Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 20 (3743), 31 октября 2006 года

Смешались в кучу кони, люди,
пекинская опера и финская конституция

Лучший друг Карабаса-Барабаса как-то назначил себя министром культуры, туризма и культуризма. Похожей логикой руководствовались устроители выставки «Все флаги в гости», смешав с ними вымпелы, штандарты, гербы и гимны. В экспозиции почему-то не нашёл отражения образовательный туризм (давно и успешно развиваемый, например, островом Мальта), зато были представлены образование без туризма и туризм без образования, плохо сочетавшиеся друг с другом, публикой и отведённым им помещением.

Впрочем, проведение выставок в неподходящих местах давно уже стало для города дурной традицией. Если ярмарка вакансий прошла на арене ДС «Юбилейный», то образовательные программы мира решено было втиснуть в камерные интерьеры Библиотеки имени В.Маяковского. Возможно, организаторам хотелось провести её в помещении, ассоциирующемся с образованием, расположенном недалеко от центра и станции метро. Но в таком случае непонятно, чем не подошло им, например, новое здание Публичной библиотеки на Московском проспекте возле Студгородка.

Между собой экспонаты и посетители не сочетались не только по причине отсутствия общей идеи и странного отбора участников, но также потому, что раздаваемые материалы были подчас морально устаревшими и/или изложенными на английском языке. Не получили отражения образовательные технологии Африки и Южной Америки. Ещё более странным выглядело отсутствие мусульманских стран, с их многовековыми образовательными традициями, и государств Юго-Восточной Азии.

Действительно, флагов было  предостаточно.

Действительно, флагов было предостаточно.

На входе раздавались буклеты российских учебных заведений, дипломы которых котируются за рубежом. В их числе была Международная школа дизайна (Нарвский проспект, 22, офис 229), входящая в международную Ассоциацию дизайнеров интерьера (IIDA) и выдающая одновременно два диплома: российский и английской школы дизайна Rhodec International. Эта школа, где мастер-классы проводят Франческо Луккезе и Паола Навоне, обещает своим студентам стажировки в школах Буля (Париж) и Парсонс (Нью-Йорк). Узнать подробности можно по телефонам 326-0701 и 326-0552, а также на сайте www.designschool.ru. Головной офис находится в Москве (Нахимовский пр, дом 47, офис 1322); узнать о нём можно по телефонам (495) 125-0009 и (495) 129-3227.

Дальше посетителей ждали завалы информации – далеко не всегда свежей, понятной и имеющей отношение к образованию. Несмотря на отсутствие всякой логики в размещении стендов и материалов, кое-что понять всё же удавалось. Например, что испанский центр Idiomas (Графский переулок, 4) и его школа языков обещают курсы испанского языка, в том числе перед поездкой в Испанию, а также русский для иностранцев. Подробности можно узнать по телефону 325-8470 или на сайте www.centro.espana.spb.ru. Впрочем, обо всём по порядку.

Австралийцы скачут, как кенгуру

На выставке почему-то не нашлось места Австралии; узнать о ней что-либо можно было только в №8 журнала «Учебная афиша» (приложение к журналу «Обучение и карьера»), выдававшемся при входе. По словам журнала, стандартная программа получения степени бакалавра занимает в Австралии три года (по два семестра в году). Но в некоторых университетах можно пройти ускоренную программу за два года (по три триместра в году). Количество изучаемых дисциплин при этом не сокращается, просто студента ждут более интенсивная учёба и меньше каникул. Ускоренная программа стоит столько же, сколько стандартная, ведь количество предметов и учебных часов одинаковое. А вот стоимость проживания уменьшается как минимум на 240 тысяч рублей. Журнал рекомендовал проходить такую программу в Университете Чарльза Стерта, работающем вместе с образовательным концерном Study Group в кампусах Мартин-колледжа.

Великобритания ждёт 40 говорунов

В «Учебной афише» имелась информация об английской стипендиальной программе Chevening. До 20 октября талантливые выпускники вузов и молодые специалисты могут подать заявки на участие в ней и получить возможность обучения в Великобритании на степень магистра (MSc, MA, LLM, MBA), пройти сокращённый курс обучения или выполнить краткосрочную (от трёх месяцев) исследовательскую работу.

На участие в программе могут претендовать жители России от 22 до 35 лет, имеющие диплом о высшем образовании с отличными или хорошими оценками. Также они должны иметь по меньшей мере двухлетний опыт работы по избранной специальности и документальные свидетельства достижений в профессиональной деятельности. От них требуется владеть английским на уровне от 6,5 баллов IELTS. Конкурс проходит на основе рассмотрения документов (заявка, эссе, рекомендательные письма) и собеседования.

Стипендия Chevening покрывает расходы на обучение в вузе Великобритании сроком от 3 до 12 месяцев. Ежегодно из России по этой программе уезжают в Англию 40-50 человек. Общее количество всех стипендий, предоставляемых британским правительством вместе с бизнес-компаниями, банками и университетами, составляет около сотни. Подробности ищите на сайте www.chevening.ru.

Германия готовит общаги

На стенде Германии не только раздавался №4 журнала Deutschland, посвящённый передовым исследованиям. Помимо этого ОО «Немецко-русский обмен» (Лиговский пр., 87, офис 300) рассказывало о программах трёхмесячного обмена школьников с Германией. Программа подразумевает, что 10 российских школьников 14-16 лет в мае-июле 2007 года живут в немецких семьях, принимая в ответ в сентябре-ноябре 10 школьников из Германии. Русским участникам она обходится в 26 тысяч рублей. Для школьников 16-18 лет существует возможность поездки на целый год. Вопросы можно задать по телефонам 718-3793 и 718-3791 или по e-mail: afs@obmen.org.

Институт Гёте (www.goethe.de) раздавал брошюры, посвящённые четырём видам курсов немецкого языка в Германии (Classic, Campus, Premium, Spezial). Кстати, студенты этих курсов могут через все институты Гёте в этой стране забронировать проживание в общежитиях или частных квартирах (600-900 рублей в сутки за комнату на двоих, 700-1000 за отдельную).

Израильтяне укрепляют идентичность

Израильский культурный центр раздавал брошюры с информацией о Земле Обетованной, странные схемы петербургского метро и №23 журнала «Первые шаги», выпущенный более полутора лет назад. Программа «Маса» сулила всем гражданам от 18 до 30 лет, имеющим право на репатриацию, пять месяцев обучения в одном из вузов Израиля по дисциплинам «менеджмент», «организационная психология», «туризм», «маркетинг и реклама», «международные отношения». Помимо этого она включает в себя изучение иврита, экскурсии по стране и даже укрепление еврейского самосознания.

Молодёжный отдел Центра обещал также загородные семинары для школьников и студентов, встречи с известными людьми, а также тематические занятия, дискотеки, еврейские праздники и изучение иврита в стенах самого Центра (Тверская, 8Б). Все вопросы можно задать по телефонам

272-7887, 719-8820, 719-8756 или по e-mail: iccspb@online.ru. Смотрите сайты www.israelsp.ru, www.youtclub.israelsp.ru.

Китай уместился в 23 тысячи слов

Большим разнообразием отличался стенд КНР. Его оформители подошли к работе очень ответственно; напрашивается вывод о значении, которое Поднебесная придаёт связям с Россией. Все многочисленные материалы были на русском языке, включая роскошное подарочное издание «Китайские памятники мирового наследия». Большой фотоальбом «Китай» издательства «У-Чжоу» рассказывал с помощью 200 прекрасных фотографий и 23 тысяч слов о том, как преломляются в китайском ландшафте вода, дерево, огонь, земля и металл.

Журналы «Партнёры» (издаваемый пресс-канцелярией народного правительства провинции Хэйлунцзян) и «Китай» (печатаемый пекинским издательством «Народная газета») рассказывали о посещении Путиным монастыря Шаолинь, китайских бизнесменах, смене идеалов, разводах, маньчжурских журавлях, заповедных озёрах и парках, императорских дворцах, детских книгах, филателии, тибетских догах, чае, гостиницах, пекинской опере, восточном гороскопе, запеканках из каракатицы, правах иностранцев, музыкальных инструментах, резьбе по носорожьему рогу, фестивале снежных скульптур в Харбине, архитектуре Даляня и о Храме Неба в Пекине.

Раздававшийся на стенде справочник «Китай 2003» состоял из 21 раздела, включая такие, как «Образование», «Культура», «Наука и техника». Кое-что можно было почерпнуть из 200-страничной книги «Образование в Китае – реформы и новшества». Согласно этим двум источникам плата за обучение в китайском вузе составляет в среднем 14 тысяч рублей в год. Эта сумма считается в КНР внушительной, поэтому министерство просвещения Поднебесной обязало вузы Китая сначала зачислять всех студентов, сдавших вступительные экзамены, а уже потом выяснять их платёжеспособность. Государство разработало целую систему стипендий, вариантов бесплатного обучения, совмещения учёбы с работой, дотаций и вспомогательных кредитов. Последняя форма поддержки позволяет студенту получить сумму, порой в два раза превосходящую стоимость обучения, которую он должен вернуть в течение восьми лет после окончания вуза. Причём в эти восемь лет не входит учёба в магистратуре или получение второй специальности. Что касается маленьких китайцев, то с них никто не имеет права брать в год больше 560 рублей в начальной школе и 910 рублей в средней.

Первое повышение зарплаты педагогов было произведено ЦК КПК ещё 25 лет назад, через три года после того, как начала решаться проблема жилья для учителей. Произнесённая тогда речь Дэн Сяопина положила начало целой серии мер по моральному и материальному стимулированию педагогов, которые продолжаются по сей день. Это введение Дня учителя (1985), Закон о званиях и субсидиях педагогов (1986), Закон об условиях жизни педагогов (1994), план «Чанцзян» (1998) и программа «Садоводство XXI века» (1999). Средняя зарплата педагога по закону не может быть ниже средней зарплаты госслужащего.

Предполагается, что вскоре расходы Китая на научные исследования составят 2% ВВП, не считая 3% ВВП на образование. Неудивительно, что ещё 5 лет назад КНР заняла шестое место в мире по количеству опубликованных научных трудов. К последним достижениям китайских учёных относится не только запуск нескольких космических кораблей «Шэньчжоу-6» с двумя космонавтами. Это также вакцина против «птичьего гриппа», генетическая карта заливного риса, обнаружение крупных запасов газа в районе Икчжао, строительство гидроузла Санься, освоение мобильной связи стандарта TD-SDMA, создание чипа «Лунсинь» с 4 млн транзисторов, выведение сорта рапса «Чаою-2» с содержанием масла 53%, изготовление гигантского лазера «Шэнгуан», раскрытие тайны старения человеческих клеток, создание ЭВМ со скоростью триллион операций в секунду. Недавно законченная железная дорога Цинхай-Тибет пролегла на высоте 4700 м над уровнем моря.

Сейчас в Китае учатся более 150 тысяч иностранных студентов. Молодые учёные Поднебесной не только стажируются за границей (200 тысяч человек), но и охотно возвращаются обратно: каждый из них после этого получает от государства 525 тысяч рублей для научной работы.

Поляки гордятся своей культурой

Представители Польши сделали акцент на своей истории, а также современных театре и литературе. Раздаваемые ими брошюры содержали множество информации для туристов, а также рассказывали о том, как получить польские визу, разрешение на проживание, страховку и трудоустройство. Из этих книжек можно было узнать о том, что сейчас польские вузы вводят европейскую систему трансфера кредитных пунктов (ECTS). Независимо от оценки, сданный зачёт или экзамен позволяет студенту набрать от 2 до 14 пунктов (для этого после сдачи ему следует попросить экзаменатора выдать подтверждение с указанием их количества). Успешная сдача семестра или учебного года подразумевает набор, соответственно, 30 и 60 пунктов. Переход на эту систему даёт возможность польским студентам переходить в вузы Европы, а иностранным студентам – засчитывать период, проведённый в вузах Польши.

США учат экономить

На стенде Соединённых Штатов можно было узнать, что ещё не поздно подать документы на участие в двух программах Фулбрайта. До 31 октября можно включиться в процесс академических обменов для учёных и деятелей искусств, отбирающий 35-40 российских участников, которым требуется поездка в университет США для чтения лекций или проведения научных исследований и мастер-классов – для представителей творческих дисциплин. Гранты продолжительностью от 3 до 9 месяцев включают ежемесячную стипендию, ограниченную медицинскую страховку и оплату транспортных расходов. От соискателей требуется российское гражданство, постоянное проживание на территории РФ, наличие учёной степени и хорошее знание английского языка.

До 17 ноября принимаются документы преподавателей английского языка (FLTA). Программа рассчитана на 25-30 человек возрастом 21-29 лет, готовых 20 часов в неделю преподавать в американских вузах русский язык. Гранты продолжительностью в один учебный год включают ежемесячную стипендию, ограниченную медицинскую страховку и оплату транспорта. (Членам семьи визовая и финансовая поддержка не предоставляется.) От соискателей требуется, чтобы они обучались или работали по специальности «преподавание английского языка», а по окончании вуза, аккредитованного в России, имели диплом о высшем образовании (или хотя бы бакалаврский).

Офис американского Бюро образования и культуры находится в Москве, на Тверской, 16/2 (строение 3, офис 1); связаться с ним можно по телефонам (495) 935-8353 и (495) 937-5418, а также по e-mail: info@fulbright.ru.

В Москве же находится представительство IREX, позвонив в которое по телефонам (495) 234-0144 и (495) 956-0978 можно получить информацию о программе стипендий Эдмунда Маски для специалистов с высшим образованием (e-mail: muskie@irex.ru) и о программе студенческого обмена UGRAD (e-mail: ugrad@irex.ru). Сроки подачи документов для участия в этих программах истекают соответственно 31 октября и 7 ноября.

На стенде Америки выдавался в том числе e-Journal USA (e-mail: ejforpol@state.gov), датированный сентябрём 2005 года, откуда можно было узнать, в частности, что в 2004 году государство выделило вузам США на исследовательскую деятельность свыше 1 триллиона рублей. Там же содержался ряд полезных советов для соискателей грантов.

Следует иметь в виду, говорилось в журнале, что в Соединённых Штатах каждый колледж и университет вправе устанавливать свои стандарты приёма и критерии оценки академического уровня подготовки студентов. Поэтому один и тот же уровень подготовки в одних институтах соответствует стандарту, а в других – нет. Иногда вуз может потребовать, чтобы вы предоставили сведения о своей предыдущей учёбе в специальное агентство по оценке объёма и качества образования, полученного за пределами США. Впрочем, эти агентства не решают вопроса о вашем приёме; это делает только вуз, в который вы подали заявление.

Вам необходимо иметь оригиналы или заверенные копии всех документов с предыдущего места учёбы. Документ, содержащий сведения об изучавшихся предметах с указанием академических часов и отметок (транскрипт), направляется в выбранный вами вуз и рекомендованное им агентство. Выражение «официальный транскрипт» означает, что заведение, где вы учились, должно само направить в США копии вашего документа об образовании. Вы как заявитель не имеете на это право, иначе документы сочтут «неофициальными».

Если вы подаёте заявление на первый курс базового уровня (с получением диплома бакалавра), вам также может понадобиться пройти оценочные тесты, обычно обязательные для американских заявителей – такие, как SAT (Scholastic Aptitude Test) или ACT (American College Test). Учебные заведения сообщат вам, какие тесты проходить и как готовиться к тестированию. Это же касается и тех, кто подаёт заявление в аспирантуру с получением степени магистра или доктора. Их могут обязать пройти тест GRE (Graduate Record Examination) или тест при поступлении в магистратуру по курсу менеджмента GMAT (Graduate Management Admission Test) при подаче заявления на получение степени MBA (Master of Business Administration).

Обращайте особое внимание на сроки подачи документов. Помните, что на приём иностранных студентов уходит больше времени, чем на приём американцев. Информацию о программах, предлагаемых в американских колледжах, ищите на сайте educationusa.state.gov.

Если вам нужна виза F-1 или M-1 (студенческая) или виза J-1 (поездка по обмену), вам необходимо будет представить доказательства наличия достаточной финансовой поддержки на весь срок предполагаемой учёбы. Большинство колледжей и университетов США предложат вам заполнить форму о финансовом обеспечении вашей учёбы или сообщат, какие документы необходимы.

Помимо этой поддержки в виде стипендии есть и другие способы снизить расходы на обучение. Как и в Австралии, к ним относятся ускоренные программы, позволяющие сэкономить, пройдя четырёхгодичный курс бакалавра за три года. Студенты могут ускорить прохождение программы путём: а) прохождения одного дополнительного курса в каждом семестре (в отдельных случаях), б) посещения летних курсов, в) прохождения курсов в ближайшем местном колледже, если стоимость обучения там ниже, а пройденные курсы могут быть полностью зачтены в вашем университете, и г) получения зачёта за курсы университетского уровня (такие, как школьные курсы повышенного уровня сложности и школьные программы «бакалавриат»), пройденные вами на родине.

Второй способ сэкономить – освободиться от платы в качестве студента, проживающего вне штата, где находится вуз. Это право даётся как поощрение за отличные оценки или активную роль в студенческой жизни. Информацию о скидках на обучение можно получить в приёмной комиссии или у консультанта иностранных студентов. Вы также можете получить право на сниженную плату, если ваш родной город официально признан побратимом города, где расположен американский университет.

Третий способ позволяет сэкономить десятки тысяч рублей на оплате жилья, став помощником коменданта студенческого общежития. За работу в столовой вы получите питание и скромную плату. Сэкономит средства также проживание за пределами кампуса с родственниками или друзьями.

Четвёртый способ, позволяющий сэкономить десятки тысяч рублей, это прохождение первых двух лет обучения в местном двухгодичном колледже и последующий перевод в двухгодичное учебное заведение. Однако предварительно убедитесь, что все пройденные вами курсы будут признаны заведением, присуждающим степень.

Пятый способ – работа. Согласно действующему закону об иммиграции, иностранные студенты с визой F-1 имеют право работать в кампусе неполный рабочий день. Обычно они могут рассчитывать на 10-15 рабочих часов в неделю во время учебного года и на полную занятость во время каникул. На практике этих заработков может хватить на оплату повседневных расходов (учебники, одежду), но их не хватит на внесение платы за обучение. В кампусе можно найти возможность устроиться в столовую или библиотеку. По мере продвижения учёбы студенты могут занять должность лаборанта или репетитора.

Турки обещают работу в Анталии

По словам журнала «Учебная афиша», международный колледж туризма приглашает всех с образованием 9 классов и выше освоить профессии «специалист операционного отдела», «специалист отдела бронирования в турагентстве», reception и housekeeping. Учиться можно на очном и заочном отделении. Сроки обучения – два и три года. Кроме изучения основ и принципов туризма в колледже углублённо преподаются английский и турецкий языки.

По окончании колледжа в Анталии (самом популярном курорте Турции) студентам вручается диплом минобразования Турции и сертификат международного образца. Выпускники могут поступить сразу на III курс Российской международной академии туризма и через 2 года получить диплом о высшем образовании.

При желании можно остаться работать на турецком курорте. Трудоустройство в сфере туризма и летняя практика гарантируются. Во время учёбы студентам на выбор предлагается несколько вариантов проживания: в отеле, пансионе или на квартире. Стоимость обучения в экономичном варианте – от 90 тысяч, а с учётом проживания и питания – от 140 тысяч рублей за учебный год.

Приезжим студентам оформляются пригласительные документы для получения студенческой визы и вида на жительство в Турции. Для поступления в Колледж туризма абитуриентам необходимо заполнить форму заявки на сайте www.college.eduant.ru, прислав в электронном виде копию аттестата, медицинской справки и загранпаспорта или обратиться в представительство Колледжа в СПб (образовательный центр «Вера») по телефонам 275-7584, 275-7581 и 336-4031.

Финны зовут к Санта-Клаусу

Институт Финляндии (Лиговский пр., 56) приготовил стенд, почему-то задвинутый в самый конец выставки и отнюдь не избалованный посетителями – возможно, потому, что почти все материалы о стране тысячи озёр, изданные Центром международных обменов CIMO finland.cimo.fi), были англоязычными. Исключение составляла брошюра, призывавшая студентов включаться не только в давно известные проекты Erasmus Mundus и Tempus, но также FIRST, north2north (www.uarctic.org). Их звали съездить на курсы финского языка (www.norden.ru) и в Зимнюю школу, рассчитанную примерно на 25 молодых учёных России и Украины. Студентам технических и естественнонаучных специальностей предлагалось проходить в Финляндии практику по международной программе IAESTE (www.iaeste.org), а тем, кто изучает в институте язык суоми – возможность работать в финской семье или у финского работодателя. На русском излагалась также конституция Финляндии и рекламные проспекты лыжных курортов, призывающие туристов встретить в Финляндии новый год и католическое Рождество.

Французы собирают досье

Помимо раздачи №63 журнала Label Французский институт (набережная р.Мойки, 20) рассказывал о культурных мероприятиях «французского сезона» и предлагал возможность получить дополнительное образование в области экономики (www.eduecogestion.net), юриспруденции (www.edudroit.net), искусства (www.eduart.fr) и гуманитарных наук (http://www.eduhumanites.net). Для участия в программе следует заполнить электронное досье и отправить по почте подтверждающие его документы (нотариально заверенные копии дипломов, свидетельства о рождении, результаты языковых тестов) в парижское бюро ЭдюФранс. Затем агентство проверяет соответствие досье полученным документам, утверждает кандидатуру и предоставляет досье участвующим в программе университетам. Потом они высылают студентам предложения о предварительном приёме, а те, в свою очередь, должны выбрать вуз и подтвердить своё намерение учиться во Франции. После этого студент в течение двух недель получает подтверждение от университета, на основании которого выдаётся долгосрочная студенческая виза.

Эта процедура обходится в 5 с лишним тысяч рублей, выплачиваемых агентству (в случае положительного ответа из вуза), плюс 7 тысяч регистрационного взноса в университет при окончательном зачислении на программу. Все вопросы об этих проектах, а также о программах французских высших инженерных школ можно задать по телефонам 571-0995 или 312-9635.

Свои листовки раздавали также Французский университетский колледж (Ректорский флигель, ком. 214) и Центр французского языка в СПб (Греческий проспект, 21). Связаться с колледжем и центром можно по телефонам 328-9627 и 274-7507, а также по e-mail: clfspb@mail.ru. Информация о них есть на сайтах www.cuf.pu.ru (колледж) и clfspb.canalblog.com (центр).

Шведы берегут природу

Другой северный сосед России порадовал подробным рекламным проспектом для туристов, расхваливавшим нетронутую природу и предлагавшим искать ответы на вопросы о Швеции на сайте www.visitsweden.com или по e-mail:оnfo@swetourism.se. Обращали на себя внимание буклеты Скандинавской школы (пр. Комиссара Смирнова, 15, офис 446), организующей школьные и студенческие каникулы в Скандинавии и Испании, а также курсы скандинавских языков в России. При этом в Финляндии и Швеции школа проводит (устраивает) лингвистические стажировки и языковые курсы, семинары и выставки, учебные практикумы, дающие возможность получить высшее образование. Связаться с ней можно по телефонам 303-8696 и 541-8503, а также по e-mail: ns@nordicschool.ru.

Японцы делятся секретами суши

Страна восходящего солнца распространяла брошюры о местах, связанных с историей российско-японских отношений, а также №36 журнала «Ниппония», целиком посвящённый секретам приготовления суши. Помимо этого из буклетов можно было вкратце узнать о деятельности Японского центра (Невский пр., 25, офис 414В), обещавшего стажировки в Японии, включая OJT, лекционно-семинарские курсы менеджмента и маркетинга, а также мероприятия по ознакомлению с японским языком и культурой. Подробности можно узнать по телефону 326-2550, по e-mail: info@jpcenter.spb.ru или dir@jpcenter.spb.ru.

Более подробный рассказ о странах Евросоюза ещё предстоит перевести с английского. Ищите его в следующих номерах журнала.  

Иван Шейко-Маленьких

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков