Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 20 (3743), 31 октября 2006 года
образование

Чувство долга
и корпоративная этика

Утихли споры, и целесообразность создания медицинского факультета в Санкт-Петербургском государственном университете уже ни у кого не вызывает сомнения. Больше того, по итогам приема 2006 года именно здесь был зафиксирован самый высокий конкурс – 6,08 человека на место.

Время показало, что именно СПбГУ с его традициями системного подхода в преподавании может быть базой подготовки нового поколения врачей. Специалистов, со студенческой скамьи знакомых с открытиями в области молекулярной биологии и молекулярной генетики, с достижениями физико-химической биологии и иммунологии, посвятивших многие часы изучению строения и функций живых систем, интегративному подходу в изучении протекающих в организме человека процессов.

Стоматологическому отделению медицинского факультета – всего четыре года. Первый выпуск – в следующем году. Клиническая база, где есть условия для реальной практики, расположена на Васильевском острове, а учебные классы для фантомного обучения – на площади Победы – в стоматологическом центре «Giulio».Уютные аудитории, самое современное учебное оборудование и чрезвычайно высокий темп жизни. Стоматологический центр «Giulio» – частное предприятие, объединяющее торговую организацию, клинику и учебный центр. Санкт-Петербургский университет – федеральное государственное образовательное учреждение. О том, в какой точке сходятся их интересы, мы попросили рассказать заместителя декана медицинского факультета, отделение стоматологии, Марину Анатольевну ДУБОВУ и генерального директора ООО «Giulio» Юрия Павловича СМИРНОВА.

– Марина Анатольевна, как возникла идея сотрудничества государственного университета и частной коммерческой структуры?

М.Д.: Она возникла из потребности жизни. Подготовка специалиста-стоматолога – очень затратная вещь. И государство с его хроническим недофинансированием образования не очень торопится эту брешь заполнить.

М.А.Дубова, заместитель декана медицинского факультета

М.А.Дубова, заместитель декана медицинского факультета

Я пятнадцать лет работаю главным врачом клиники «Giulio» и вижу, что приходящие к нам для ординатуры и даже интернатуры современные молодые ребята не всегда готовы встать на прием больных. Их подготовка явно недостаточна. На местах – и в частных, и в государственных стоматологических клиниках – выпускников отделений нашего профиля приходится по два-три года доучивать до уровня нашего клинического приема. Сам уровень приема изменился. Лет пятнадцать назад я, пожалуй, первая из ленинградских стоматологов, получила коробку светоотверждаемых материалов (и лампу для их фиксации) из рук моего учителя, профессора 1-го Медицинского института Владимира Ивановича Калинина. У нас на кафедре было 75 сотрудников, и ни один не знал о существовании этих технологий. Не было информации, не было специальной литературы. С тех пор, как пал железный занавес и они появились, с этого момента и началась самая интересная пора в моей жизни. Теперь специалистов, подготовленных на стоматологическом отделении медицинского факультета СПбГУ, можно называть настоящими профессионалами. Мы даем им не только диплом, но и технологии. Причем уже не только для России. Работает ординатура для зарубежных учащихся. Недавно выпустили первого ординатора по специальности ортодонтия со знанием английского языка для Индии. Кто-то поступил в аспирантуру, кто-то работает в университетском медицинском центре. Двух молодых ординаторов пригласили в «Giulio» стажерами

– Юрий Павлович, как вы думаете, почему руководство университета остановило свой выбор на стоматологическом центре «Giulio»?

Ю.С.: Потому что мы – лучшие. Но если серьезно, я помню тот непростой и не очень приятный разговор, который состоялся в здании Двенадцати коллегий в день утверждения «Giulio» в качестве стратегического партнера СПбГУ. Получив лицензию (кстати, лицензию №2, чем мы очень гордимся), Людмила Алексеевна собирает ректорат и объявляет, что мы будем открывать стоматологическое отделение вместе с коммерческой структурой. Кто-то из ее помощников сразу же спрашивает, зачем нам коммерческая структура: «Хотите на нас денег заработать?» Людмила Алексеевна отвечает: «Не переживайте, средств у них достаточно, люди хотят помочь». И в этих простых словах – вся суть. Мы действительно очень крупная и весьма эффективно работающая компания. Мы проработали в специальности пятнадцать лет. Мы знакомы с последними достижениями в нашей области. И если кто-то в чем-то отстает, надо помочь. Когда отставание в материально-технической базе Санкт-Петербургского государственного университета очевидно, не надо раздумывать. Получая проблемы в подготовке квалифицированных кадров, мы получаем проблемы в обслуживании клиентов. Это очевидно и недопустимо.

– В отличие от большинства крупных игроков на рынке стоматологических услуг, вы совершенно не используете рекламу. Почему?

Ю.С.: «Giulio» не нуждается в рекламе. Центр создавался для той части пациентов и граждан, которые достигли определенного положения в бизнесе, политике, на государственной службе. Для тех, кто, желая получить высококачественное лечение, вынужден был обращаться в клиники Израиля, Германии или Соединенных Штатов. Понятно, что это долго, хлопотно, сопряжено с перелетами, с потерей времени. Мы решили снять эту проблему. Тем более что хорошее лечение – это комплексное и длительное лечение.

Ю.П.СМИРНОВ, генеральный директор ООО «Giulio».

Ю.П.СМИРНОВ, генеральный директор ООО «Giulio».

Со дня основания мы избрали единственно возможный внутри этой концепции путь и сотрудничаем только с ведущими транснациональными компаниями – «3М», «Денсплай», «Кеер» – их можно сравнить с ведущей мировой тройкой автопроизводителей – «Мерседес», «БМВ», «Ауди». И хотя найти компанию №1 невозможно, выше наших партнеров на мировом рынке нет. Они предоставляют нам полный спектр – кабинеты, мебель, зуботехнические лаборатории, расходные материалы, инструменты, оборудование. Несколько тысяч наименований. Все, чем располагают, и все, что применяют врачи Европы и Америки сегодня. Приезжая к нам, западные специалисты вынуждены признавать, что в «Giulio» нет отставания по технологиям, материалам и оборудованию. Многие наши пациенты, подолгу пребывающие за границей и вынужденные обращаться для профилактических осмотров в зарубежные клиники, привозят отзывы европейских и американских коллег о нашей работе. «Знаете что у нас во рту? – спрашивают они. – Верх совершенства». Западные стоматологи не верят, что это сделано в России.

М.Д.: Стоматологический мир – это государство в государстве. Все друг друга знают. Постоянно проходят конференции, конгрессы, все в курсе последних достижений и, возможно, неудач и провалов. Все знают, как повел себя тот или иной материал, насколько эффективна та или иная технология. И эти знания немедленно становятся доступны студентам. Они в курсе последних событий. Это важно.

Пятнадцать лет назад мы были первыми. Нам говорили: «Да зачем вам это надо! Продавец должен продавать, клиника лечить». Но мы совместили и выиграли. Мы помогаем производителю передать врачу материалы или оборудование. Врач осваивает технологии и лучшие передает студенту. Исключается потеря времени, связанная с переучиванием.

Ю.С.: У нас каждый кабинет работает по своей специальности. Ортодонтия, парадонтология, ортопедия. Но главное, что врачи постоянно учатся. Конференции, семинары – по всем направлениям. Мы стремимся к тому, чтобы с одним пациентом могли работать пять-шесть специалистов, которые – это важно – понимают друг друга. Сведущи в смежных областях. Мы с самого начала решили –врач Центра должен уметь все. Так принято в мире. И должен постоянно работать. Повышать свою квалификацию в избранном направлении. Только после этого он может подняться на кафедру и передать свои знания студентам. В этом колоссальный плюс. С одной стороны, преподавателями становятся постоянно практикующие врачи; с другой стороны, именно потому, что иностранные поставщики желают внедрять свою технологию, студенты получают самую свежую информацию.

М.Д.: Только что прошел очередной съезд стоматологов, на котором главный стоматолог страны, президент Ассоциации стоматологов России Валерий Константинович Леонтьев поддержал петербургский опыт. Образовательные учреждения в некоторых городах России начали объединяться с коммерческими структурами и создавать отделения факультетов на частной базе. Поэтому за всеми многотрудными проблемами управления таким большим хозяйством, как университет, Людмила Алексеевна, как мне кажется, сохранила дар предвидения. Способность прозревать в будущее. А будущее – это базовое образование плюс современные технологии. В «Giulio» технологии самые современные.

– Стоматолог – одна из наиболее высокооплачиваемых профессий в мире, а врач общей практики в России – всего лишь так называемый бюджетник. Человек, как правило, малообеспеченный. Не вносит ли этот парадокс долю социального напряжения в жизнь медицинского факультета?

М.Д.: Студенты – это все-таки дети, и каждый из них надеется на лучшее: что отношение к врачам, учителям, всем бюджетникам изменится к тому времени, когда они вступят в профессиональную жизнь. Мы тоже на это надеемся и твердо следуем нашей главной задаче – учить. Обучать. Позиция декана Сергея Викторовича Петрова изложена в этом смысле предельно жестко, и, на мой взгляд, она очень правильная – мы не держим двоечников. Если студент не способен или не желает – он не должен учиться. А если учится, значит, должен принимать участие в делах факультета. В том числе и в локальных социальных проектах.

Полтора года назад сотрудники и студенты стоматологического отделения впервые провели профосмотр студентов других факультетов в рамках инициированной нами общеуниверситетской программы по профилактике стоматологического здоровья. Собрали колоссальный материал для обработки, выявили массу факторов – региональных, социальных, наследственных. В четвертом квартале начнем повторный осмотр. Наши студенты будут читать лекции о стоматологическом здоровье для студентов других факультетов, потому что они должны стать полноправными членами университетского сообщества. Мы хотим, чтобы они познакомились и подружились с ребятами других факультетов. Предложили им нечто новое во взгляде на собственное здоровье и что-то узнали от них.

Объем знаний, которыми должен располагать современный врач-стоматолог – огромен. Ведь что такое полость рта? Входные ворота в организм человека. Здесь находится колоссальная биохимическая лаборатория, которая дает нашему организму те питательные вещества, которые ему необходимы для жизни. Те проблемы, которые появляются в полости рта, очень часто являются первичными для формирования заболеваний тех или иных органов. И, к сожалению, общая медицина не всегда отдает отчет в причинно-следственных связях. Мы можем симптоматически лечить заболевшие системы и органы организма, но не вылечим их, если связь, заложенная в стоматологической зоне, не разорвана. Не ликвидирована. Поэтому значимость стоматологии сегодня – огромная.

Простой пример. В нашей клинике построена система диспансерного учета. Пациент, если случай рядовой, ординарный, должен появиться у нас для профилактического осмотра через полгода после санации. Что мы наблюдаем? Человек, уходивший с тусклым взглядом, с отеками, мрачный, усталый, не склонный улыбаться, возвращается через полгода веселый, подтянутый. Мы его не просто «зашпаклевали», мы вернули ему удовольствие от общения с людьми, вернули возможность правильно питаться, и человек помолодел, расправил плечи, начал заниматься спортом, появились новые интересы и увлечения. Он буквально начал жизнь сначала, и это правда.

– А насколько интересно практикующим врачам заниматься преподавательской работой? С учетом тех ставок, которые им может предложить государственное учреждение?

Ю.С.: Материальной заинтересованности, конечно, нет, но есть чувство долга, ответственность за порученное дело. Есть момент корпоративной этики. Если Центр заинтересован в сотрудничестве с университетом, значит, и врачи заинтересованы. В прошлом году нам удалось привлечь к преподавательской работе одного из крупнейших авторитетов в области пластическо-лицевой хирургии, члена-корреспондента РАМН Владимира Александровича Козлова. Человек фундаментальных знаний, он помогает студентам сформировать клиническое мировоззрение. И радостно видеть, как студенты спешат на его лекции. Потому что студенты у нас великолепные, замечательные. Быстро схватывают, хорошо усваивают. Очень целеустремленные. Мотивированные. Прекрасно понимают, что завтра им нужно будет встать к креслу и лечить людей. Поэтому они постоянно стремятся «урвать» дополнительные знания. Если день практики выпадает на выходной, они просят компенсировать. Жажда знаний – невероятная.

М.Д.: Это совершенно другое поколение. Они хотят знаний. И Санкт-Петербургский университет с его возможностями для нас просто находка. У нас очень большое преимущество перед другими вузами, оно заключается в том, что группы маленькие, есть возможность индивидуального подхода. И она реализуется. Мы видим всех, они для нас прозрачны. Когда происходит какой-то срыв, мы в состоянии подставить плечо, направить человека. Как и в том случае, если у студента появляется интерес научный, исследовательский. За десять лет на медицинском факультете отработана технология подготовки общемедицинских курсов, которая нашим студентам жизненно необходима. Они получают весь комплекс мануальных навыков и знаний, которые должны получить по министерской программе. Плюс кадровая, идеологическая и политическая поддержка. Сейчас собираемся развивать несколько междисциплинарных программ совместно с химическим, физическим, филологическим, юридическим факультетами, факультетом менеджмента. И декан медицинского факультета нас в этом стремлении поддерживает.

– Каким вы видите будущее стоматологического отделения?

М.Д.: Пять лет, конечно, – маленький срок. Особенно если учесть, что все лекционные курсы – пусть и с привлечением лучших специалистов в своих областях – составлялись с нуля. Закупались новые компьютеры, программное обеспечение, учебные пособия, специальная литература, новейшая, по всем направлениям – и все это заслуга центра. Когда Юрий Павлович был в Америке, в командировке, в Университете Сан-Франциско, он приобрел огромную подборку учебной литературы – больше ста томов, нашел переводчиков и заложил основы научно-учебной библиотеки, которая включает и новейшую периодику, и монографии и насчитывает сегодня более 5000 томов. Был организован штаб технической поддержки, который собирает информацию по всем направлениям и занимается материальным обеспечением лекций. Слайды, видео, методические пособия, компьютерные программы – все это уже на уровне западных образовательных учреждений.

Ю.С.: Пять лет, конечно, ничтожный срок. Но главное произошло – началось формирование команды, формирование, если угодно, школы – пройдет еще пять, десять, пятнадцать лет, появятся ученики, действующие врачи напишут кандидатские и докторские, получат ученые степени. Вырастут собственные кадры.

Наша главная цель – достичь мирового уровня стоматологического образования. В Сан-Франциско здание стоматологического факультета насчитывает 12 этажей, в нем самое современное оборудование, исследовательские лаборатории, но им – 104 года. Мы смотрели, восхищались и думали: то, что мы успели сделать за 4 года – тоже неплохо. У нас есть база, есть преподаватели. И есть еще сто лет, чтобы построить эти 12 этажей.  

Беседу вел Игорь Евсеев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков