Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 20 (3743), 31 октября 2006 года

«Дети из пробирки»
решат демографические проблемы?

28 сентября в конференц-зале гостиницы “Астория” прошла открытая конференция “Современные технологии решения демографических проблем”.

— Лечение бесплодия выходит за рамки отдельно взятой семьи. Эта проблема стала государственной, на уровне всей страны, — провозгласил Глеб Владимирович Михайлик, председатель совета директоров клиники “АВА-ПЕТЕР”, открывая конференцию. — Особенность нашей конференции в том, что медицинские специалисты города — врачи, акушеры-гинекологи, генетики — пригласили представителей администрации города и области, чтобы обсудить проблемы и найти пути решения.

На конференции, кроме обсуждения социально-демографических процессов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, предлагались конкретные меры повышения рождаемости за счет региональных программ лечения бесплодия с помощью вспомогательных репродуктивных технологий (в том числе ЭКО — “детей из пробирки).

Проблемы демографические...

— Только экономических мер недостаточно. Нужны нетрадиционные решения, чтобы изменить ситуацию. И правительство города поддерживает поиск методов решения демографических проблем, — отметил Александр Николаевич РЖАНЕНКОВ, председатель Комитета по труду и социальной защите населения администрации Санкт-Петербурга.

Г. В. Михайлик, председатель совета директоров клиники “АВА-ПЕТЕР”

Г.В.Михайлик, председатель совета директоров клиники “АВА-ПЕТЕР”

Комитет по труду и социальной защите населения подготовил Концепцию демографического развития Санкт-Петербурга до 2015 года. О ней рассказала Марина Викторовна ЖУКОВА, начальник сектора по вопросам семьи и демографии Комитета по труду и соцзащите. Она привела крайне тревожные цифры: в 1991 г. в городе было 5,7 млн человек, а в 2006 г. — только 4,6 млн Количество умерших в Петербурге превышает количество родившихся в 1,9 раза (а в среднем по России — в 1,6 раза). Уровень рождаемости в городе — в 2 раза меньший, чем необходим для простого замещения населения. Население стареет: пожилых — 23,8%, а детей — только 15,4% от общей численности населения города. Кроме того, в Петербурге крайне низкая продолжительность жизни: в 2005 г. у мужчин она была — 61 год, а у женщин — 74 года (и это на 15 лет меньше у мужчин и на 10 лет — у женщин, если сравнивать с развитыми странами).

— Необходима целостная скоординированная система мер, — сделала заключение М.В.Жукова. — В Концепции демографического развития Санкт-Петербурга даны сценарии возможного развития города, определены основные цели, задачи и приоритеты. Одна из основных задач — увеличить рождаемость. Главный приоритет — повышение социального престижа семьи.

Для решения этой задачи администрация Петербурга озаботилась созданием социально-экономических условий для жизни семьи, развитием государственной помощи семьям. Намечено решение жилищных проблем, расширение медико-социальных и других услуг, связанных с рождением детей. Предлагается система адресной помощи детским дошкольным и школьным учреждениям, система жилищного кредитования (в том числе частичное погашение долга по ипотеке для семей с детьми, дифференцированная оплата за жилье и коммунальные услуги в зависимости от количества детей).

С 2005 г. действует закон Санкт-Петербурга о социальной поддержке семей, имеющих детей до 18 лет (в дополнение к федеральным мерам). Эта программа будет расширена. Сейчас единовременное пособие при рождении ребенка — 9764 рубля, а с 1 января 2007 г. будет 12 тыс. при рождении первого ребенка, 15 тыс. — при рождении второго, 20 тыс. — при рождении третьего и следующих. Уже введены и выплачиваются ежемесячные пособия семьям — на каждого ребенка дифференцированно: в первый год жизни, дошкольникам, школьникам.

В Петербурге 9360 многодетных семей, из них 9300 стоят в очереди на улучшения жилья. Теперь у этих семей будет право на получение безвозмездной субсидии на покупку жилья. Нынешнее пособие семьям, имеющим троих детей, — до 2000 руб. в месяц.

— Все эти меры направлены на стимулирование рождаемости, — подчеркнула М.В.Жукова в своем выступлении.

...и проблемы медицинские

Об улучшении репродуктивного здоровья, мерах по борьбе с бесплодием говорили и другие участники конференции. Конференция была приурочена к 10-летию клиники “АВА-ПЕТЕР”. Но, как говорили в кулуарах, главным был не юбилей клиники, а обсуждение путей решения проблем бесплодия. И прежде всего — финансовой помощи со стороны государства. Потому что медицинские проблемы решаются в Петербурге успешно.

В.С.Корсак, президент Российской ассоциации репродукции человека, руководитель Международного центра репродуктивной медицины

В.С.Корсак, президент Российской ассоциации репродукции человека, руководитель Международного центра репродуктивной медицины

— Сегодня мы можем преодолеть любое бесплодие, — с гордостью сообщил профессор Владислав Станиславович КОРСАК, президент Российской ассоциации репродукции человека, руководитель Международного центра репродуктивной медицины. — Почти 30 лет назад (в 1978 г.) в Великобритании родилась Луиза Браун — первый “ребенок из пробирки”, а в 2005 г. — уже двухмиллионный... В феврале 1986 г. родился первый “ребенок из пробирки” в СССР (девочка, в Москве), а в ноябре 1986 г. — первый мальчик (в Ленинграде).

За 20 лет Санкт-Петербург стал не только колыбелью вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в России, но и лидирующим регионом в стране по вопросам репродуктивного здоровья. Сегодня в России действует 51 центр ВРТ — от Владивостока до Архангельска. И если в 1995 г. делали около 3 000 циклов ЭКО в год, то в 2004 г. — почти 15 000 (14751). Вроде бы много, но это всего 3% от того количества ЭКО, что делают в Европе.

Тут необходимо пояснение: ЭКО — это сокращение от слов “экстракорпоральное оплодотворение”, то есть зачатие “в пробирке”, вне тела, вне организма женщины (экстракорпоральное). Их измеряют циклами, потому что в процедуру входит не только само оплодотворение в лабораторных условиях, но и полный комплекс: гормональная стимуляция, пункция и перенос эмбриона в матку для вынашивания. Репродуктивных технологий за последние 10 лет разработано много, для помощи парам с разными формами бесплодия.

В Санкт-Петербурге действует сеть центров по лечению бесплодия (в Василеостровском, Адмиралтейском, Центральном районах, на Юго-Западе, в Сестрорецке и Пушкине). Все клиники частные, лечение оплачивает пациент. Ни бюджет, ни страховые компании не вкладывают ни копейки. При этом эффективность ВРТ у нас выше, чем в Европе. В 2004 г. для петербуржцев провели 1348 циклов ЭКО и беременностей получили 581 (то есть частота беременностей в Петербурге — 43,1%). А по России средняя цифра — 32%, в Европе — 27,9%...

Нам показали фото: в один день в Петербурге родились 6 детей после ЭКО. А всего за 10 последних лет в России с помощью ЭКО было примерно 70 000 беременностей — и родилось порядка 20 - 22 тыс. детей!

— Но в том же 2004 г. в России на 1 млн населения провели 102 цикла ЭКО, в Петербурге — 250, в Европе — 898, в Финляндии — 1503, а в Дании — 2031. Другими словами, мы делаем в 10 раз меньше циклов, чем реальная потребность в них. Наши центры ВРТ работают не на полную мощность, — заключил профессор В.С.Корсак.

Варианты решений

Как изменить ситуацию? Российская ассоциация репродукции человека предложила ряд мер. Первое — расходы на ВРТ (частично или полностью) возмещать за счет государства. Второе — обеспечить пациентам право выбора лечебного учреждения. И третье — приблизить услуги к пациенту. Последний пункт программы РАРЧ означает: часть процедур по подготовке к ЭКО можно проводить в женских консультациях, а лаборатория нужна только для переноса эмбриона, для наиболее сложной части цикла ВРТ.

А сегодняшняя ситуация такая: существуют федеральные квоты, 150 квот на всю Россию, 100 реализуются в Москве, по 25 — в Ростове-на-Дону и Екатеринбурге. Их мало, и надо далеко ехать. Это не выход, не решение ситуации. Например, на Петербург дают 4 квоты в год, а воспользовалась только одна женщина! Почему? Получать обслуживание по квотам можно только в Москве. Это значит, нужно поехать в клинику в Москву на месяц. Проживание и питание в столице дорого — квота не окупает расходов семьи.

— Есть очень большая опасность, чем и озабочена наша Ассоциация, — предупреждает профессор В.С.Корсак, президент РАРЧ. — Вот убедим мы власть, что нужно расширять помощь. А они решат: открываем центры ВРТ везде! Недавно один из руководителей страны объявил: надо открыть 250 центров в стране — и тогда будем все счастливы... Если они такое сделают, это будут деньги, выкинутые на ветер.

Ральф Ашорн, директор-распорядитель международной сети клиник AVA.

Ральф Ашорн, директор-распорядитель международной сети клиник AVA.

Оборудование очень дорогое, стоимость лаборатории — порядка 500 тыс. долларов. А главное — нет специалистов. Эмбриологов, которые могут работать с человеческими клетками, никто не готовит. Поэтому вновь открываемые клиники неэффективны, есть горький опыт. На Урале Институт охраны материнства и детства за государственные деньги получил оборудование. Отработали 16 месяцев — 40 циклов и всего 1 беременность. Другой центр — в Восточной Сибири, богатый город. Купили в 2001 г. оборудование. За 5 лет провели 60 лечебных циклов, то есть 1 цикл в месяц (по настоящему не работали) — и одна беременность, закончившаяся абортом. То есть вложили 500 тыс. долларов — и ноль на выходе! Оба центра обратились к нам с просьбой подготовить специалистов.

Какой же выход? Дать деньги не чиновникам (чтобы они открывали новые центры), а людям. Так, хочется надеяться, будет происходить в Петербурге.

— В проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2007 год запланировано 10 циклов ВРТ, — сообщил на конференции Игорь Владимирович ТИМОФЕЕВ, профессор Военно-Медицинской академии им. С.М.Кирова, председатель Комиссии по здравоохранению и экологии Законодательного собрания Санкт-Петербурга. — Этот вопрос рассмотрела фракция партии “Единая Россия” в ЗС и рекомендовала правительству города увеличить эту цифру минимум в 10 раз, до 100 циклов ВРТ.

— И это правильное решение, — поддержал идею профессор В.С.Корсак. — Далее можно провести тендер в городе, определить, какие центры соответствуют требованиям и возможностям сегодняшней медицины. И предложить нуждающимся: вы можете обращаться в эти центры, гарантируем качественную помощь. А они сами смогут выбрать, куда идти.

— Введя эту строку в бюджете, город получает качественную медицинскую услугу на европейском уровне. Можно разделить в Петербурге полномочия Комитета по здравоохранению, РАРЧ и клиник. Но конечно, деньги надо отдать пациентам, — согласен и Г.В.МИХАЙЛИК, председатель совета директоров клиники “АВА-ПЕТЕР”. — У нас всегда не будет хватать средств на всех, всегда будет ситуация распределения. ЭКО не могут включить в ОМС, потому что слишком дорого: одна попытка стоит порядка 70-75 тыс. рублей и выше (в зависимости от технологии). В Финляндии, скажем, куда проще: ты идешь, тебя лечат, а система медицинского страхования компенсирует затраты...

Опыт соседей

Об опыте повышения рождаемости с помощью вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в Финляндии рассказал Ральф Ашорн, директор-распорядитель международной сети клиник AVA. Всего в сеть AVA входят 6 европейских клиник ВРТ: три в Финляндии (Тампере, Турку и Хельсинки), по одной в России (Петербург), Португалии (Лиссабон) и Латвии (Рига).

Сегодня население Финляндии — 5,2 млн человек, то есть сравнимо с населением Петербурга. Правда, у нас численность населения падает, а у них — растет.

Первый ребенок с помощью ВРТ там родился в 1984 г., а к сегодняшнему дню 2,7% детей рождено от ВРТ (в целом по Скандинавии этот процент еще выше). Сейчас в Финляндии 18 клиник ВРТ. И в 2005 г. было проведено 8434 циклов ВРТ (то есть 7 циклов на 1000 женщин фертильного, детородного возраста).

Источник средств: государственные деньги или частные. Государственные — это университетские клиники (их большинство) и региональные клиники (средства из региональных бюджетов). За процедуру ВРТ пациент платит 150 долларов, остальное — из средства страхования по ОМС. Плюс предусмотрена отдельная компенсация на лекарства (пациент платит до 750 долларов в год, если затраты больше — они возмещаются из ОМС). Если требуются несколько процедур пересадки эмбриона — все расходы через ОМС.

Минусы государственного финансирования ВРТ: очередь до 2 лет, ограничен возраст женщины до 38-40 лет, дают только 3 попытки на семью по ОМС, и не дают, если в семье есть общие дети.

При проведении циклов ВРТ в частных клиниках тоже предусмотрена компенсация из средств ОМС, в среднем от 30% до 40% (для разных технологий ВРТ). И плюс отдельная компенсация на лекарства (пациент платит до 750 долларов в год, если больше — по ОМС, по контрактам с клиниками). Но в частных клиниках ОМС оплачивает ВРТ только по медицинским показаниям (а по социальным — не оплачивает). Явные плюсы: пациент не ждет, и делают ВРТ женщинам старше 40 лет.

— Почти во всей Европе ВРТ включены в систему ОМС. В маленькой Словении, например, государство оплачивает 4 цикла, то есть 4 попытки на семью, в Финляндии — 3 попытки, в Бельгии — 6 попыток, — отметил профессор В.С.Корсак. — А у нас — у кого сколько денег хватит. Был уникальный случай, когда беременность наступила только после 13 попытки! Счастливая женщина родила двойню.

Мы в начале пути

Как оценить, насколько проблема важна для Петербурга, для России в целом?

— Есть только одна достоверная цифра: частота бесплодия в Западной Сибири — 19% (было проведено специальное исследование и защищена докторская диссертация на эту тему), — рассказывает профессор В.С.Корсак. — А по данным ВОЗ, если частота бесплодия превышает 15%, то это уже влияет на демографическую ситуацию в стране! Однако установить эти цифры очень сложно, необходимо трудоемкое исследование, специальные опросы (есть программа ВОЗ, но никто не проводил таких исследований в Петербурге). Но мы не можем ожидать меньших цифр. Почти 20% супружеских пар в России не могут зачать.

Есть проблемы и социальные. Например, насколько готово государственное здравоохранение (те же женские консультации) к программам ВРТ? Вот живой пример: женщина с помощью ЭКО родила двойню, пришла в детскую поликлинику, сидит в очереди. Вдруг открывается дверь и медсестра кричит на весь коридор: “Ну, где там пробирочные? Заходите!..”

Рождение “детей из пробирки” невозможно проконтролировать, цифры не собрать. Ведь беременность — еще не ребенок, бывают осложнения, бывает многоплодная беременность. А люди уезжают из центров, скрывают сам факт ВРТ (дают фиктивные адреса и телефоны). Скажем, первая девочка из Москвы, которая 20 лет назад родилась после ЭКО, приезжала на конференцию. А родители первого мальчика после ЭКО в Ленинграде говорят врачам: не звоните! Самому мальчику не стыдно, он просто ничего не знает, а родителям стыдно...

В кулуарах конференции одна мама рассказала мне, как она, беременная после ЭКО, приходила в женскую консультацию. И врач каждый раз всячески стращал ее, рисуя разные осложнения. А она, приходя домой, “стряхивала с ушей всю эту чепуху”, как она говорит, с трудом восстанавливала свою психику. И верила, что все будет хорошо!.. Она родила двойню (и дети знают обстоятельства своего появления на свет). А года через три она родила еще одну девочку. В семье ее ласково зовут Катей Самоделкиной. Потому что родилась она без всякого ЭКО, без вмешательства медицины.

Этот случай — не исключение. Беременность с помощью ЭКО дает такой гормональный всплеск, такую встряску для организма, что следующих детей родители порой могут зачать и самостоятельно...

И еще: несмотря на все сложности, проблемы, трудности с деньгами, ребенка, рожденного с помощью ВРТ, никогда не бросят в роддоме, он никогда не будет сиротой.

— Бог, когда сотворил Адама и Еву, сказал: плодитесь и размножайтесь! Эта задача поставлена свыше, при создании человека. Воспроизведение — это важнейшая биологическая функция, — считает профессор В.С.Корсак. — Сейчас все кому не лень говорят о том, что они озабочены демографической ситуацией в стране. А реально Горздрав выделил 10 циклов ВРТ на год, партия “Единая Россия” предложила 100 циклов... Мы в самом начале пути. Предварительно Комитет по здравоохранению запланировал 50 тыс. руб. за каждый цикл. Как будет, еще неясно. Надо отрабатывать технологию взаимодействия. Мы ставим условия: чтобы оплачивали женщинам до 39 лет и любой вид бесплодия, при котором показано ЭКО. Нельзя сужать круг и ограничиваться только одной формой бесплодия. Мы ратуем за любую поддержку государства — она поможет людям использовать свой шанс.

Государственная поддержка приведет к значительному увеличению рождаемости. Если в Петербурге выделят деньги на 100 циклов ВРТ (пусть не в 2007 г., а хотя бы в 2008 г.), и мы сможем апробировать программу ВРТ — это будет очень большой шаг. Мы сможем показать наши возможности — и тогда возможен следующий шаг: увеличение дотаций, поддержка большего числа пациентов.  

Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков

ottom-next" -->

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков