|
№ 19 (3742), 16 октября 2006 года
|
|
|
|
|
|
Оператор приёма снега нужен городу больше профессора
Богач Скуперфильд, герой романа Николая Носова «Незнайка на Луне», набирал на завод рабочих, бесплатно раздавая сосиски. Организаторы XVI ярмарки вакансий, прошедшей 19-20 сентября во дворце спорта «Юбилейный», пошли по другому пути. Сосискам, причём платным, отвели место в фойе, а будущих работников завлекали листовками и газетами.
Дёшево и сердито
Несколько странным показалось отсутствие на выставке представителей национальных диаспор города. Судя по всему, задача трудовой адаптации мигрантов не ставилась, и они просто не были оповещены. Организаторы выставки, похоже, решили сэкономить всюду, где можно и нельзя. Морально устаревшее здание ДС «Юбилейный» явно не предназначено для проведения подобных мероприятий. Теснота в проходах и плохая вентиляция навевали воспоминания об овощном рынке. В крохотных отсеках стендов, не блиставших оригинальностью оформления, посетителям не хватало даже стульев для заполнения анкет.
Поиск нужной фирмы крайне затрудняло отсутствие какой-либо системы в размещении участников. Поэтому, например, на стендах с одиннадцатого по шестнадцатый соседствовали сеть ресторанов «Сбарро», Канонерский судоремонтный завод, фирма «Кофе Хаус», полк милиции №1 и завод авиационных двигателей. Компьютеры на стендах отсутствовали; информация о соискателях собиралась дедовским способом – в папку с завязками.
Язык доведёт до хлева
Карта выставки имелась только в газете, выдаваемой при входе. Из содержавшихся в ней тысячи вакансий выпускнику университета подошли бы только две-три. Например, ОАО НИАИ «Источник» нужен был научный сотрудник с высшим химическим образованием. ООО «ММ Полиграфоформление Пэкэджинг» искало людей на должность переводчика-преподавателя, свободно владеющего немецким и английским. Информацию о вакансиях содержал также рубрикатор, висевший на стене внутри зала. Из него следовало, что на выставке есть только одна вакансия преподавателя – фирме «Что делать Консалт» нужны были специалисты для обучения сотрудников бухучёту.
Однако внимательно изучив стенды, выпускники вузов смогли бы найти работу, не требующую химического или финансового образования, а также знания двух иностранных языков. Это не только охранник Русского музея или менеджер по туризму в агентстве «Итака-недвижимость», но и преподаватель. Выяснилось, что Санкт-Петербургская школа бизнеса нуждается в учителях английского, и что в Академии методов и техники управления можно вести преподавание также и многие другие языки, включая японский и финский.
Владеющих финским и вдобавок специальностью бетонщика, газосварщика или оператора станков с ЧПУ ждала работа в стране Суоми. На выставке работал стенд проекта «10+10», связанного с перемещением рабочей силы из России в Финляндию и обратно. В рамках этой программы помощник по уходу за скотом с годовым опытом работы мог претендовать на зарплату от 7 евро в час.
Выйти из сумрака
Ближе всего к студенческой жизни оказался стенд компании HomeWork. Её коллективу, пишущему на заказ диссертации, дипломы, курсовые и монографии, тоже нужны новые рабочие руки. Правда, осталось невыясненным, можно ли нанять в этой фирме оппонента для защиты. Вообразим, какую речь тот мог бы произнести:
– Первая глава несомненно удалась. Писать её диссертанту помогли ведущие специалисты фирмы HomeWork. К сожалению, ему не хватило средств, чтобы так же хорошо обдумать вторую главу. Зато он смог заранее оплатить положительный отзыв учёного совета…
Возможно, кто-то считает логичным попытку ввести в законное русло практику, подпольно существующую испокон века. Но это уже тема отдельного разговора.
Не умеешь – научим
Посетителям выставки предоставлялась масса возможностей стать агентами по недвижимости и менеджерами по продажам. (Правда, им предъявлялись жёсткие требования к полу и возрасту, что за океаном считается неполиткорректным.) Свои стенды имели кадровые агентства, которые, в отличие от фирм-однодневок, не берут заранее деньги, обещая трудоустройство. Согласно декларации, подписанной в 2004 году, с Управлением Федеральной службы занятости населения (ФСЗН) по Северо-Западу сотрудничают такие рекрутинговые фирмы, как ООО «НеоСТАФФ», ООО Top Hunt International, OOO Stuff International, ЗАО «Персонал-Сервис», ООО «Агентство «Эксперт», OOO DARTS Recruiting Services, ООО «Консорт Петербург», EMG Professionals, Kelly Services CIS, компании «Анкор» и Personnel Service.
На втором этаже располагался консультационный центр, где специалисты-психологи бесплатно консультировали всех желающих по вопросам составления резюме, поведения на собеседовании и выбора будущей работы. С такими просьбами в центр обращается примерно 1500 человек за каждый день работы выставки, утверждает Мария Лабай, глава специального управления ФСЗН по Санкт-Петербургу. Она же назвала и другую цифру: всего на выставку приходит не менее 70 тысяч человек. К сожалению, она не объяснила, с чем связан постоянный выбор помещения ДС «Юбилейный», но сказала, что раньше на выставках было ещё теснее – в них участвовало до 400 компаний. С тех пор это число постоянно падает, и на последнем мероприятии было только 183 стенда. Хочется верить, что интерес к выставке падает не у посетителей, а у предприятий-участников, которые почему-то разочаровываются в таком способе подбора сотрудников.
Таких не берут в такелажники
По словам Марии Лабай, высшие учебные заведения Петербурга выпускают гораздо больше молодых специалистов, чем нужно городу, ждущему рабочих рук, а не кабинетных учёных. (Кстати, под «рабочими руками» на выставке понимались не только хозяйки кассы, мойщицы тары и мастера чистоты. Это также разнообразные гибщики, зуборезчики, стропальщики, обрубщики, притирщики, пятновыводчики и даже такие экзотические профессии, как «такелажник, не имеющий судимости» и «оператор приёма снега».) Она посоветовала студентам и выпускникам, желающим стать востребованными на рынке труда, обратиться за бесплатными консультациями, которые продолжаются и за стенами ярмарки вакансий – на 19 городских биржах труда, включая молодёжную (Канал Грибоедова, 105) и студенческую, расположенную в Университете технологии и дизайна. Многие вузы открывают сейчас собственные биржи – в их числе Финансово-экономический университет и Университет лёгкой промышленности. В этом Мария Лабай видит способ соотнести деятельность учебных заведений с реальной жизнью.
Разумеется, разговор о «социальном заказе» этим не исчерпывается. Мы обязательно продолжим его в следующих номерах журнала. А также, возможно, расскажем о мероприятиях октября. Это презентация культурных программ «Все флаги в гости», прошедшая 6 октября в Библиотеке им. В.В.Маяковского, экспозиция Executive MBA, открывшаяся 11 октября в гранд-отеле «Европа», студенческая ярмарка вакансий, состоявшаяся 12 октября в ГУАПе, и открывающаяся на следующий день в Ледовом дворце выставка «Образование в Петербурге».
Иван Шейко-Маленьких
Фото автора
|