наше поколение является третьим (если не четвёртым), которое получает военное образование вкупе с гражданским. Как бы не рассуждали пацифисты, войну никто не отменял, и, как показывает исторический опыт, познания в военном деле способны сыграть значительную роль в жизни человека. Лично мне трудно представить обучение в университете без получения военной специальности.

Впрочем, труднее было представить, что я поступлю на факультет военного обучения. По рассказам предшественников знал, как это непросто. Удивлению моему не было предела, когда не только обнаружил себя в списках поступивших, но и прикинул процент непрошедших испытания. Поэтому появилось некое чувство «избранности». Правда, впоследствии это представление несколько померкло. В частности, удивила та лёгкость, с которой нас «нагнали» однокашники, пришедшие на год позже основного набора.

Первые впечатления были быстро унесены вихрем учебного процесса. Обязаны мы этим всецело преподавателям факультета, которые излагали нам необычайно ярко, насыщенно и увлекательно самые сложные для понимания науки. Казалось бы, самые «сухие» предметы, вроде тактики, где не было места человеку, а всё решалось точными расчётами, на лекциях «оживали», представали в новом свете. Интересен и механизм применения тех знаний, которые мы получаем на основной специальности, в такой специфической области, как военный социум. Одним словом, постановка учебного процесса идёт в ногу со временем.

Единственное, что часто растаивает – это рассказы однокашников о «выходном посреди недели». Кажется нелогичным, что только малая часть студентов получает какие-то дополнительные знания в рамках целенаправленной программы. Остальные же предоставлены сами себе, и лишь немногие из них использует предоставленное время для самообразования. Хотя это уже недостаток, в большей мере относящийся к университету в целом.

Топографическая подготовка. Руководитель — подполковник Ю.Е.Петров.

Топографическая подготовка. Руководитель — подполковник Ю.Е.Петров.

Резюмируя вышесказанное, можно смело утверждать, что факультет военного обучения отличается передовой постановкой процесса подготовки кадров для Вооруженных сил РФ, высоким уровнем профессиональной подготовки преподавательского состава, и, вследствие этих качеств, благодарной и постоянной аудиторией. Не согласится с этим могут лишь те, кому безразлична как своя жизнь, так и судьба родной страны.

* * *

Позади 80-летие военной кафедры, но приближается День ракетных войск и артиллерии, профессиональный праздник для многих сотрудников факультета военного обучения, – и универсанты рады поздравить своих коллег и преподавателей.

Есть некие фундаментальные основания, которые делают существование человеческой культуры возможным. Война, или, лучше сказать, возможность войны, – одно из таких оснований. Нет сомнений в том, что война – это зло. И от профессионализма сотрудников факультета военного обучения в определенной степени зависит, останется ли это зло исключительно в качестве потенциала, выполняющего свою культурообразующую функцию, или превратится в кошмарную реальность нашей жизни.

Очень многое зависит от конкретных людей. Хочется пожелать факультету военного обучения неизменного пополнения его штата высокопрофессиональными сотрудниками и новых побед на ниве народного просвещения!  

Вадим Хохряков

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков