Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18 (3741), 29 сентября 2006
социум

Евровидение
как зеркало нашей духовной деградации

Комментарий социального психолога

20 мая 2006 г. на Первом канале российского телевидения из Греции, из Афин показывали финал конкурса “Евровидение-2006”. Подавали его как очень важное культурное событие года.

В финал вышли 24 исполнителя. Очень примечательно, что только одна из них — гречанка Анна Висси выступала в одиночку, еще была пара из Франции (певица и виолончелист), а все остальные исполняли песни с вокальной и/или танцевальной группами (чаще всего командой в 6 человек). То есть каждая песня представляла собой некое коллективное действо, мини-шоу. Таковы нынешние тенденции и каноны массовой культуры: не дай Бог, зритель соскучится!.. Видеоряд должен быть ярким, всё время нужно мельтешить перед глазами, блестеть. В параллель с певцом выступают танцоры или даже акробаты, показывая по ходу песни всевозможные динамичные трюки. Мы можем воспринять это как знак: на сцене конкурса “Евровидение” царит цирковая атмосфера, властвует эстетика китча. Это первая тенденция. Поэтому и выступление артистов из Швейцарии, например, почему-то было в каком-то цыганском, таборном стиле, не очень вяжущемся с образом и традициями этой страны.

В.Е.Семёнов

В.Е.Семёнов

Среди выступавших на конкурсе “Евровидение” были не только классические европейцы, но и представители таких стран, как Турция, Израиль, Армения. Кстати, во многих европейских и тем более североамериканских справочниках Россию также относят к Азии. Впрочем, процессы глобализации продолжаются: большинство исполнителей пели по-английски (20 из 24, то есть аж 83%). На своем языке выступали только француженка, норвежка, хорватка, представитель Боснии и Герцеговины, а на своем родном, опять же английском — ирландец и англичанин. По-английски пели и представители России, Украины, Молдовы. Если сравнивать выступления последних лет, то видно, что все большее количество исполнителей на конкурсах “Евровидения” переходит на “всеобщий” английский, который стал неким мировым эсперанто.

Однако, на мой взгляд, пусть глобализация проявляется в экономических процессах, но не в культуре и искусстве; а язык, как известно, это как раз сердцевина любой национальной культуры. Человек более эмоционально и проникновенно самовыражается на родном языке, чувствует все его оттенки и тонкости. А когда русский автор пишет текст на английском, то он может высказать лишь нечто упрощенное и не очень оригинальное. Этот процесс “усреднения”, стереотипизации, речевой энтропии имеет для культуры явно отрицательное значение. Он нивелирует самобытность и автора песни, и ее исполнителя. Таким образом, можем зафиксировать американизацию — как вторую тенденцию (ибо английский язык сейчас все более приобретает американский характер).

Постоянно чувствовалось, что певцы боятся исполнять серьезные, глубокие песни. На это решились, и не случайно, лишь исполнители, как раз певшие на родном языке, да еще гречанка. В результате здесь проявляется третья тенденция — я бы назвал ее постмодернистская. Установка на то, что ни к чему серьезно относиться не надо. Поэтому на эстраде царит пародия, гротескный юмор, всякого рода шутовство. Я вижу в этом проявление более глубинного процесса, самого отношения к жизни. Дескать, всё в нашем мире ерунда, блеф, не бери в голову и тому подобное. Некое облегченное скольжение по жизни... Когда это минутное настроение, настрой на отдых, так сказать “потехе — час” — нет возражений. Но когда это становится жизненным кредо, как у значительной части современной молодежи, — это приводит к безответственности и инфантилизму.

Победители конкурса “Евровидение” всем известны. Но для того, чтобы было понятно, о чем я хочу сказать, проведу свой собственный конкурс среди этих же исполнителей. Расставлю 5 первых мест по своему усмотрению... Признаюсь, тут я не оригинален. Например, на “Радио России” (петербургская редакция) есть комментатор Михаил Спичка. Каждое воскресенье он проводит рейтинг американской рок-музыки и присуждает призовые места так, как ему нравится. Это делает не жюри, не референдум, а один человек. Вот и я решил проранжировать исполнителей “Евровидения”. Мой критерий: естественность, искренность выражения ими настоящих глубоких чувств.

Первое место я бы отдал норвежке Кристине. Она пела на родном языке, в классическом, очень гармоничном стиле, явно опираясь на фольклор. Ее сопровождал девичий ансамбль, только представьте, в длинных строгих платьях.

Второе место — представитель Боснии и Герцеговины. Тоже естественность, явные народные мотивы. И плюс — отсутствие вульгарности, наигранности, фальши, всяческих цирковых ухищрений.

Третье место — гречанка Анна Висси, единственная певица на конкурсе, которая осмелилась петь без группы поддержки. И сумела выразить настоящие, в лучшем смысле этого слова, романтические чувства.

Четвертое — ирландский певец, исполнивший балладу “Every song is a cry for love” опять же в классической искренней манере. Его сопровождала мужская певческая группа.

И пятое — шведка Карола. Она продемонстрировала потрясающий темперамент и настоящую страсть в своей песне “Непобедимый”.

Эти 5 из 24 исполнителей конкурса “Евровидение” показались мне артистами, которые не идут на поводу у современных тенденций стандартизации. И благодаря этому смогли выразить в своих песнях настоящие чувства и ценности. А всё остальное, на мой вкус, было неталантливо, вторично и откровенно пошло и вульгарно.

Однако первое место, по результатам голосования зрителей стран Европейского Союза, было присуждено финской группе “Лорди”. Но чаще их называли “монстрами” — за явную аляповатую пародийную инфернальность и в облике, и в манере исполнения. Зрители постарше могут вспомнить известный в 1970-е годы английский ансамбль Kiss в вульгарном сатанинском обличии и с соответствующим репертуаром. Нынешние “Лорди” тоже выступали как четыре исчадия ада, но с еще большей долей пародии и эксцентрики. Тем не менее, в их номере присутствовал явный элемент кощунства. В частности, “монстры” поют: “Хард-рок, аллилуйя!”, но мы можем вспомнить, что возглас “аллилуйя” — это элемент христианской службы, и буквально означает: “Хвалите Господа”.

В свое время выступления Kiss были построены на “игре” в сатанизм — с бравадой и эпатажем публики тех лет. А здесь получается уже пародия на пародию, типичная постмодернистская неспособность на свое собственное и оригинальное. Комментатор шоу радостно докладывал, что финские парни перед концертом гримируются по пять часов — чтобы их бесовские рога, шрамы, бельма и когти выглядели как можно более устрашающе и натурально. А во время исполнения у лидера группы вдруг раскрываются черные крылья за спиной. Как бы то ни было, но выступления “монстров” — это несомненное кощунство по отношению к христианству — хоть и в пародийном виде. Как говорится, в каждой шутке есть доля правды...

Если бы за эту группу голосовали только подростки, было бы еще понятно. А то ведь их принимают на “ура” люди, которым далеко за 20 и 30 лет. И это заставляет задуматься о духовно-нравственном здоровье Европы. Радует только то, что большинство славянских стран все же не отдали свои голоса “монстрам”.

Выступления “Лорди” перекликаются с многочисленными попытками последних лет дискредитировать христианство, превратить его в эпизод исторической легенды, снизить до уровня обычных мифов. Например, нашумевший “Код да Винчи” (сначала роман, а затем и фильм) показывает Христа как просто плотского человека — и у него, якобы, есть обычное потомство. Или вдруг появляется некое “Евангелие от Иуды”, где обеляют Иуду — он, оказывается, вовсе не предатель, а просто выполнил свою роль, предложенную ему Иисусом. К сожалению, в этом же ряду стоят и более серьезные и талантливые произведения, такие как “Страсти Христовы” Мела Гибсона и экранизация романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита” режиссером В.Бортко. А теперь еще и безбожно разрекламированный в России концерт стареющей дивы с ёрническим для поп-певицы псевдонимом “Мадонна”, которая в одном из номеров появляется “распятой” на кресте. А были в последние годы в России, где 60% населения идентифицируют себя с православием (см. данные “Левады-центра”), и разрубание икон на некой “художественной” выставке в Москве, и другие надругательства над христианскими образами.

Но кардинальный пересмотр ценностей, как мы видели на опыте развала СССР, не приводит ни к чему особо хорошему. И наши мусульманские соседи ничего подобного не допускают. Только представьте, что было бы, если бы в Азии появился роман или фильм о пророке Мухаммеде — типа “Кода да Винчи”. Мы помним, какие скандалы были подняты почти год назад вокруг карикатур в датских газетах. Или можно вспомнить Салмана Рушди, который до сих пор где-то скрывается из-за своих “Сатанинских стихов”. Христиане в этом смысле сверхтолерантны. Ни мусульмане, ни иудеи такого никогда не позволили бы. А Европа позволяет, лениво посмеиваясь. Даже приветствует эти антихристианские кощунства и насмешки, в частности, довольно дружно проголосовав за “Лорди”. Торжествует дух нового язычества и попрания христианских норм нравственности.

На конкурсе “Евровидение” поражало обилие вульгарности, отсутствие элементарного вкуса — и это на главной международной эстрадной площадке. Даже братья-славяне демонстрировали образцы пошлости и низкопробности. Короткая юбчонка, кричащий макияж, вульгарные интонации и телодвижения — все это продемонстрировала украинская певица, выступавшая под псевдонимом Тины Кароль. Представительницы Молдовы и Македонии выступали в том же пошлом стиле, как будто все они пришли на сцену “Евровидения” прямо с подмостков дешевого заведения для мужчин. Даже Турцию — исламскую страну! — представляла на конкурсе крашеная блондинка с татуировкой и теми же, мягко говоря, неэлегантными манерами.

В своих социально-психологических исследованиях масскультуры я пришел к выводу, что в

1960-е годы мода, искусство, музыка были “в размер человека”. И мода, и музыка отличались естественностью и хорошим вкусом. Взять хотя бы тогдашний джаз, эстраду, авторскую песню, даже рок-н-ролл тогда еще был преимущественно жизнерадостным и танцевальным. Все это было в гармонии с человеческой психофизиологией и этикой, оказывало на людей вполне оптимистическое влияние. А не разрушительное, дисгармоничное или наркотическое, как более поздние направления в рок- и поп-музыке. Все это подтверждают исследования влияния музыки на психику и физиологию слушателей, которые неоднократно проводились и у нас, и на Западе. С каждым десятилетием, с каждым новым направлением поп- и рок-музыка становятся все более дисгармоничными и разрушительными, обращаясь к низшим инстинктам.

И на конкурсе “Евровидение” эта тенденция последних десятилетий была видна невооруженным глазом. Многие песни были просто примитивны и безвкусны. К сожалению, это продемонстрировали даже представители Испании и Мальты.

Наш телевизионный комментатор был горд, что Дима Билан вышел на второе место. Андрей Малахов собрал в студии “группу поддержки” Билана: депутатов Думы Хинштейна и Митрофанова, наших звезд спорта и так называемых кумиров поп-музыки. Когда певец вернулся в Россию, его приветствовал сам поп-вождь ЛДПР В.Жириновский, а Дима, как и полагается поп-идолу, сидел, не снимая бейсболки, хотя и является всего лишь рядовым членом ЛДПР. Становится все более привычным, что и политика превращается в шоу.

Конечно, у Билана хороший голос, он неплохо поет и двигается на сцене. Но его песня в финале “Евровидения” нисколько не выделяется на общем фоне и подтверждает все тенденции деградации, о которых мы говорим. Его песня на конкурсе — этакий клип-ужастик, где участвует балерина, изображающая не то лебедя, не то утопленницу — с белым меловым лицом. В кульминационный момент она появляется из-под крышки белого рояля — как привидение — и рассыпает пурпурные лепестки розы. А певец в это время то вскакивает, то соскакивает с рояля. По смыслу песни человек страдает, происходит трагедия, но глупость данной режиссуры может вызвать скорее смех. И то, что Билану отдали второе место, — это тоже свидетельство эстетической деградации Европы, подтверждение плохого вкуса зрителей, которые отдали голоса примитивному клипу. А вот если слушать песню без видеоряда, то она становится гораздо более удачной.

На конкурсе “Евровидение”, как мне кажется, очень четко проявились тенденции этического и эстетического упадка европейской культуры. Фактически в конкурсе победило не пение, а именно видеоряд. Аудитория, прежде всего молодежная, голосовала за изображение. Не случайно для нового поколения книга уже не является главным источником знаний о мире и человеке, ее заменили телевизор и компьютер. Зрительное восприятие вытесняет все другие; изображение, рекламный клип становятся неизмеримо важнее всего прочего. Например, у финских “монстров” пения фактически не было, глухое скандирование, как в бочку, никакого вокала, но зато бьющая в глаза и по нервам театрализация, пуды грима и механики, которые и победили в итоге... У Димы Билана также его видео-ужастик просто затмил вокал, но именно благодаря этому принес ему второе место.

Американская масскультура вытеснила более тонкий европейский стиль. Глобализация — это по сути американизация. В кино и видеоклипах побеждают спецэффекты, они выходят на первый план, конкурируя с игрой актеров. К чему ведет глобализация в культуре? К вульгаризации и подмене ценностей. Цирк — хорошее искусство, но пение на эстраде, вокал — это совсем другое искусство...

Как известно, есть законы энтропии, в том числе социально-культурной, согласно которым без дифференциации, самобытности, пассионарности всё усредняется в единообразную массу. Россия и славянские страны, увы, идут по этому же пути. Через неделю после финала “Евровидения”, 27 мая, наше телевидение демонстрировало очередной выпуск “Фабрики звезд”. И меня поразило, что закономерности, которые я выделил во время европейского конкурса, проявляются и здесь. Все выступления держатся на внешних эффектах: наряды, мордашки, резвые телодвижения, а пение отступает на задний план. Вульгаризация, засилье видеоряда, исполнители все время били на внешние эффекты.

Многие современные люди уже не способны воспринять тихое, нормальное исполнение. Поп-искусство сводится к тому, чтобы шокировать. Например, зачем-то широко афишируются разновозрастные браки нашего артистического мира. Вот и на “Фабрике звезд” выходит 20-летний певец Прохор Шаляпин (видимо, псевдоним) и вместе с ним Ирина Аллегрова, которая годится ему в мамы. И они демонстрируют на публику этакий роман юноши и зрелой женщины... Это навязчивое афиширование всего не очень естественного — тоже свидетельство нравственного упадка. В связи с этим поражает поступок королевы Англии, которая поздравила Элтона Джона с гомосексуальной свадьбой. Или это и есть британский аристократизм?.. А президент Финляндии Рита Халонен лично выразила благодарность группе “Лорди” за победу на конкурсе “Евровидение”, причем прямо на главной площади Хельсинки у собора Св.Николая, и тысячи присутствующих здесь же сограждан бурно радовались победе финских “монстров” — это и грустно, и смешно.

Вся наша поп-тусовка часто ведет себя возмутительно, безответственно и эгоистично. Борис Гребенщиков (кстати, в 70-е годы сотрудник нашего НИИКСИ) недавно в своей воскресной радиопередаче исполнил песенку: “Все говорят: не надо пить. А я говорю, что буду!..” Певец опять бьет на дешевый эффект и шокирование публики. И это в стране, которая буквально спивается и отравляется некачественной водкой!.. А на той же “Фабрике звезд” Сергей Трофимов (Трофим) спел в качестве “звезды” старшего поколения свой опус: “Жаль, что промахнулась Фанни Каплан...” Трофим известен как исполнитель так называемого русского шансона, то есть попросту блатных песен. Можно по-разному относиться к В.И.Ленину, даже считать его исчадием ада, но дешевое кощунство — это пошло и мерзко. Человек с элементарным чувством справедливости знает, что история данного покушения на Ленина достаточно трагична, и не стоит плясать на костях.

Или возьмем для примера мобильную связь. Фирмы ради откровенной наживы готовы на всё, и мы беззащитны перед ними — так же, как наши дети и подростки. В журналах и газетах публикуют рекламу: набрав такой-то код, подросток или даже ребенок может получить на свой мобильник картинку на выбор: любовь геев, любовь брюнеток, секс с бананом или “раздень стриптизершу”. А вот как рекламируются “прикольные” звонки: “Смех обкуренной обезьяны”, “Безумство женского оргазма”, “Истошные вопли гоблина” или “Хохот бешеной коровы”. И хотя иногда оговаривается, что картинки и звонки только для тех, кто старше 18 лет, но кто же в это поверит? Ясно, что основной потребитель попсы, клипов, мобильных гнусностей — это дети и подростки. Индустрия порока вкалывает без отдыха.

В Европе, и особенно в США, кстати, такие проблемы контролируются, а мы пока, видимо, не доросли еще до их уровня. Недавно одна из центральных газет опубликовала письмо американского врача, пожившего в России и ужаснувшегося: “Как вы можете позволять такую гигантскую рекламу сигарет и алкоголя?” А мы и не замечаем, как калечим подрастающее поколение. Как это совмещается с призывами увеличить рождаемость и проявлением заботы государства о семье, не совсем понятно...

Россия повторяет стадию сексуальной революции, которую Запад пережил еще в 60-е годы. Только этим можно объяснить обилие на общедоступных телеканалах таких передач, как “Техника секса”, “Азбука секса”, “Сексуальная революция” или “Секс с Анфисой Чеховой”. Индустрия порока и развращения получает все большее распространение в нашей стране. Игровые автоматы на каждом шагу, бесконечные казино, которые расположены рядом со школами и вузами, в жилых домах. А в развитых странах давно загнали игорный бизнес в отдельные отдаленные кварталы или даже в спецгородки.

Напрашивается параллель между началом ХХ и началом XXI веков. Сто лет назад Дмитрий Мережковский написал книгу “Больная Россия”, где описал язвы тех лет. Но всё повторяется вновь — и декаданс, и развращение молодежи, и эскапизм. В начале ХХ века в богемной среде в моде был кокаин, а сейчас в ходу уже героин и другие наркотики покруче, причем среди самых разных слоев молодежи. Тогда были “Пьеро” Вертинского, “Ананасы в шампанском” Северянина, а сегодня что? Сейчас всё более вульгарно и страшно. Вновь России грозит Грядущий Хам, который низвергнет культуру до уровня хулигана и преступника. В первые годы Советской власти было движение “Долой стыд!”, были знаменитые бандиты во время нэпа. И потом целый век нам пришлось расплачиваться за тогдашние перехлесты. А сейчас мы вновь повторяем этот этап.

Ежегодно наша страна теряет около 50 000 человек — только от убийств (Россия входит в первую пятерку стран с самой многочисленной преступностью). И не меньше мы теряем от самоубийств — людям чутким, человечным невозможно вписаться в эту действительность... Смертность в России в 2 раза превышает рождаемость, каждый год мы теряем почти миллион населения, по официальным данным. При таких показателях ни в коем случае нельзя допустить гомосексуализм, наркоманию, смакование и открытую пропаганду разврата и порока на телеканалах... Растет число смертей от алкогольных отравлений — это тоже своеобразное самоубийство. Говорят: в России привыкли пить. Но по-моему, главное — атмосфера в стране. В 1986-88 гг. было резкое падение алкоголизма, убийств и самоубийств — потому что тогда появилась атмосфера обновления и надежды — и социальные показатели сразу улучшились.

В 2005 году в Послании президента речь шла не только об удвоении ВВП, но и о справедливости (недаром в эпоху чудовищного расслоения общества президент 14 раз повторил это слово). В 2006 году президент выделил проблему рождаемости. Если народ России прислушается к призывам президента и проявит активность и гражданскую сознательность, тогда еще есть надежда. По нашим опросам, семья и здоровье во всех группах населения — на первых местах в общем списке ценностей. Но для кого-то нажива — главное... Сколько писем посылали педагоги и родители в редакции ТВ, в министерства, в Думу: прекратите этот ужас на экранах! А им отвечают: у нас демократическая страна и свобода информации.  

В.Е.Семёнов,
директор НИИКСИ,
доктор психологических наук, профессор
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков