Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 21 (3744), 16 ноября 2006 года

Когда психолог
становится стратегом

Интервьюировать декана факультета психологии Ларису Александровну ЦВЕТКОВУ пришлось прямо в коридоре Главного здания – сразу после вручения мантии почетного доктора профессору Стернбергу и незадолго до начала праздника в Актовом зале. Кульминационный день юбилейной недели выдался насыщенным.

Л.А.Цветкова

Л.А.Цветкова

– Вручение мантии почетного доктора было специально приурочено к сорокалетию факультета?

– Конечно. Профессор Роберт Стернберг – первый, кому мантия почетного доктора вручена по инициативе факультета психологии. Надеюсь, для факультета это не последний опыт. Профессор Стернберг олицетворяет для нас наиболее плодотворные международные контакты последних лет. Он подарил факультету более двух тысяч новейших книг по психологии. Благодаря этому библиотека факультета психологии СПбГУ стала обладателем лучшего собрания психологической литературы в стране. Например, у нас есть замечательная серия книг – курсы лекций, которые выиграли в национальном американском конкурсе. В этом конкурсе могли принять участие все американские профессора, которые читают лекции. Компетентная комиссия решала, чей курс лучший. Было несколько параметров оценки, включая обратную связь студентов, новизну материалов, опору на теорию и возможность практического применения. Все книги из этой серии – на английском языке, выпущены они издательством Американской психологической ассоциации. Роберт Стернберг долгое время был президентом АПА. Кроме того, мы осуществили ряд российско-американских проектов: совместный грант по изучению музыкальных способностей, семинары профессора Йельского университета Елены Григоренко. Это действительно обогащает как науку, так и отношения между Россией и Америкой, как сказала на церемонии вручения мантии почетного доктора генеральный консул США Мэри Крюгер.

– Какие темы являются сегодня приоритетными для факультета психологии?

– Мы обсуждали эту тему на нашем ученом совете. Были выделены следующие приоритетные направления. Во-первых, мы хотим сохранить традиции, заложенные нашими великими предшественниками, поэтому надо поддерживать направления, связанные с фундаментальными исследованиями. На мой взгляд, знак нашего времени – некоторая фрагментарность теоретических исследований. Молодые ученые идут в уже известном фарватере, и нет идей, стимулирующих возникновение новых теорий. Большинство исследований ориентированы на практику. Но в этом есть и свой плюс: психология сегодня более популярна, потому что выходит из университетских стен и становится востребованной как прикладная наука. Поэтому мне кажется, что надо поддерживать и фундаментальную науку, и традиции, связанные с естественнонаучным подходом к человеку, заложенные еще Владимиром Михайловичем Бехтеревым.

Первые пять психологических съездов прошли именно в нашем городе. Два были посвящены проблемам экспериментальной психологии, а три – проблемам психологии в образовании. Это не случайно. Наша школа опирается на прикладную направленность, экспериментальное обращение к человеку, а с другой стороны – и это тоже является приоритетным направлением в развитии факультета – это психология в образовании, причем в широком смысле слова. Сейчас это достаточно популярная вещь: непрерывное образование человека на протяжении всего жизненного пути. И если на заре своего возникновения психология была востребована как наука, помогающая адаптироваться к этому миру, то сейчас перед ней стоит более широкая задача. Психология должна развивать человека и его творческий потенциал. Это замечательная задача, потому что когда человек развивается, он развивает и окружающих его людей, и мир в целом. И в этом отношении психология занимает приоритетные позиции среди других наук о человеке. Такова идея основателя петербургской психологической школы Бориса Герасимовича Ананьева, который говорил, что психология должна интегрировать вокруг себя все остальные науки, объединяя их. Таким образом, психология образования в широком смысле слова – это психологическое сопровождение образовательных процессов, развития и воспитания, а если говорить о конкретных вещах, то школьное образование, или еще дошкольное, довузовское и послевузовское. Здесь скрыто много психологических проблем.

Праздник факультета в Актовом зале получился вполне душевным.

Праздник факультета в Актовом зале получился вполне душевным.

Школа – это уникальное место для психолога. Здесь бывает необходимо консультирование детей, родителей, помощь в оптимальном взаимодействии родителей и детей, учеников и учителей. Также не последнее место занимает психологическая помощь в организации взаимодействия внутри непростого педагогического коллектива. Кроме того, есть еще один вызов сегодняшнего дня. На образовательном рынке сегодня существует немалое количество образовательных программ. И их качество никто пристально не исследовал. А что если они приносят не только пользу? Как можно их выпускать на рынок? Допустимо ли их использование? Такое направление исследований имеет основание, оно актуально. Здесь есть о чем поговорить с точки зрения практических обобщений, теорий, психологических концепций – это новый запрос на психологическое знание.

Следующее направление – психология здоровья. В нашей культуре человек думает о здоровье только после того, как заболел. Необходимо изменение установок, ответственное отношение к себе, своему здоровью и в целом к стране. Это сложность сегодняшнего дня, угроза развитию, благополучию. В понятие психологии здоровья входит все, что связано с рискованным поведением, что особенно свойственно молодежной среде и популяции. С одной стороны, это атрибут молодежной среды, в подростковом возрасте рисковать необходимо. Именно так ребенок пробует себя во взрослом мире. Но может быть, имеет смысл создавать ситуацию разумного риска? И, кроме того, в подростковом возрасте важно осознавать принадлежность к какой-то группе, среде. Если не организовать такую принадлежность, то стихийно возникнут разные группы и на разных основаниях, например, по идеологическому принципу. Именно так формируется агрессивное поведение.

– Сегодня это актуальная проблема для Петербурга.

– Да. И это на совести взрослых людей. Кроме того, тема здоровья связана с нуждающимися слоями населения – с социальной работой. Работой с людьми, которые попали в сложную ситуацию. Это мигранты, беженцы, люди, пережившие кризис, малообеспеченные группы, пожилое поколение – люди, которые не могут адаптироваться к изменившимся условиям. Необходима психологическая помощь разным социальным группам, в которых процветают вполне физиологические болезни, такие как туберкулез. Но причины возникновения заболеваний в определенных социальных слоях в первую очередь социальные. Как известно, психолог – это помогающая профессия.

Последнее направление, которое обсуждалось на ученом совете – помощь в повышении конкурентоспособности нашей страны. Опять-таки, в очень широком аспекте. Для этого тоже есть основания в традициях нашей питерской школы, связанных, например, с промышленной психологией. Это помощь малому и среднему бизнесу, государственному сектору. Здесь необходима работа психолога – именно отечественного психолога, а не западных консультантов. Это сфера деятельности и организационных психологов в контексте социально-экономических вопросов.

Таким образом, можно говорить о деятельности отечественных психологов в сферах образования, здоровья и промышленности.

– Уже из описания этих направлений ясно, что так же как психология должна интегрировать другие науки о человеке, так и факультет психологии должен объединять вокруг себя другие факультеты.

От имени руководства университета психологов поздравил проректор по учебной работе И.А.Дементьев

От имени руководства университета психологов поздравил проректор по учебной работе И.А.Дементьев

– Важно учитывать полимодальность науки в университете – и использовать это в решении проблем, которые требуют междисциплинарного участия. Хороший пример такой работы – магистерская программа «Общественное здоровье». В программе участвуют биолого-почвенный, медицинский факультеты и наш факультет совместно с факультетом социологии. Надо понимать социальные причины таких явлений, как эпидемии и пандемии. Надо знать эпидемиологию, пользоваться аппаратом биостатистики, понимать причины того или иного рискованного поведения. Надо прогнозировать и влиять на ситуацию по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни. У нас часто говорят: начинать надо с воспитания кадров для средней школы, с учителей. И пока мы так говорим, ничего сделано не будет. Вуз – это лучшая среда для решения этих проблем. В Санкт-Петербургский университет приходят лучшие студенты. Возможно, они потом будут заниматься управлением. И если мы сейчас начнем обсуждать с ними эти проблемы, если они будут принимать участие в таких социально важных программах, то, возможно, они и будут, изменяясь, изменять окружающий мир. Например, профессия директора по персоналу. Какими знаниями он должен обладать? Помимо знаний психологических, он должен разбираться в особенностях технологического процесса, обладать знаниями в области юриспруденции. А если он работает на предприятии, то еще и экономические закономерности развития предприятия он должен понимать. Вот, пожалуйста, междисциплинарная тема. В этом поле возможно сотрудничество между факультетами.

– Возможно, наступит время, когда студенты будут иметь право – или даже обязаны будут – посещать лекции на других факультетах?

– Я думаю, проще это организовать в форме междисциплинарных проектов. Потому что в вопросе выбора курсов лекций важна системность. Выбор студентов может быть хаотичным, случайным. Важно организовать работу методически правильно.

– Прикладная психология «пошла в народ». Изменился ли образ психолога в сознании населения с тех времен, когда курсы психоаналитиков приравнивали к курсам кройки и шитья?

– Лучше на эту тему провести исследование и спросить у того же населения. За последнее время таких исследований я не знаю, а вот несколько лет назад мой студент писал научную работу по изучению образа психолога у разных категорий населения. И в итоге картина получилась неутешительная. Разницу между психологом, психоаналитиком и психиатром люди не видели. Поэтому важной темой сегодня является лицензирование деятельности психологов. Таким образом мы защитим как наших выпускников, так и потребителей наших услуг от некачественной интервенции. Потому что после нее вреда будет больше, чем пользы. А задача просвещения – это наша прямая обязанность. И мне кажется, мы с нею справляемся. На нашем факультете работает психологический центр. Консультации по профориентации в прошлом году прошли больше тысячи человек. В первую очередь это те, кто впервые выбирает специальность, но есть и те, кто уже однажды осуществил выбор, но хочет профессию поменять. Через качественную работу, через решение вопроса лицензирования, представления себя во внешней среде мы занимаемся развитием человека, вырабатываем в студентах умение обратиться к себе, понять себя.

– В последние два-три года прошло несколько юбилеев на других факультетах. Вы использовали их опыт, чтобы избежать возможных промахов, или планировали свой праздник самостоятельно?

– Наверное, я человек, который наступает на свои собственные грабли. Поэтому все планировалось без оглядки на предшественников. В детстве я занималась в Театре юношеского творчества во Дворце пионеров. Замечательный был театр – оттуда вышли такие режиссеры, как Лев Додин и Сергей Соловьев. Но я не жалею, что выбрала не театральную стезю, поступила на факультет психологии…

– Наверное, в театральной деятельности и психологии есть много общего.

– Да, вся теория Станиславского опирается на психологическое понимание взаимодействия. Своим актерам он часто говорил: «Не верю!». Чтобы сыграть достоверно, надо понять точку зрения другого человека, встать на его место. И вот тогда ты от его имени произнесешь текст так, что поверят все. Вообще в жизни человека творчество – это очень важно.

– То есть, сегодня в Актовом зале гости увидят синтез психологии и театра?

– Да. Будут стихи, танцы, а вести праздник будут академик Павлов и доктор Фрейд в исполнении наших профессоров. Я опиралась на свое театральное прошлое, поэтому наш праздник выглядит, может быть, немного театрально, но это его плюс.

Юбилей факультета психологии:
ЖИЗНЬ В СОРОК ПРОДОЛЖАЕТСЯ…

Праздник факультета психологии в Актовом зале не вышел за рамки жанра официального мероприятия, но получился вполне душевным. По традиции, университетский хор исполнил гимн Gaudeamus, который присутствующие слушали стоя. А в самом «заседании», как официально назывался праздник, были элементы домашнего театра, когда родные и знакомые люди переодеваются сказочными персонажами и читают поздравительные стихи собственного сочинения.

Друзья и выпускники факультета приехали со всех концов страны и даже из-за рубежа, чтобы поздравить факультет с юбилеем.

Друзья и выпускники факультета приехали со всех концов страны и даже из-за рубежа, чтобы поздравить факультет с юбилеем.

Факультету дарили то, что дарят родственнику на юбилей: вазы, статуэтки, забавные сувениры и редкие книги. А деканы преподнесли большую-пребольшую плазменную панель, которая своими масштабами явно не вписывалась в понятие «бытовая техника». Деканы сами вынесли подарок на сцену. А еще деканы спели а capella длинную поздравительную серенаду собственного сочинения в честь факультета и декана с вкраплениями грузинской темы: «ваш факультет – мое богатство» и «для кого-то это – просто толерантность, а мне так хочется любви». Друзья и выпускники факультета приехали со всех концов страны и даже из-за рубежа, чтобы поздравить университетских психологов с праздником.

Проректор по учебной работе Илья Александрович Дементьев, который держал речь от имени руководства университета, рассказал о том, что ему, «по долгу службы», ближе всего: «Моя работа связана в основном с множеством жалоб. Проанализировав ситуацию за последний год, среди поступивших шести сотен жалоб я не обнаружил ни одной от студентов факультета психологии. Нет жалоб и от преподавателей и администрации факультета. Более того, в прошлом году ни с кем из родителей студентов факультета психологии встретиться не довелось».

Среди других заслуг и достоинств факультета Илья Александрович упомянул, как три года назад именно психологи взяли на себя труд по организации образовательной программы повышения квалификации «Преподаватель высшей школы». И выручили тем самым весь университет – такая программа была необходима, чтобы получить лицензию на подготовку магистров. А в прошлом году факультет психологии «ввел в регламент» материальной помощи студентам две позиции: матпомощь на оплату свадебных торжеств и рождение ребенка.

В адрес факультета пришло множество поздравительных телеграмм, в том числе от Совета Федерации и правительства РФ. Поздравили университетских психологов деканы факультетов психологии со всей страны: Московского государственного университета, Казанского государственного классического университета, Самарского государственного педагогического университета, Томского государственного университета, Ростовского государственного университета, Тверского государственного университета, Казахского национального университета, Новосибирского государственного технического университета... Из этих и других вузов приезжали целые делегации с подарками и словами благодарности: многие кафедры и даже факультеты были основаны выпускниками факультета психологии ЛГУ.

«Весь вечер на арене» в качестве ведущих праздника выступали “академик Павлов” и “доктор Фрейд”. Начали они с выяснения отношений: первый кичился признанием себя, любимого, в научном мире, а второй – своей популярностью в молодежной среде. Зрители сделали вид, что не узнали под гримом и накладными усами-бородами профессора кафедры общей психологии Виктора Михайловича Аллахвердова и профессора кафедры социальной психологии Леонида Васильевича Куликова.

В самом начале провальсировали портреты классиков психологии: до сих пор годами висевшие в коридоре факультета, они вальсировали со студентками Вагановского училища, наряженными в парики и кринолины.

Праздничные мероприятия, официальные и студенческие, шли три дня. К сорокалетию факультета были приурочены и ежегодная конференция «Ананьевские чтения», и вручение мантии почетного доктора профессору Университета Тафта Роберту Дж. Стернбергу. А 26 октября пушка на Петропавловской крепости выстрелила в честь юбилея факультета психологии.  

Соб.инф.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков