Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18 (3741), 29 сентября 2006
образование

Болонский процесс:
мобильность и взаимное признание

5 сентября на физическом факультете СПбГУ прошло открытие российско-германской магистерской программы ACOPhys – Applied and Computational Physics – прикладная и вычислительная физика.

Идея российско-германской магистратуры была предложена профессором Кохом из Мюнхенского технического университета. Проект прошел несколько этапов обсуждения, и на последнем – в Лейпциге в феврале 2006 года – был принят ряд документов, одобренных руководством Мюнхенского технического, Технического Ильменау и Лейпцигского университетов. После этого организаторы программы подали заявку в DAAD и получили финансовую под-держку. Ожидается поддержка и со стороны российских фондов.

Участники российско-германской магистерской программы ACOPhys – Applied and Computational Physics – прикладная и вычислительная физика. Сидят слева направо: Б.В.Новиков, Г.Гобш, Э.Рунге, С.Ю.Славянов

Участники российско-германской магистерской программы ACOPhys – Applied and Computational Physics – прикладная и вычислительная физика. Сидят слева направо: Б.В.Новиков, Г.Гобш, Э.Рунге, С.Ю.Славянов

Весной прошло совещание у ректора СПбГУ, в котором участвовали проректор СПбГУ профессор В.Н.Троян, проректор профессор И.А.Дементьев, декан физического факультета А.С.Чирцов, профессор физического факультета Б.В.Новиков и профессор С.Ю.Славянов. Общим координатором программы утвержден профессор В.Н. Троян. Со стороны СПбГУ в проекте главную роль играют две кафедры: физики твердого тела и вычислительной физики, но участвует и несколько других кафедр физического факультета.

На церемонии открытия присутствовали консул по культуре и обзору прессы Флориан Зейтц и приехавшие для чтения лекций профессора из Технического университета Ильменау Герхардт Гобш и Эрих Рунге.

Сейчас на направлении обучаются четырнадцать студентов-магистрантов, двое из них немцы. Занятия ведутся частично на английском языке, частично на русском, так как те немецкие студенты, которые приехали на этот раз, знают русский. Занятия ведут российские и немецкие профессора. В начале сентября лекции читают профессор Гобш и профессор Рунге, потом они примут зачет и возвращаются в Ильменау. В течение этого года приедут еще двое немецких профессоров. Два российских студента едут в Германию на две недели на германскую студенческую школу Ferienakademie, один из них приглашен в дальнейшем на полугодичное обучение в Мюнхенском техническом университете.

Предвестником этого проекта можно считать проходящие уже пять лет в начале апреля школы для продвинутых студентов в области естественных наук – JASS. Они проводятся совместно СПбГУ и Мюнхенским Техническим университетом и включают более семидесяти студентов и более двадцати преподавателей. Школы финансируются правительством Баварии и фирмой «Сименс».

Что думают о совместной программе ее организаторы и непосредственные участники образовательного процесса? Вниманию читателей предлагаются мнения всех заинтересованных сторон.

Мнение преподавателей

Декан физического факультета Александр Сергеевич Чирцов:

– Идея проекта совместной магистратуры возникла из давнего, еще со времен СССР, сотрудничества двух кафедр факультета с немецкими университетами.

Беда университетского образования – падение интереса к естественным наукам. В Европе с этим дело обстоит еще хуже, чем у нас, там всерьез задумываются о том, кто же будет делать науку через два-три года. Сложившаяся на данный момент ситуация европейцев очень беспокоит, и они предпринимают конкретные шаги. В частности, инициаторами данной программы выступили наши немецкие коллеги.

Западным наукоемким фирмам требуются кадры. У этих фирм есть представительства и филиалы в России, куда планируется набрать представителей из специалистов, прошедших обучение в магистратуре по совместной программе. Это означает, что интеллектуальные ресурсы остаются в России.

Наша экспериментальная база десятки лет не обновлялась, а в Германии, наоборот, оборудования больше, чем желающих на нем работать. Обычно у нас получается сотрудничество с иностранцами по модели «наши мозги – их оборудование», а в данном случае приятно отметить, что за счет гранта, выигранного университетом в рамках нацпроекта «Образование», факультет сможет внести свой вклад и в техническое обеспечение учебного процесса. Вообще же идея совместного образовательного проекта появилась вполне закономерно, не сегодня-завтра это должно было произойти. В наше время физика развивается благодаря международным исследованиям, так как одной стране это просто не по карману.

Внешне совместный проект выглядит очень привлекательно, но есть и проблемы. Так, например, немаловажен язык преподавания. Наши студенты недостаточно знают английский язык, на котором будут читать лекции немецкие профессора, с немецким же дела обстоят еще менее благополучно. Конечно, студенты пользуются иностранной литературой при написании курсовых работ и дипломов, но восприятие на слух требует другого уровня владения языком. Кто-то знает языки благодаря иным формам сотрудничества с зарубежными университетами. Так, ежегодно Лос-Анжелесский университет приглашает десять наших ребят на летнюю стажировку, потом с кем-то продолжают сотрудничество, предлагая место в аспирантуре. Мы работаем также с Ecole Politechnique и Гренобльским университетом. Однако в целом студенты знают язык плохо.

Мы уже пытались читать лекции на английском на первых курсах, но ощутимых результатов не добились – у ребят тогда еще не было внутренней мотивации. Сейчас мы пытаемся привить интерес к изучению физики на английском, открыв факультативную программу Opened Physics на ранних курсах. В перспективе планируются занятия и по немецкому языку, здесь немецкое консульство уже выразило готовность оказать поддержку.

В первом семестре в проекте участвуют только двое немецких студентов, мы планируем привлечь больше. Вероятно, этого удастся достичь, используя формы включенного обучения, когда иностранцы учатся у себя, приезжают к нам на год, а потом возвращаются и защищают диплом в родном университете.

Цель Болонского процесса, в частности, состоит в том, чтобы достичь взаимного признания дипломов. Сейчас проблема заключается в том, что в то время как дипломы СПбГУ на Западе котируются, далеко не каждый зарубежный вуз признан у нас. Совместная образовательная программа будет содействовать унификации учебных программ и повышению доверия к дипломам всех участвующих в проекте университетов как в Германии, так и в России.

Заведующий кафедрой физики твердого тела, доктор физико-математических наук, профессор Борис Владимирович Новиков:

Профессор Сергей Юрьевич Славянов

Профессор Сергей Юрьевич Славянов

– Наличие такой программы на факультете повышает конкурс и, соответственно, качество студентов. Надо заметить, что эта программа возникла не на пустом месте, за два последних года у нас на факультете уже прошли обучение пятеро немецких студентов.

Немецкие профессора читают курсы по фотоэлектрическим явлениям в органических кристаллах. Профессор Рунге раскрывает теоретическую сторону, а профессор Гобш – прикладные аспекты темы. В двух словах: речь идет об использовании солнечной энергии. Сейчас такого рода эффекты в России используются в космической отрасли: крылья спутников покрыты слоем кристаллов, накапливающих и трансформирующих энергию света в электричество. Академик Ж.И.Алферов построил в Средней Азии целые поля сооружений, покрытых кремниевыми кристаллами. Но это очень сложная и затратная технология, окупающая себя только в космических проектах.

Сейчас в восполняемой энергетике вместо кремния используются слоистые структуры на основе ряда полупроводниковых материалов. Панелями с такой пленкой покрыты 400 кв. км крыш в Германии, 3000 кв. км крыш в Японии. КПД таких крыш составляет около 15%, что в два раза ниже КПД кремниевого покрытия, но они дешевле и устойчивее к внешним воздействиям. Однако если в Германии покрыть слоистыми структурами даже всю территорию, то все равно это даст лишь 4% общей энергетики страны.

Немецкие профессора рассказывают о новой, еще более дешевой и простой в изготовлении технологии на базе полимерных пленок с полупроводниковыми свойствами. В Америке уже нашивают такую полимерную пленку на одежду солдат, благодаря чему образуется энергия, которую можно использовать для поддержания комфортного температурного режима.

Нанотехнологии – очень перспективное направление в современной науке, о приоритете этого направления недавно говорил премьер-министр России Михаил Фрадков. Что касается перспектив программы, то мы рассчитываем, что в ней примут участие еще две-три факультетских кафедры. К преподаванию уже привлечены многие сотрудники Института Иоффе – молодые доктора наук, прошедшие школу академиков Алферова и Коплянского. Лучших студентов мы будем отправлять на практику в Германию.

Доктор физико-математических наук, профессор Сергей Юрьевич Славянов:

– Основная задача проекта – сделать Болонский процесс реальностью, придать мобильность студенческим и преподавательским ресурсам. В условиях глобализации насущно необходимым становится обмен студентами и преподавателями, обмен идеями, обмен формами преподавания. Только так можно создать по-настоящему общее образовательное пространство, являющееся необходимой предпосылкой единого экономического пространства. Ребята будут проходить практику в российских и немецких фирмах и ведущих научных центрах. Уже велись предварительные переговоры с фирмой Siemens: там готовы хоть сейчас взять одного нашего студента, но мы хотели бы все же сначала дать ему полноценное образование.

Профессор Эрих Рунге

Профессор Эрих Рунге

Программа читающихся в СПбГУ курсов согласована с программами немецких университетов. Если немецкий студент отучился семестр в СПбГУ, то у себя на родине ему будут зачтены все те курсы, которые он прослушал здесь. И наоборот, нашим студентам не придется заново сдавать зачеты и экзамены по тем предметам, по которым они отчитались в Германии. Это очень важно. Например, недавно мы были вынуждены отчислить за неуспеваемость студента, который хорошо проявил себя здесь, потом уехал учиться в Ecole Politechnique и, не желая порывать с университетом, поначалу пытался сдавать зачеты и экзамены и на нашем факультете. По объективным обстоятельствам он не смог полноценно готовиться к сдаче двух сессий. А вот если бы мы имели право просто перезачесть ему те предметы, которые он успешно сдал во Франции, то сохранили бы хорошего студента для российской науки.

Мобильность студентов отвечает духу Болонской системы. Поэтому мы составили программу с учетом не того, что хотели бы читать наши профессора, а того, что востребовано в европейских университетах. Кроме того, мобильность подразумевает мобильность преподавателей, когда они могут прочитать курс за неделю и, приняв зачет, вернуться в свою страну.

Многие ведущие университеты Европы, – те же Мюнхенский технический университет и Ecole Politechnique – поначалу сопротивлялись Болонскому процессу, чтобы сохранить свой высокий уровень образования, а не подстраиваться под более скромные образовательные учреждения. Но сейчас они поняли, что у них есть прекрасные шансы выйти в лидеры: они могут сохранить и развить магистерские программы, в то время как многие университеты будут готовить только бакалавров. Так, в Германии рассматривается проект, согласно которому на всю страну будет выделено около десяти университетов, которые станут локомотивами образовательного процесса.

Участие в проекте кафедры вычислительной физики предопределено гигантским объемом информации, который требуется собратъ и обработать в современном физическом эксперименте, сложностью расчетов для описания и моделирования физических процессов. Кооперация с общедоступностью вычислительных ресурсов, программных пакетов и мобильным подключением исполнителей здесь просто необходима.

На лекции. Справа Сергей Мерц

На лекции. Справа Сергей Мерц

Профессор Эрих Рунге, Технический университет Ильменау:

– Открытие такой программы имеет большое значение. Международные контакты очень важны не только собственно в научном плане, но и в культурном отношении. Обучаясь или обучая за рубежом, студенты и специалисты знакомятся с традициями других народов и стран. Этот культурный момент нельзя недооценивать.

Российские физики пользуются большим уважением западных коллег. Я считаю необходимым, чтобы немецкие студенты ездили учиться не только в Америку, но и в Россию. В России есть светлые головы, способные предлагать оригинальные решения теоретических задач. В Германии есть исследовательские центры, оснащенные по последнему слову техники.

Сам я изучаю поглощение света в кристаллах, работаю с квантовой системой «экситон», которая была открыта в России. Эта система, состоящая из электрона и дырки, связанных кулоновскими силами, напоминает атом водорода. Впервые ее наблюдал профессор физического факультета академик Гросс. Открытие было настолько невероятным, что его автора уволили из Физтеха, где он работал по совместительству. Зато во всем мире работа российского ученого получила заслуженное признание.

Глазами студентов

Сергей Мерц, студент первого курса магистратуры физического факультета СПбГУ:

– Когда в мае я услышал от профессора С.Ю.Славянова о новой международной магистерской программе под названием ACOPhys, то сразу у меня это не вызвало воодушевления. Я думал, раз это впервые, то, как всегда, блинчик выйдет комом. Говорили о том, что приедут новые студенты из Германии, что некоторые курсы будут читаться немецкими профессорами, что будет возможность на полгода поехать учиться в Германию, ну и, наконец, что стипендия увеличится в разы (а это, согласитесь, для неработающего студента фактор немаловажный). Верилось с трудом.

Тино Раше

Тино Раше

Некоторые люди говорили, что есть более простые способы закончить магистратуру. Кто-то говорил, что слушать лекции на английском – это не есть то, что нужно для хорошего усвоения материала (и я, признаться, поначалу тоже был склонен так считать). Однако, в то же время, очевидно, что такие лекции представляют собой стимул к изучению языка… В общем, мнений было много. Но, как говорится, “кто не рискует...”. Посовещавшись со своими однокурсниками Сергеем и Алексеем (которые твердо уже решили идти на новую программу), я решил попробовать. Побегав с разными бумажками и сдав необходимые экзамены, я оказался там, где я оказался.

Представляете, каким было мое удивление, когда 1 сентября первыми, с кем я поздоровался из преподавательского состава, были немецкие лекторы – профессор Рунге и профессор Гобш. Обычно недели две только “устаканивается” расписание, а тут на тебе: в первый же день начала лекций – и сразу же преподаватели из Германии. Позже я узнал, что из Бундесреспублики приехали также и студенты. А еще нас повели оформлять некий бонус к стипендии. Конечно, не такой, как говорилось изначально, но все же это шаг.

Вряд ли можно было ожидать чего-то большего, но нам сказали, что во вторник будет официальное открытие нашей программы. Просили быть всех. Пришло много народу из деканата, с кафедры, приехал даже консул Германии. Было приятно осознавать, что все это сделано для нас, студентов. Было много напутственных речей, много пожеланий. Профессор Новиков заверил нас, что блин не выйдет комом, так как сковородка прогрета основательно, что все будет хорошо. И в это действительно верится. Скептикам хочется сказать, что, может быть, действительно есть много более простых способов закончить магистратуру, но чтобы столь перспективных и интересных – не думаю. И я действительно считаю, что все закончится хорошо, ведь сковородочка-то славно подготовлена.

Студент Технического университета Ильменау, магистрант физического факультета СПбГУ Тино Раше:

– В школе русский был у меня основным иностранным языком. Одиннадцатый класс я окончил в Москве. В России у меня много друзей. Я играл в театре в совместной русско-немецкой труппе, в частности, мы ставили «До третьих петухов» В.Шукшина. В Ильменау не так уж много международных программ, поэтому я с большим интересом отнесся к возможности поучиться в России. Я приехал в Петербург на год, и если понравится, смогу остаться еще.

В Германии принято модульное обучение: студент должен прослушать определенное количество курсов, входящих в тот или иной тематический модуль, однако при этом располагает свободой в выборе как модулей, так и конкретных предметов. При этом в магистратуре возможности выбора гораздо шире, чем в бакалавриате.

Естественно, в учебной программе «Техническая физика», по которой я обучаюсь, больше всего места занимает физический модуль. В рамках этого модуля читаются такие курсы, как физика твердого тела, электроника твердого тела, полупроводники, физика атмосферы, оптика, теоретическая физика, микрофизика (на стыке с микробиологией), физическая химия. Первые два предмета обязательны для всех студентов-физиков, а из дальнейшего перечня можно выбирать по желанию. Мне интереснее полупроводники и физика атмосферы (здесь меня привлекает экологическая проблематика).

Сегодня в Германии много технических специалистов узкого профиля, и работодатели их не очень жалуют. Чтобы привлечь к себе внимание, надо обладать какими-то дополнительными навыками. В специалисте высоко ценятся так называемые soft skills – человеческие качества, спортивные достижения, умение работать в команде, опыт ведения семинаров и так далее Поэтому, помимо физического модуля, я выбрал еще юридический, экономический и обществоведческий, а кроме того, в свободное время занимаюсь социально-общественными проектами.  

Петр Нешитов
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков