Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 19 (3742), 16 октября 2006 года

Прощай, лето!..
Здравствуй, бакалаврская!

Четвертый год наш журнал продолжает следить за судьбой одной отдельно взятой студенческой группы, выбранной в свое время наугад и совершенно произвольно. Это геологи. В этом году они заканчивают бакалавриат. Большинство из них сейчас на Полярном Урале, на практике: проводят геологическую съемку по заказу ВСЕГЕИ. Связи с ними – никакой.

«Они в глуши!..», – восклицают товарищи.

Однако двое представителей группы – Павел ПИТИРИМОВ и Дмитрий РЫБИН – сейчас в Петербурге. Оба они планируют поступать в магистратуру, оба заняты сейчас подготовкой своих бакалаврских работ. У обоих было лето, насыщенное событиями – причём событиями, напрямую связанными со специальностью, с профессией.

Павел Питиримов – студент кафедры геохимии. Предмет его научного интереса – геохимия ртути; на третьем курсе его научным руководителем стал Николай Романович Машьянов.

– Этим летом, – рассказывает Павел Питиримов, – в числе шести студентов-отличников нашей кафедры я побывал в Норвегии. Это была геологическая практика, длилась она две недели. С научной точки зрения она была довольно продуктивна (некоторые из наших ребят пишут работы по геологии Норвегии), а непривычным было то, что мы практически не передвигались пешком – всюду нас возили на машине.

Кроме того, я побывал в Америке, на Восьмой всемирной конференции по проблемам ртути, проводящейся раз в два года. На этот раз конференция проходила в Мэдисоне (штат Висконсин), в ней приняли участие более 2000 человек. Мы представляли стендовые доклады. Один из них был посвящён результатам работы, проведённой совместно с японскими коллегами. Это был долговременный мониторинг атмосферного воздуха при очень низких концентрациях ртути (близких к пределу обнаружения прибора) в районе города Минамата (Япония) с целью выявления источников загрязнения. Город печально знаменит техногенной катастрофой, вызванной выбросом с предприятия в залив в 1956 году огромного количества высокотоксичного соединения ртути, последствия катастрофы до сих пор окончательно не ликвидированы. Второй доклад был посвящен распределению ртути в почвах и включал в себя результаты исследования газонов на территории СПбГУ.

Для меня это была первая конференция такого уровня.

Студент кафедры кристаллографии Дмитрий Рыбин занимается процессами кристаллообразования на вулканах. Его лето было не менее интересным: не менее насыщенным с профессиональной точки зрения, не менее продуктивным с точки зрения приобретения жизненного опыта.

– Это летом я 40 дней провёл на Камчатке, – рассказывает Дмитрий, – куда мне помог добраться мой научный руководитель Станислав Константинович Филатов. Впервые я так далеко уехал из Европейской части России.

Не знаю, что меня больше поразило на Камчатке: природа или люди. Природа поражает своей дикостью, нетронутостью. Люди на Камчатке, по-моему, более отзывчивые и добрые, чем люди большого города. Камчатка изолирована от большой земли, добраться туда можно практически только по воздуху, – я думаю, всё это сказывается как на природе, так и на людях. Думаю, пребывание на Камчатке и на мне самом сказалось благотворно, я качественно отдохнул от городской суеты. Камчатка – это место, которое очищает.

Наша экспедиция состояла из 15 человек. Работали мы на Южной Камчатке, близ мыса Лопатка, на старейшей в мире Паужетской геотермальной станции и на Кошелевском вулкане, возле которого тоже находится геотермальное поле. На Кошелевском вулкане мы жили в палатках, на Паужетской станции – на обустроенной базе. Мы проводили геологическую разведку – различными геохимическими и геофизическими методами. Очень хочется тёплым словом вспомнить Сергея Николаевича Рычагова (начальника экспедиции на Камчатке) и Владимира Георгиевича Пушкарева (начальника нашего отряда).

Результатами своей работы я очень доволен: собрал все необходимые материалы для моей дальнейшей научной работы. И все-таки не менее важным для меня было и само общение в экспедиции: у меня появилось много новых друзей. Жаль, что гитара в нашей экспедиции появилась только дня за два до окончания работы.

– Что изменилось в вашем самоощущении за три года университетской жизни?

П.Питиримов: – Я думаю, университет способствовал расширению моих взглядов. За эти три года я стал иначе смотреть на многие вещи. Дальние поездки приводят к осознанию того, что я живу в мире и не заключён в рамки банальных передвижений по городу. И всё-таки, прежде всего, университет – это тот набор профессиональных знаний, который мы приобрели. Теперь я в какой-то степени стал видеть свое будущее.

Д.Рыбин: – За годы учёбы в университете появилось чувство уверенности в жизни. В целом, это, наверное, связано с взрослением. Что касается образования – конечно, всегда приятно быть хорошо образованным в какой-то сфере, иметь возможность блеснуть своими знаниями…

– Планируете ли вы связать свое будущее с фундаментальной наукой?

Д.Рыбин: – Сейчас на этот вопрос трудно ответить, время покажет.

П.Питиримов: – Думаю, виднее будет в магистратуре.  

Вадим Хохряков

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков