Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 20 (3743), 31 октября 2006 года
Параллельное

XXI век
пройдет под знаком влияния астероидов

Астрономы решили именовать Плутон не большой планетой, а карликовой, астероидом (об этом подробно рассказал член-корреспондент РАН Андрей Михайлович Финкельштейн, директор Института прикладной астрономии — см. «СПбУ» от 16 октября 2006 года). Как это “разжалование” повлияет на работу астрологов, которые используют Плутон при построении гороскопов? На наши вопросы отвечают известные астрологи СЕМИРА и Виталий ВЕТАШ. Это астрологи “первой волны”, отдавшие исследованиям больше 20 лет. Их книги “Твое звездное имя”, “Искусство астрологии”, “Астрология и мифология”, “Астрология Каббалы и Таро”, “Астрология: имя и символ”, ”Влияние астероидов” разошлись по стране (с ними, а также с еще не опубликованными книгами «Созвездия мысли (астрология философии)» и «Астрология творчества» можно ознакомиться на сайте авторов: www.astrolingua.spb.ru). Я хотел написать о них: “петербургские астрологи”, но они исправили на “ленинградские”. И объяснили:

Виталий Веташ и Семира

Виталий Веташ и Семира

— Имя Ленинград больше подходит нашему городу, чем Петербург, на основании данных психолингвистики. Звуко-цветовая гамма этого имени передает образ белых ночей и гранитных набережных, перспективу города, построенного по плану, его устремленность в будущее. Эту гамму подтверждает и топонимика — древнейшие названия региона созвучны имени Ленинград, это: Ладога, Нева, угро-финское название данного места: Неванлинна и шведское Ланд(с)крона. Вибрация имени Ленинград соответствует природе региона и потому экологична. А темное и диссонирующее звучание Петербург, которого избегал уже Пушкин, акцентирует негатив города и не случайно ассоциируется с Петербургом Достоевского. Мистики здесь нет: просто изо дня в день повторяя звучание имени города, мы подсознательно усиливаем ту или иную психологическую вибрацию, и это влияет на наше отношение к нему.

И с точки зрения астрологии, день обратного переименования города в Петербург (08.09.1991) крайне негативен для города. Символично, что он совпал с 50-й годовщиной начала блокады Ленинграда.

Астрология дает ключи

— Сначала, чтобы познакомиться, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к астрологии?

Виталий: Не сразу. Мы начинали с того, что искали и анализировали соответствия между образом, звуком и цветом, формой и смыслом. Это сфера семантики, которая близка специальности Семиры — структурная лингвистика (она окончила филфак нашего университета)... Кстати, псевдоним «Семира» тоже выбран с учетом соответствия звукоряда характеру.

Семира: А Виталий — художник. Его привлекала задача создать цветообраз человека, правильно выразив в символе характер. Он делал индивидуальные гербы для друзей — и по ним можно узнать каждого... Или мы вместе изображали гамму музыкальных произведений, независимо друг от друга, и она оказывалась одной и той же. Это говорит о закономерностях цвето-звукового восприятия. Если вы спросите своих знакомых, какого цвета звук “А”, большинство вам ответит: красный, “И” будет синим, “У” — зеленым и так далее. Этим занималась психолингвистика в 70-х годах, статистически определив цвета гласных. А Виталий продолжил исследования: на основе лингвистических закономерностей создал модель всего цвето-алфавита.

И когда мы искали объективные параметры, связанные с характером, астрология дала такие ключи. Как первая форма системного подхода, астрология позволила свести разные аналогии в систему и объяснить неслучайность возникающих ассоциаций.

В.: Астрология — наука об аналогиях и резонансах, о мировом синхронизме событий. Она может служить инструментом исследования творчества. Чтобы понять, как работает натальная карта, мы построили около 1000 гороскопов великих людей, выбрав по энциклопедии самых известных ученых, поэтов и писателей, художников, музыкантов, политиков. Так мы увидели, что гороскоп показывает творческую направленность человека, и сам знак Зодиака предопределяет художественную и идейную ориентацию (например, мировоззрение философов, склонность к определенным жанрам — у писателей, предпочтения цветовой гаммы — у художников).

— То есть, другими словами, вы занялись нормальной научно-исследовательской работой? Искали и устанавливали соответствия: положение планет в гороскопе — и род деятельности человека...

С.: Да, в 1985 году книг на тему астрологии не было, и проще было устроить НИИ на дому. И мы увидели несомненные соответствия между астро-картой и творческим потенциалом человека, который именно великие личности раскрывают наиболее ярко.

Следующий вопрос, который нас волновал: а почему эти соответствия работают? Поэтому мы обратились к корням — мировой мифологии, выстроив картину древнейших пластов развития сознания. Ответ на этот вопрос такой: астрология оперирует архетипами. Древние Зодиаки являют изначальные классификации архетипических образов богов. И за каждым таким образом (рождающего жизнь Моря, творящего Неба, Подземного мира или Грозы как битвы добра и зла) стоит целая историческая эпоха, свернутая в символ. Архетипические образы и сюжеты воспроизводятся сейчас определенным способом именно потому, что этот способ выкристаллизовывался сотни тысяч лет.

В.: В мифологии разных народов встречаются одни и те же типы богов и героев. Мифологическое сознание даже на разных континентах развивалось параллельно. В подсознании у нас одни и те же образы. И они всплывают, “включаются” — как только мы нажимаем соответствующую “кнопку”. Астрология показывает актуализацию архетипов во времени.

— Значит, гороскоп являет непростую картину?

С.: Составлению гороскопов можно научить за час. Но главное — интерпретация гороскопа, а для этого важно богатство ассоциаций и культурный уровень астролога: насколько он владеет мифологическим багажом и знаниями гуманитарных наук, чтобы видеть, какие смыслы стоят за астрологическим понятием “планеты“: как символа, как архетипа. Большинство астрологов сейчас таким багажом знаний не владеют.

И в отношении прогнозов: чем глубже мы знаем прошлое, тем лучше можем спроецировать его в будущее. А бедная интерпретация может резко сузить, примитивизировать представление о гороскопе. Пример — те “гороскопы”, которые печатают на последних страницах газет и журналов. Чаще их пишут даже не астрологи, а журналисты. Гороскоп интересен тем, что уникален: ситуация в небе никогда не повторяется, и просто не может быть, чтобы всем Львам подходила одна и та же рекомендация, да еще на целую неделю.

— Вы исследователи и не занимаетесь бытовыми прогнозами?

В.: Одно время мы делали астрологические отрывные календари (в 1996-98 гг.), и там расписывали текущее влияние планет на каждый день года: характер дня (его динамику) — и его символический смысл (иллюстрируемый достижениями людей, родившихся в этот день). Это работает аналогично прогнозу погоды. Скажем, день аварийный или творчески активный, голова работает ясно или возможны просчеты, легко складываются отношения или повышена раздражительность, к каким занятиям предрасполагает этот день и так далее.

С.: А события случаются, только когда общее “влияние планет“ подтверждается личным гороскопом. Это самый сложный, до конца не решенный в астрологии вопрос: что считать событием и как оно происходит.

В.: Гороскоп — система многоуровневая. Похожая на матрешку: личный гороскоп входит в гороскоп семьи, тот — в гороскоп социума, города, страны. И по идее, нужно учитывать их все... Если, например, мы составляем гороскоп человека другой национальности, то надо учитывать влияние зодиакального характера его этноса на личный гороскоп.

В имени — образ

— Вернемся к главной теме дня. Какова роль планет и астероидов в астрологии?

В.: Планеты — активное начало в гороскопе, они символически показывают основные влияния на характер и обстоятельства жизни человека. Сейчас астрологи учитывают Солнце, Луну, восемь планет, и часто — астероиды Цереру и Хирон — 12 архетипов, как 12 знаков Зодиака. Некоторые принимают во внимание также астероиды Юнону, Палладу и Весту. Мы же используем свою программу, чтобы исследовать влияние вообще всех именованных астероидов (десятки тысяч).

— Но астероиды несравнимы с планетами по массе. Как это отражается на их влиянии?

В.: Да, по сравнению с планетами, астероиды малы: размер Цереры, самого крупного из них, который астрологи по смыслу сопоставляют архетипу Девы (мифологический образ матери-Земли и ее умирающих и воскресающий детей-растений), составляет около 1000 км в диаметре, а масса Цереры в 4 000 раз меньше массы Земли. Но ведь и планеты обладают размерами, несравнимыми с размером Солнца. И уравнивая их влияние между собой, астрология признает, что астероиды — столь же равноправные жители Солнечной системы. Если учесть, что астероид Веста, например, может быть виден невооруженным глазом (в отличие от Урана, Нептуна и Плутона), это имеет под собой основу.

Говоря о «влиянии» планет в астрологии, надо иметь в виду, что астрологическая карта (личный гороскоп человека, страны или события) использует проекции положения планет на эклиптику как математические точки. Она учитывает угловые соотношения между ними (планеты предстают как ритмы, между которыми может возникать резонанс, усиливая или гася волны определенного качества).

И как бы мы ни классифицировали небесные объекты с физической точки зрения, в работе астролога ничего не меняется: его интересует «влияние» планет только как архетипический смысл явлений. Движение планет по небу и их соотношения между собой указывают на актуализацию тех или иных архетипических свойств (качеств богов), на которую первыми обратили внимание древние шумеры. Речь не идет о прямом физическом влиянии. Астрология пользуется системой аналогий: Вселенная устроена по единым законам, которые отражаются в устройстве Солнечной системы так же, как и в земной деятельности людей. Поэтому мы и можем судить о событиях по аналогии с движением планет.

Но хотя астрологический расчет напрямую не использует физических свойств планет, интересно, что они имеют аналогии с их значением! Так, Уран, планета оригинальности, лежит на боку, а мощные турбулентные и электрические явления на поверхности Урана подчеркивают его качество бога Небес, творящего свет и правящего вихрями. Красный цвет Марса, названного по имени бога войны, связан с окислами железа – а именно железное оружие привело к распространению войн в первом тысячелетии до н.э. На Нептуне, названном в честь бога морей, обнаружены большие запасы воды. Выявлена 11-12-летняя периодичность грозовых лет, а планета Юпитер, названная в честь бога грозы, имеет цикл 11,86 лет. И так далее.

— А какова роль Плутона?

С.: В отношении Плутона тоже возникает хорошая аналогия. Плутон и его спутник Харон (названный по имени перевозчика в мир иной) являют двойную планету с центром тяжести за пределами самого Плутона (один из аргументов астрономов в пользу того, чтобы не считать Плутон планетой: он слишком мал, чтобы иметь центр тяжести в себе самом). Но и по смыслу Плутон заведует коллективным взаимодействием. Центр его энергии — не в личности, а между людьми. Если развивать эту аналогию дальше, энергия Плутона дает выход за пределы чего-то физически определенного, заведуя глубинными трансформациями (которые таят в себе инстинкт любви и выявляют взаимопереходы жизни и смерти).

Плутон в астрологии «управляет» массовыми энергиями (стадным чувством), инстинктом страсти и сексуальности. Нося имя бога подземного мира, Плутон символизирует внутреннюю силу, выносливость человека и потенциал Земли (ее ресурсы, в том числе запасы нефти, полезных ископаемых), и деньги, капитал как аккумулированную энергию. В переводе Плутон — «богатый». Все, что скрывается с лица земли, отправляется в его кладовые, потому властитель подземного мира несметно богат. В древности самым ярким символом богатства был скот — и Плутон выступает пастухом стад (впоследствии, поскольку с подземным миром сливается образ царства смерти, это души умерших).

— Название планет связано с их значением?

В.: Все планеты и астероиды названы не случайно. Например, Уран сначала хотели именовать Гершелем, затем Нептуном, и только потом Ураном. И в гороскопе он работает как Уран, небесный творец, бог света и творящей мысли, а не как бог морских глубин. И для нас важно наименование астероида. Если найден образ в названии, тогда с ним можно работать — он может быть включен в понятийную систему астрологии. Например, когда в 1975 году был открыт Хирон — первый объект в поясе кентавров между Сатурном и Ураном, образ Хирона как учителя героев помог понять культурную функцию этого астероида.

Влияние неоткрытых планет

— Гороскопы строят уже давно, с древности. А планеты открываются постепенно, по мере развития наблюдательной астрономии. Тот же Плутон известен всего 76 лет. И как же астрологи работали раньше, до его открытия?

С.: Планеты и астероиды открывают и называют в те моменты, когда в обществе актуализируются связанные с ними понятия. Это не значит, что пока планета не была открыта, ее качества не проявлялись. Просто они были менее актуальны и у среднего человека не осознанны. А что касается великих личностей, оставивших след в истории, в их гороскопах ярко проявляются качества еще неоткрытых планет — может, именно потому, что они идут впереди своего времени.

Например, Иоганн Кеплер, великий немецкий астроном, живший в XVI-XVII вв., оставил описание своего гороскопа, используя в нем Солнце, Луну и пять планет, известных тогда. Но если мы строим гороскоп Кеплера сегодня, то учитываем все планеты — и видим влияние Урана, Нептуна и Плутона (еще не открытых в его время). Видим и влияние астероидов, и все это позволяет глубже и конкретнее понять сферу его научных интересов (включая не только астрономию, которую символизирует Уран, но и рычаги истории, за которые отвечает Плутон).

В.: Другой пример: Нептун в гороскопе отвечает за музыкальные способности. И если мы составим гороскопы композиторов, творивших до 1846 г. (когда был открыт Нептун), то найдем у них Нептун в сильной позиции. Скажем, у Баха — сильный Нептун, он стоит в своем знаке (в Рыбах) в соединении с тремя планетами. Это объясняет его музыкальную гениальность. А если Нептун убрать из этой связки планет, то Бах с таким гороскопом мог бы стать художником или писателем...

И хотя Плутон открыт только в 1930 г., мы находим Плутон в сильной позиции, например, в астро-картах поэтов Серебряного века: у Цветаевой, Ахматовой, Маяковского, Есенина, Пастернака, Мандельштама... Плутон дает склонность к эмоциональному напряжению, что хорошо передает поэзия –- это страсть, идущая из глубины.

С.: И еще, Плутон — это внутренняя связь с потусторонним миром. Отсюда трагичность этих поэтов и мотивы смерти в их творчестве.

В.: Сильный Плутон — в гороскопах многих крупных политиков ХХ века: у Ленина, Гитлера, Сталина, у Распутина. У Ельцина Плутон в соединении с Луной (что дает популярность)... Путин — руководитель другого типа, на основе Нептуна и Сатурна. Его главные черты — адекватность и жесткость, он работает в ответ на вызовы, на веяния, в опоре на жесткие модели. Он скорее тактик, чем стратег, астрологически его типаж можно охарактеризовать так: «мягко стелет, да жестко спать». Его адекватность моменту, а также опора на формальные схемы порой мешают видеть более широкую и масштабную перспективу...

Архетип Плутона

— Это очень любопытно — качества, связываемые с планетой, влияют на людей еще до открытия планеты, которая их символизирует. А что тогда дало открытие Плутона в 1930 году?

В.: В это время архетип Плутона стал явленным, то есть его действие стало осознанным. Точно так же Уран, планета интеллектуальной интуиции, была открыта в XVIII веке, мысль которого ставила во главу угла рациональный прогресс науки. Это произошло в 1786 г.: накануне Великой Французской революции, которая прошла под лозунгами свободы, равенства, братства, выразившими высшие идеалы архетипа Урана (Неба, единого для всех людей).

Нептун (в астрологии — планета психики, заведующая тонким художественным восприятием) был открыт в 1846 г. И XIX век создал непревзойденные шедевры в музыке, литературе и живописи. Усилился интерес к мистическому (теософия и тому подобное), и психоанализ стал одним из достижений конца XIX века. Образ моря, связанный с этой планетой, символизирует обращение к изначальному истоку.

А открытие Плутона (планеты смерти и скрытых сил) вызвало небывалые проявления массовой энергии: две мировые войны, фашизм, а также коммунистические революции, опирающиеся на волю масс, создание и применение атомного оружия. Никогда архетип бога смерти не был так актуален, как в XX веке, когда человечество поставило себя на грань самоуничтожения.

Астероиды открывают новый мир

— А теперь в астрономии картина обратная: Плутон “разжаловали”... И что же, подобных катаклизмов в XXI веке не предвидится? С.: Открытия и “закрытия” в науке происходят в резонанс с жизнью общества, отражая главные идеологические тенденции. Сейчас актуальность Плутона снижается и, отводя богу смерти место поскромнее, человечество подразумевает, что столь массовых движений и таких кровопролитных войн больше не будет.

Несомненно, XX век слишком большое влияние уделял нефтяным и финансовым потокам, ставя во главу угла понятие энергии. Но деньги для жизни — не самое главное, и энергия в конечном счете не определяет ни истинной реализации человека, ни его духовного взлета. Материальная энергия — лишь один из факторов развития.

И само понятие смерти сегодня выглядит уже не столь абсолютным. Образ смерти как окончательного небытия все более сменяет гибкое понятие смерти как перерождения, которое относится к архетипу Девы, заведующему земным порядком.

В.: Плутон ныне причислен к малым планетам, то есть к астероидам. И XXI век, по нашему мнению, пройдет под флагом влияния астероидов. Их сейчас открыто более 100 тысяч в разных частях Солнечной системы. Первый из них, Церера, был открыт всего два века назад: 1 января 1801 года. Большинство астероидов расположены в поясе между Марсом и Юпитером (их период обращения вокруг Солнца — примерно 4 года). Но есть такие, что подлетают к Солнцу ближе Меркурия (они называются в честь солнечных богов), и такие, что находятся рядом с Венерой (их имена — в честь богов любви). Есть астероиды за Юпитером (группы «троянцев» и «ахейцев», напоминающие о героях «Илиады»). Между Сатурном и Ураном располагаются кентавры. Первым из этой группы открыт Хирон, который активно используется в астрологии (его цикл — 51 год).

И около 20 ныне открытых астероидов имеют орбиты, сравнимые с орбитой Плутона (период обращения — около 250-300 лет). Из дальних астероидов наиболее интересны Хаос, Варуна (индийский бог космоса), Кваоар (образ танца Вселенной). А самый дальний астероид носит имя Седна, в честь эскимосской морской богини-прародительницы, и имеет период около 11 тыс. лет.

С.: Названия астероидов рядом с Плутоном: Орк (римское название царства смерти), Радамант (справедливый судья), Иксион (символ неискупимого греха и вечных мук) подтверждают его образ и детализируют актуальные сегодня грани проявлений архетипа Плутона. Таким образом, внимание рассредотачивается на конкретику проявлений архетипа...

— Значит, интерес к астероидам сегодня не случаен, не только с точки зрения «астероидной угрозы»?

В.: Астероиды — образ материализованной ноосферы Земли. В наши дни в постоянном обиходе используется множество культурных персонажей, географических названий, ставших доступными всему миру через средства массовой информации. И астероиды — перспективная область астрологии, уже сегодня описывающая большинство актуальных понятий. В названиях астероидов — популярные имена (Лена, Наташа, Саша), имена великих (Пушкин, Булгаков, Циолковский), географические названия (Москва, Ленинград, Украина, Америка, Европа) персонажи мифологии и просто абстрактные понятия (Вера, Терпение, Дружба, Победа).

Фиксация элементов ноосферы через материальные объекты позволяет анализировать хаотическое взаимодействие культурных феноменов, ввести их в зону закономерности и описать их через циклические временные влияния, которые изучает астрология. Эти астероиды рассматриваются применительно к конкретным людям и событиям.

Кто включит лампочки?

— И все тысячи астероидов «работают»?

В.: Когда мы стали изучать астероиды, то увидели, как мало из тех тысяч качеств, которые они воплощают, задействовано в судьбах обычных людей. А у великих людей действие астероидов заметнее: например, у всех великих видны астероиды вдохновения, у музыкантов — астероиды психической сферы, у художников — образные... Например, астероид Хаос, открытый несколько лет назад и символизирующий всеобщую относительность, заметен в карте Эйнштейна. Астероиды Астрономия, Урания (муза астрономии) и Варуна (бог Космоса) — ярко стоят в карте Циолковского, ряд цветовых астероидов (например, Аквамарин) и малые планеты морской тематики — в карте Айвазовского и так далее. Мы провели исследование влияния астероидов в 250 гороскопах титанов мировой культуры, и оно показало: малые планеты ярко выявляют художественную и научную направленность, источники вдохновения и загадки судеб этих людей. Так, например, анализ астероидов в картах Моцарта и Сальери указывает на то, что пушкинский сюжет имеет веские основания.

И мы сделали вывод: чем больше человек смог развернуть свой талант, тем больше в его гороскопе «работают» астероиды.

С.: Говорят, что у человека активны только 3% мозга, а 97% — в потенции. Можно сказать и так: символический смысл астероидов свидетельствует о том нераскрытом потенциале, который мы, каждый из нас, мог бы активизировать. Масса астероидов символизирует широту наших возможностей.

В.: Нераскрытые потенции в личном гороскопе — это как выключенные лампочки. Они подключены к сети, но мы их не включили — масса качеств остались непроявленными. А великий человек — это тот, кто смог включить больше “лампочек”...

С.: Выключатели — в наших руках, об этом стоит подумать.

В.: Астероиды показывают, что наш мир — раздробленный и целостный в одно время. Сегодня они символизируют вал информации, хаос Интернета, где нет никакой системы. Задача XXI века — систематизировать детали мира и найти всему его собственное место. Создать гибкий, не иерархический, а динамический порядок системного типа, в котором подчеркивается самоценность каждого явления.

Смещение акцентов
и его сисмволический смысл

– Традиционный вопрос к астрологу: что нас ждет в свете влияния астероидов?

В.: То, что Плутон переведен в разряд малых планет не изменяет его астрологическое значение, а акцентирует внимание на теме астероидов: как астрономов, так и астрологов. С точки зрения астрологии, это еще одно подтверждение того, что внимание с архетипа Плутона (управителя Скорпиона) смещается на архетип Девы, отвечающий за естественность земных процессов, четкость исполнения функций, здоровье и воспитание — и в целом за то, чтобы земной порядок совпадал с космической гармонией.

С.: Какой смысл это имеет для нас? Если в ХХ веке были страшные войны и диктаторские режимы, то в XXI-м — терроризм, борьба за нефть и глобализация. Это уже ослабленный отголосок Плутона из ХХ века. В XXI веке нас ждут опасности, связанные с несоблюдением природного порядка, это прежде всего массовые эпидемии, спровоцированные цивилизацией — типа СПИДа, птичьего гриппа, а также технократические (компьютерные вирусы и тому подобное) и природные катаклизмы – как расплата за нарушение экологии. Все эти проблемы соотносятся с архетипом знака порядка — Девы, под чьим управлением символически находятся астероиды.  

Вопросы задавал Евгений ГОЛУБЕВ

P.S. Ленинградские астрологи Семира и Виталий Веташ так охарактеризовали прошлое и будущее влияние Плутона на события в России и в мире:

1971-82 (Плутон в Весах) — одна из самых слабых позиций Плутона. Застой: период формализма.

1982-95 (Плутон в Скорпионе, в своем знаке) — самое сильное положение. Обнаружение скрытых истин. Быстрая перестройка, сильная трансформация через разрушение.

1995-2008 (Плутон в Стрельце). Открытая политика, быстро переходящая в войны (и у нас, и у США, на Ближнем Востоке), противостояния на религиозной основе. Экспансия растраты ресурсов.

2008-2025 (Плутон в Козероге). Проблемы с экологией и ресурсами. Расплата за их растрату. Глобальная интенсификация промышленности, реальность цен.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков

6/incl/bottom1" -->

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков