Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 20 (3743), 31 октября 2006 года
образование

Будущее готовит нам
письменные экзамены…

В одном из предыдущих выпусков нашего журнала было опубликовано интервью с проректором по учебной работе Ильей Александровичем Дементьевым. Им была высказана мысль о том, что сейчас все больше факультетов убеждаются в правильности проведения письменного экзамена, причем так считают не только преподаватели, но и сами студенты. Сам И.А.Дементьев поддерживает ту же тенденцию: «Мы активно стимулируем факультеты к экспериментам с письменными формами экзаменов».

Три года назад было утверждено Положение о порядке проведения текущего контроля знаний и промежуточной аттестации студентов. Согласно этому документу, факультет вправе сам выбирать форму проведения зачетов и экзаменов. Практика показала, что все больше и больше преподавателей при выборе между письменной и устной формой проведения экзамена делают выбор в пользу первого.

Если для рассмотрения взять экономический факультет, то прослеживается явная тенденция перехода на письменную форму проведения экзамена. Если верить словам Ольги Алексеевны Канаевой, заместителя декана, экономический факультет в течение ближайших двух лет будет полностью переведен на письменную форму проведения зачетов и экзаменов. Правда, делается оговорка относительно некоторых теоретических дисциплин, преподаваемых на младших курсах, на которых письменный экзамен проводить было бы нецелесообразно. В этом случае свобода выбора предоставляется преподавателю. Сама Ольга Анатольевна, уже не как заместитель декана, а как преподаватель «Экономической теории: базовый курс» на первом–втором курсах, является сторонницей проведения устного экзамена, так как, по ее словам, это «является более объективной оценкой знаний», а также помогает развитию устной речи студента.

В противовес этой точке зрения, декан экономического факультета Иван Петрович Бойко является приверженцем наискорейшего перехода к письменным формам проведения экзамена.

Также в последнее время стали появляться экзамены, которые проводятся с использованием информационных технологий. Это так называемые компьютерные тестирования или компьютерные собеседования.

22 февраля 2006 года на экономическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета состоялся межкафедральный научно-методический семинар по вопросу «Технологии промежуточной и итоговой аттестации студентов», на котором, помимо обсуждения достоинств и недостатков проведения такой формы экзамена, были представлены непосредственно сами программные продукты, которые помогли бы преподавателю объективнее оценить уровень знаний студентов. На этом семинаре были зачитаны доклады, в частности, Андрея Дмитриевича Дудакова, генерального директора фирмы «КРОК», и Александра Александровича Бабаева, доцента кафедры информационных систем в экономике.

Немного о фирме «КРОК». Она занимается построением больших территориальных сетей, а также сетей на уровне государства. Одно из направлений деятельности – массовая обработка документов. Примером может служить обработка бланков при проведении единого государственного экзамена. На семинаре был предложен программный продукт, который, по утверждению представителей компании, избавляет преподавателей от рутинной работы, а также увеличивает качество проведения экзамена за счет соблюдения анонимности. Также были приведены бесспорные доказательства значительного превосходства техники по сравнению с человеческим фактором при планировании, проведении экзамена и оценке знаний учащихся.

Надо сказать, что на экономическом факультете уже неоднократно проводились зачеты и экзамены в компьютерной форме. В частности, одним из возможных примеров может служить программа, разработанная А.А.Бабаевым. Она состоит из трех модулей, и уже по результатам прохождения каждого из них выводится общая оценка. Первый модуль – это закрытое тестирование. Причем здесь оценивается не только правильность ответа, но и время, затраченное на его выбор. Вторая часть – это развернутый вопрос на ответ. На него отводится около 20 минут. Это единственная часть, которая проверяется вручную преподавателем. Поэтому субъективность отношения здесь не исключена до конца. И, наконец, последний модуль – это задача.

Хочется отметить также, что билеты студенты выбирают сами, только они не тянут листики с номерами, а просто «кликают» мышкой по графическим изображениям билетов. Поэтому варианты «подсмотрения», «вытягивания нужного билетика» и прочее невозможены. Все решает судьба… и компьютер.

Результаты проведения такого рода компьютерного тестирования достаточно объективны. Они складываются не только из оценок по всем модулям, но и из времени, затраченного на общее прохождение теста. Как показала практика предыдущих экзаменов по этой схеме, оценки студентов имеют нормальное распределение, то есть 5% двоек и пятерок, остальные – тройки и четверки. Как вам скажет любой человек, знакомый с теорией вероятности – «так и должно быть».

Хочется заметить, что в последнее время мало студентов задумываются над оценкой, исключая тех, кто «идет на красный диплом». Все чаще слышится: «Сдал, это главное». Этим летом мне довелось поехать в Соединенные Штаты Америки, и конечно, я не могла не поинтересоваться их системой образования в целом и оценкой знаний в частности. Основное отличие состоит в том, что американское образование платное и стоит немалых денег. Поэтому студенты в большинстве своем вынуждены брать кредит, величина которого зависит от оценок, полученных на экзаменах. У наших российских студентов такого стимула нет. Интересно, если бы он был, улучшились бы показатели оценки знаний?

Еще одно отличие состоит в том, что студенты американских вузов тестируются по всем предметам, прослушанным за семестр. Обычно их не больше

7-8. Экзамены проводятся всегда в письменной или компьютерной форме. Одно из преимуществ американских студентов – гарантированное трудоустройство по окончании университета. В моих разговорах с американскими студентами последние очень удивлялись, когда узнавали, что у нас такого больше нет. Вторым поводом для их удивления было наличие устных экзаменов. Почему-то американцы считают, что на устном экзамене оценка твоих знаний по предмету будет необъективной и зависит от экстравагантности сдающего или его умения красиво говорить. Пойдем ли мы по стопам наших американских друзей?..

Компьютерное тестирование как вариант проведения экзамена можно оценить по нескольким параметрам. Один из них – отношение студентов. А оно совсем не однозначное. По моим опросам одногруппников, ответы получились достаточно разные – от почти лозунгов «Вернуть устные экзамены!» до «Отличный вариант проведения экзаменов, все бы так проводились». Единственное, с чем не согласились респонденты – это временные рамки, отпускаемые для ответа. Но это, как мне кажется, легко объяснимо.

В пользу использования автоматизированного экзамена говорит и то, что требования для его проведения достаточно скромны – нужны всего лишь списки студентов в электронном виде (а надо сказать, что они есть всегда, так как закладываются еще при поступлении) и минимальные системные требования, которые наверняка есть у всех (только если у вас не «мамонт 386»).

Подводя итоги, можно почти с уверенностью заявить, что за такими экзаменами будущее. С одной стороны (преподавательской), нет рутинной, муторной работы, проверка студентов автоматизированная, все ответы запоминаются компьютером и в случае возможной апелляции могут быть просмотрены. С другой же (студенческой) стороны, если ты не появился ни на одной паре, но зато выучил весь материал «на зубок», то вполне вероятно, что получишь «отлично». Личное отношение преподавателя при таком методе контроля знаний исключено.  

Татьяна Слащева,
студентка 3 курса экономического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков