Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 20 (3743), 31 октября 2006 года
культура

«Любите меня…»

Заметки с фотовыставки в Манеже

В экспозицию, названную «Метаморфозы игры», вошли ретроспективный и современный разделы. Темой, связавшей более тысячи произведений всех жанров фотоискусства, созданных российскими и зарубежными фотохудожниками, стала игра. Такая тематическая основа позволила известному петербургскому куратору Марине Джигарханян сделать концептуальный проект.

Работа Александра Гринберга. Copyright (c) 1996-2006 Российская сеть культурного наследия

Работа Александра Гринберга. Copyright (c) 1996-2006 Российская сеть культурного наследия

Для исторического раздела выставки Союз фотохудожников России подготовил ретроспективу творчества одного из крупнейших русских фотохудожников XX века Александра Гринберга (1885 – 1979). Виртуозно владея фотографической техникой, Гринберг уже в 1910-х годах стремится отражать различные оттенки настроения персонажей. Тонкий психологизм отличает два экспонируемых на выставке портрета Веры Холодной. В начале прошлого века у мастера зародился интерес и к фотографическому воплощению искусства движения. В работе «Актриса Алиса Коонен. Сценический этюд» мастеру удалось передать пластическое богатство сложнейшей позы. Интерес Гринберга всегда вызывали богатейшие традиции визуальных искусств. В разгар борьбы с фотоавангардом 1920–1930-х годов он с увлечением интерпретирует тему обнаженной натуры в пейзаже («Мария Захаровна на даче. Голицыно. 2 августа 1924»; «Обнаженная. Подмосковье. Конец 1920»). Эротизм, который, как тогда писали, «питается истоками богатого пресыщенного безделья», советскому искусству был «не к лицу». И в 1935 году Гринберга репрессировали. В формулировке Особого совещания НКВД СССР было сказано: «за распространение порнографии». К творчеству ему удалось обратиться вновь лишь после освобождения в 1939 году.

Агентство «Фото ИТАР-ТАСС», которое долгие десятилетия было известно как Фотохроника ТАСС, и сегодня является национальным лидером в выпуске фотоинформации, освещающей политическую, социальную и культурную жизнь. Отмечающие в 2006 году 80-летний юбилей тассовцы отобрали для показа на «Фотовернисаже» 100 фотографий из своего богатейшего архива – сейчас в нем более миллиона единиц хранения. Основу этого собрания, подготовленного агентством «Фото ИТАР-ТАСС» для экспозиции, составляют работы Эммануила Евзерихина, Наума Грановского, Евгения Халдея, Марка Редькина, Василия Егорова, Владимира Мусаэльяна, Льва Портера, Игоря Уткина.

Лиризмом и тонким юмором окрашено творчество Петра Носова, одного из наиболее из-

вестных фотокорреспондентов фотохроники ТАСС, блестящего мастера фоторепортажа и жанровой фотографии. Его изобразительный язык прост, снимки в композиционном отношении совершенны, а взгляд на жизнь, на людей и горячо любимых мастером животных исполнен теплоты. Лауреат двух самых престижных конкурсов мировой пресс-фотографии World Press Photo в Амстердаме и Interpressphoto в Гаване (1979), Носов находил свои сюжеты в обыденных жизненных ситуациях, безошибочно выхватывая самую суть происходящего вокруг. По отзывам коллег, в нем было много любопытства, интереса к жизни, озорства. Можно подумать, что прототипом Незнайки стал именно будущий фотохудожник, когда его отец – писатель Николай Носов – писал книгу о Солнечном городе.

На снимках Е.Демареста Петерсона (E.Demarest Peterson) перед зрителем предстают города СССР далеких 1950-х: Москва, Ленинград, Киев… Независимый американский фотограф предпринял четыре поездки в Советский Союз в 1957 – 1958 годах. Он хотел увидеть москвичей, ленинградцев, ростовчан такими, какими они были в обыденной жизни, не позирующими перед объективом. Всего было сделано более 3000 фотографий.

В США в 1960-е годы выставки Петерсона путешествовали по стране. Было более 150 остановок в различных городах. «В основном выставку посещали студенты», – пишет Петерсон в подготовленной им к ретроспективе экспликации. В этой короткой заметке он отмечает: «Я посвятил свою выставку ’’Впечатления от России’’ памяти Гоголя, Достоевского и Толстого, чьи великие произведения имеют нравственный стержень и объясняют нам смысл и цель жизни». Теперь у российской публики есть редкая возможность взглянуть на людей страны, которой уже нет на карте, глазами внимательного, вдумчивого американца. Его интересовали самые, казалось бы, заурядные вещи. Скажем, этюд «Ожидание» /Москва. 1957/: спиной к зрителю два малыша на лавочке, в пальтишках с капюшонами; завязанные заботливой рукой шарфики. Выразителен силуэт маленькой киевлянки – «Куколка» /Киев. 1958/. Или «Бабушка» /Ленинград. 1957/: пожилая ленинградка пришла в летний день в парк погреться на солнышке, посидеть с рукодельем. В круглых, как тогда носили, очках, в шляпке. Ноги, чтобы отдохнули, поставила на туфли. Все правдиво, очень просто. Но скамейка, запечатленная на фотографии американцем, неожиданно вызовет у кого-то в памяти острое ощущение летнего покоя Елагина острова.

Марина Джигарханян в этом году инициировала широкое участие в «Фотовернисаже» московских мастеров. Хотелось – по ее выражению, – «пресловутого динамизма», по традиции Москве приписываемого. Среди откликнувшихся на приглашения кураторов – Игорь Мухин, считающийся одним из лучших современных российских светописцев, фотограф модный, что, впрочем, ни в коем случае не сказывается в отрицательном смысле на эстетических качествах его произведений, человечных и лиричных. Его часто называют «соц-артистом», в основном за серии фотографий, сделанные во время перестройки и в начале 1990-х. Уходящая «фактура» и рождающаяся в ее недрах новая «действительность» нашли в этот период в лице фотохудожника своего хрониста-романтика. На нынешней выставке Мухин демонстрирует новую, «загадочную» серию «Путешествие», над которой он работал более десяти лет.

Не менее колоритна фигура другого москвича, Сергея Борисова, чья мастерская – фотостудия «50 А» – с конца 70-х годов была одним из центров московской неофициальной художественной жизни. Его фотоработы, посвященные андеграунду обеих столиц, фиксировавшие маргинальные стороны жизни советского общества, а затем первые ростки перестройки, обошли практически весь мир. Снимки Борисова публиковали такие издания, как «Актуэль», «Монд», «Мисс Вог» в Париже, «Интервью», «Спин» в Нью-Йорке, «Фэйс» в Лондоне и многие другие. Его фотографии были проданы на аукционах Sotheby’s и Сristie’s. Хочется думать, это основание доброй, «весьма полезной» для российских фотохудожников традиции.

Под объективами фотокамер Карла де Кейзера из Бельгии и москвича Анатолия Тодорова – Индия. Участие в выставке известного бельгийского фотографа, репортера основанного Анри Картье-Брессоном международного фотоагентства Magnum Photos Карла де Кейзера инициировала компания Hewlett-Packard. Серия бельгийца «Индия – торжество цвета» – фантастический по краскам фоторепортаж с Фестиваля пустыни в городе Джайзалмер. «Запоминалка» про цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», вспоминается, когда останавливаешься у стенда с работами Кейзера. Как в пособии по цветоведению, в спектральной чистоте возникают на светло-кремовом фоне песчаных дюн колеблемые легким дуновением ветерка паранджи, скрывающие от фотографа лица девушек: красная, оранжевая, желтая, розовая, а за ними еще ярчайшая точка бирюзово-голубой футболки мальчишки. Выразительность колористического решения у Кейзера такая, что сюжет, кажется, вовсе теряет силу.

Анатолия Тодорова привлекла в Индии мистика религиозных практик, тайны традиционных обрядов. Здесь полновластию сюжета ничто не угрожает. Смотришь на ритуальную чашу, в которой смешались языки огня и лепестки роскошных южных цветов, и про себя решаешь, каково было бы твое «Подношение Ганге», – так называется композиция Тодорова. В Индии великой реке дарят огонь, цветы, молоко, а самые бедные подносят Ганге ее собственную воду…

Среди приглашенных участников выставки и три итальянца: туринец Марко Сарольди и два римлянина: Серафино Амато и Якопо Бенси (Рим). Участник фотовыставки в Петербургском Манеже в 2004 году, Марко Сарольди вдохновлен «жестокой» романтикой и динамизмом современного спорта, которому посвятил серию фотографий. Внимание Серафино Амато привлекает внутренняя, духовная жизнь человека (серия Professore заставляет вспомнить волшебный итальянский неореализм). «Родовой» печатью многовековой итальянской культуры отмечены композиции Якопо Бенси – фотографа и историка искусства, куратора многочисленных международных проектов в области современных визуальных искусств.

На пресс-конференции Бенси сказал, что первый критерий, которым он руководствовался при отборе произведений на петербургскую выставку – новизна: представленные в Манеже работы еще нигде не выставлялись. Еще фотохудожник хотел, чтобы его российский зритель мог по его работам составить представление об Италии. Между тем в композициях Бенси, словно в городских пейзажах Хоппера, абсолютное безлюдье. В то же время взгляд, обращенный на пустые скамьи, лестницы и улицы без прохожих, кого-то ищет. Когда он вдруг останавливается на землебитном спуске, ступени которого ловко укреплены жердями, становится ясно: здесь все – человек. Он строил и делал, чтобы было хорошо.

Широко представлена на выставке петербургская фотография. А город – присущий ему дух изменчивости и игры – подталкивает к гротесковости. К ней тяготеют и арт-хоррор Валерия Потапова, и хаотические смешения и смещения яви и вымысла в «Играх разума» Искандера (Александра Тихонова), и обвораживающие гламурным эротизмом фотографии Алексея Кривцова из серии «Танго».

Открытием года называют в Петербурге творческий альянс «Матушка Медоуз и Братья Гримм», содружество четырех экспонентов выставки в Манеже: Анны Шишкиной («Матушка Медоуз»), Дмитрия Пшика («Маэстро Пшик»), Николая Туркина («Маэстро Туркинс», он же «Дядюшка Римус»), Натальи Порядиной («Маэстра Прегрик»).

Одна из наиболее ярких работ Анны Шишкиной на нынешней выставке – «Гламур». Камера отразила мертвящий блеск, который сообщают нежному девичьему лицу блестки на губах и около глаз. Сначала, как перед картинами Дали, чувствуешь себя очень догадливым: это же против гламура. Потом, как перед картинами Дали, чувствуешь, что художник саркастически улыбается твоей «догадливости». Становится обидно за себя и глянцевато-простодушный гламур; охватывает недоумение: «Зачем же она это снимала?..» Тайну пугающего блеска раскрывает другая композиция Шишкиной. На ней девочка, которая показала Матушке Медоуз через увеличительное стекло один грустный глаз. Фотохудожник озаглавил работу: «Любите меня».

Детские и взрослые персонажи привезенных Петерсоном (см. выше) в Петербург фотографий, которые были призваны успокоить американцев, со страхом и подозрением относившихся в период Холодной войны к «этим ужасным русским», вызывают волнение. Однако при взгляде на «Любите меня» кажется, что милые видения прошлого, увы, не способны повлиять на мир героев Анны Шишкиной, чьи лица подернуты мертвенным блеском.

Е.Демарест Петерсон сейчас живет в Петербурге. Возможно, Куколка, Бабушка и другие персонажи все-таки показаны российскому зрителю не случайно. Может, Петерсон что-то еще снимет, чтобы Матушка Медоуз по-другому рассказывала про нашу жизнь…  

Сергей Балуев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков